Центральный институт труда Гастева

Алексей Капитонович Гастев (родился 8 октября 1882) — выдающийся советский теоретик и практик научной организации труда и управления производством, крупный общественный деятель, поэт. Его перу принадлежит свыше 200 монографий, брошюр, статей.

1 https://shchedrovitskiy.com/wp-content/uploads/4a0fa2_7baff423faa644a19b7462f247e9f3bb_mv2_d_2329_3321_s_2-scaled.jpg
1 https://shchedrovitskiy.com/wp-content/uploads/4a0fa2_7baff423faa644a19b7462f247e9f3bb_mv2_d_2329_3321_s_2-scaled.jpg

В насыщенной событиями биографии А. К. Гастева наиболее яркие страницы связаны с его деятельностью в качестве основателя и руководителя Центрального института труда (ЦИТ). ЦИТ — главное и любимое детище А. К. Гастева, был образован в 1921 г. путем слияния двух институтов: Института труда при ВЦСПС и Института экспериментального изучения живого труда при Наркомтруде.

Предыстория ЦИТ тесным образом связана с именем В. И. Ленина. Так, после личной беседы с А. К. Гастевым он направил письмо в Наркомфин со следующими строками: <Хочется мне помочь товарищу Гастеву, заведующему Институтом труда. Ему надо на 0,5 миллионов золотом прикупить. Этого, конечно, теперь мы не можем... Подумайте, узнайте точнее и постарайтесь исхлопотать ему известную сумму. Такое учреждение мы все ж таки, и при трудном положении, поддержать должны>

В 1924 г. под руководством А. К. Гастева в институте был сформулирован установочный (инженерный) метод обучения со строжайшей дозировкой знаний. Работа по созданию методики быстрого и массового обучения трудовым приемам и операциям велась комплексно, она сопровождалась целым рядом лабораторных исследований и экспериментов в области биомеханики, энергетики, психотехники и т. д.

Эта методика позволяла за 3-6 месяцев подготовить высококвалифицированного рабочего, тогда как в школах ФЗУ для этого требовалось 3-4 года. ЦИТ получил задание обучить своими методами в течение года 10000 рабочих. Стоимость обучения этих рабочих была определена в 1,2 млн руб. Подготовка такого же количества рабочих в школах ФЗУ обошлась бы в 24 млн руб. [2]

2 Циклограмма рубки зубилом. А.К. Гастев в педагогической лабаратории ЦИТ Date 1922-1924 https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/30/Cyclogram_Gastev_TSIT.jpg
2 Циклограмма рубки зубилом. А.К. Гастев в педагогической лабаратории ЦИТ Date 1922-1924 https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/30/Cyclogram_Gastev_TSIT.jpg

Вот первые основные правила для всякого труда

  • Прежде чем браться за работу, надо всю ее продумать, продумать так, чтобы в голове окончательно сложилась модель готовой работы и весь порядок трудовых приемов. Если все до конца продумать нельзя, то продумать главные вехи, а первые части работ продумать досконально.
  • Не браться за работу, пока не приготовлен весь рабочий инструмент и все приспособления для работы.
  • На рабочем месте (станок, верстак, стол, пол, земля) не должно быть ничего лишнего, чтобы попусту не тыкаться, не суетиться и не искать нужного среди ненужного.
  • Весь инструмент и приспособления должны быть разложены в определенном, по возможности раз навсегда установленном порядке, чтобы можно все это находить наобум.
  • За работу никогда не надо браться круто, сразу, не срываться с места, а входить в работу исподволь. Голова и тело сами разойдутся и заработают; а если приняться сразу, то скоро и себя, как говорится* зарежешь, и работу <запорешь>. После крутого начального порыва работник скоро сдает: и сам будет испытывать усталость, и работу будет портить.
  • По ходу работы иногда надо усиленно приналечь: или для того, чтобы осилить что-нибудь из ряда вон выходящее, или чтобы взять что-нибудь сообща, артельно. В таких случаях не надо сразу налегать, а сначала приладиться, надо все тело н ум настроить, надо, так сказать, зарядиться; дальше надо слегка испробовать, нащупать потребную силу н уже после этого приналечь.
  • Работать надо как можно ровнее, чтобы не было прилива и отлива; работа сгоряча, приступами портит и человека и работу.
  • Посадка тела при работе должна быть такая, чтобы и удобно было работать, и в то же время не тратились бы силы на совершенно ненужное держание тела на ногах. По возможности надо работать сидя. Если сидеть нельзя, ноги надо держать расставленными; чтобы выставленная вперед или в сторону нога не срывалась с места, надо устроить укрепу.
  • Во время работы надо обязательно отдыхать. В тяжелой работе надо чаще отдыхать и по возможности сидеть, в легкой работе отдыхи редкие, но равномерные.
  • Во время самой работы не надо есть, пить чай, пить в крайнем случае только для утоления жажды; не надо и курить, лучше курить в рабочие перерывы, чем во время самой работы.
  • Если работа нейдет, то не горячиться, а лучше сделать перерыв, одуматься и применять снова опять-таки тихо; даже нарочно замедлять, чтобы выдержать.
  • Во время самой работы, особенно когда дело нейдет, надо работу прервать, привести в порядок рабочее место, уложить старательно инструмент и материал, смести сор и снова приняться за работу и опять-таки исподволь, но ровно.
  • Не надо в работе отрываться для другого дела, кроме необходимого в самой работе.
  • Есть очень дурная привычка после удачного выполнения работы сейчас же ее показать; вот тут обязательно надо <вытерпеть>, так сказать, привыкнуть к успеху, смять свое удовлетворение, сделать его внутренним, а то в другой раз в случае неудачи получится <отравление> воли, и работа опротивеет.
  • В случае полной неудачи надо легко смотреть на дело и не расстраиваться, начинать снова работу, как будто в первый раз, и вести себя так, как указано в 11-м правиле.
  • По окончании работы надо все прибрать; и работу, и инструмент, и рабочее место; все положить на определенное место, чтобы принимаясь снова за работу, можно было все найти и чтобы самая работа не опротивела [2]

