Колобок. Бизнес-сказка на ночь

Все знают сказку "Колобок"? Я много раз читала разборы сказок, интерпретации с точки зрения мистики и психологии и т.д. Но сегодня, работая за компьютером, я краем уха слушала слушала звук от мультика, который смотрела моя дочь. А так как все мысли в последнее время у меня про бизнес, то следующая трактовка известной сказки напросилась сама собой.

Конструкция сказки с точки зрения бизнеса

Так о чем же сказка, если взглянуть на нее с точки зрения поучительной истории о предпринимательской деятельности? Кажется, там рассказывается, как Дед и Бабка потратили последние инвестиции на запуск небольшого стартапа для поддержания штанов на старости лет. Но их проект решил пожить собственной жизнью и вышел в окно. Там он столкнулся с простыми проблемами внешнего большого мира, не справился с ними и потерпел неудачу, стоившую ему жизни.

Когда мы придумываем дерзкий и свежий продукт, хочется чтобы он стал нашей "курочкой Рябой" несущей нам золотые яйца, но это совсем другая сказка. Так по какой же причине большинство наших стартапчиков умирает даже не покинув статус Колобка?

С кем Колобок вступал в переговоры

Колобок радостно катится в мир не думая о последствиях. Сперва он встречает Зайца, потом Волка, потом Медведя и лишь в конце - Лису. При этом эмпатия к Колобку лично у меня почему то постепенно ослабевает от встречи к встрече. Я искренне радовалась, когда он не повелся на Зайца и, лихо обогнув его, умчался прочь. Но вот Волк - животное более серьезное и опасное, казалось бы, стоит задуматься. Уход от волка кажется уже счастливой случайностью, и было бы неплохо, если бы Колобок продемонстрировал нам рост мудрости перед встречей с третьим крупным противником.

Мне всегда казалось нелогичной последовательность увеличения зверей в истории, ведь Лиса должна была бы встать между Зайцем и Волком. Но ее появление в конце как раз и говорит нам о том, что проиграв две достаточно крупные сделки стартап в итоге перетянул в ожидании удачи и погиб по сути на второй итерации. Его сожрал зверь не такой опасный как волк или медведь, а просто чуть хитрее тупого зайца (стереотипы, мана-мана).

Что Колобок сделал не так?

Проблема Колобка очевидна, несмотря на столкновение с все более крупными игроками, способными его съесть, дурачок каждый раз выбирает одну и ту же стратегию поведения - поет свою дурацкую песенку. При этом его песня содержит в себе всю необходимую информацию для копирования подобного ему продукта (NDA то он не подписывал). То есть выдает все секреты создания продукта уже на стадии переговоров.

Представим что Колобок - MVP (минимальная жизнеспособная версия продукта). Вот он запущен и катится к аудитории. По опыту запуска разных проектов - всегда в начале появляется не очень крупный игрок, который хочет поглотить перспективное начинание и стать за счет него сильнее. Но, будем честны, потенциал Зайца невелик, он и сам каждый день рискует быть съеденным в лесу и потому принимать его предложение и правда не стоит. Зато Колобку стоило бы за счет зайца потренироваться в переговорном мастерстве. При этом сам факт появления Зайца дает понимание, что Колобок не пустышка и реально может быть потенциально вкусным (спасибо Деду с Бабкой). Становится интересно, а кто еще заинтересуется Колобком, если он уже получил небольшую популярность. И появляется Волк - уже более конкретная угроза (а мы-то знаем, что любая угроза в бизнесе должна восприниматься, как возможность). Но наш недалекий Колобок поет ему все ту же песню и мы понимаем в этот момент, что Колобку надо бы немного облагородить свое коммерческое предложение.

Нет, ну правда. Ведь приди он к Медведю уже с конкретным КП, мудрый зверь возможно навсегда бы изменил судьбу беспонтового мучного шарика. Я считаю, что вилка экзистенциального выбора кроется как раз между Волком и Медведем. В обоих случаях, если бы Колобок смог успешно провести переговоры с ними, его судьба могла бы стать совсем иной. Но наш самонадеянный друг уже совсем беспардонно отшивает крупного и мудрого Медведя и входит в раж, думая, что он бессмертный. По законам бизнес-леса следующая встреча становится для него фатальной. The End...

Было ли будущее у Колобка?

Колобок был юн и совсем один во враждебном лесу, сложно винить его за промахи, ведь у него не было хорошего бизнес-консультанта. Продать себя нормально он не мог, его судьбу определили поработившие его страхи и невежество, поэтому и его способы выхода из кризисных ситуаций не отличались креативом в сценариях.

Привет Деду с Бабкой

Какие выводы мы сделаем на ночь глядя и что пожелать новым Колобкам?

Любой родитель знает, что мы - всего лишь компост для развития и роста наших чад. Я считаю абсолютно несправедливым, что хитрожопая лиса, которая в итоге слямзила стариковский стартап, не принесла им ни возврата инвестиций, ни роялти или хотя бы лицензионного вознаграждения за пользование результатом их труда.

Для того, чтобы вы не были лузерами как Дед и Бабка, защищайте права на созданные вами продукты, подписывайте NDA и грамотно упаковывайте их, чтобы любой Медведь понял, что с вами полезнее сотрудничать, чем просто вас съесть.

Вот и сказки конец, а кто слушал, тот прокрастинирует и не пишет бизнес-план сейчас.

11
1 комментарий

Колобок это очень хороший пример самонадеянности. Есть сказка на новый лад: https://skazkaplus.ru/russkiye-skazki/samonadeyannyy-kolobok

Ответить