Нужен боец, а не автомат

Как любая технология, отсекающая лень и болтовню, идеи Гастевабыли восприняты в штыки, подвергались неконструктивной критике. Вместо обоснованного указания на слабые места и предложений по улучшению, отвергалась сама идея. Часть статьи из журнала «Смена», № 16 за 1930 год.

3 Нам нужен боец, а не автомат. http://www.etheroneph.com/images/gnosis/gastev0.jpg
3 Нам нужен боец, а не автомат. http://www.etheroneph.com/images/gnosis/gastev0.jpg

«Нужно добиться того, чтобы рабочий стал придатком к машине», большего не нужно. К чему, мол, рабочему заниматься вопросами ликвидация кулачества как класса — он должен уметь применять нажим, лишь стоя у тисков! К чему рабочему думать об ударничестве — ему необходим лишь чёткий удар по зубилу под углом в столько-то градусов. Зачем шофёру обмозговывать все повороты революционной тактики — он должен лишь правильно поворачивать руль машины. Для чего печатнику знать правила арифметического счёта — ротация точно отбивает счёт отпечатанным листам.

Ведь для рабочего, по Гастеву, «вовсе не характерно его чисто субъективное развитие и образование, а для него характерно именно это производственное поведение». Если для бюрократов человек есть квитанция к чеку, то у Гастева — это один из болтов, винтов или рычагов машины.

Имеется постановление Совнаркома о том, что при начале строительства новых предприятий раньше всего необходимо построить школы ФЗУ. Этим обеспечивается подготовка квалифицированных рабочих ко времени пуска предприятия.

И что же? Это постановление всячески обходится.

Взять хотя бы сталинградский Тракторострой. Разговоры о конвейере, о разделении труда, об узкой специализации были использованы для полного игнорирования вопросов подготовки кадров. В результате многие тысячи рабочих, из которых две трети никогда производства не видели, пришли из деревни, набраны с бирж труда, эти рабочие оказались совершенно не приспособленными к методам и условиям работы на заводе.

Создали профкурсы. Дух Гастева заполнил эти курсы.

«Основной установкой проф. Курсов является подготовка эксплуатационных рабочих стандартного типа».

Вот до чего додумались на Тракторострое «стандартные рабочие»! Недурной фортель вместо выполнения директив правительства«. [3]

Интересно? Еще можно почитать

1) «Как правило, Уилсон работает одновременно над несколькими проектами, используя различные методики. Такой подход опять-таки весьма распространён среди творческих людей; он помогает избежать скуки и не зайти в тупик, а кроме того, дает неожиданный результат перекрёстного опыления идеями. Как правило, Уилсон использует минимум четыре различных подхода»...

Этоти еще 47 материалов VIKENT.RU по теме Приемы организации труда

2) Видео: 12 ШАГОВ: САМОАУДИТ и САМОРАЗВИТИЕ

3) Воскресным вечером 09 октября 2022 в 19:59 (мск) на ютуб-канале VIKENT.RU пройдёт онлайн-лекция № 291: НОВЫЕ ТЕМЫ / ИДЕИ II

Источники

Начать дискуссию