Как нацпроекты работают с Творческой личностью и Творческими командами

Февраль 2022 года принёс нам много событий и изменений. Возможно, поэтому остался не очень заметен один день, который важен для нашего с Вами развития. 8 февраля в календаре отмечен, как День российской науки, а прошедший 2021 год был объявлен годом науки и технологий.

Как нацпроекты работают с Творческой личностью и Творческими командами

И в стране уже нацелились на «десятилетие науки»:

«Администрации Президента Российской Федерации с учетом результатов, достигнутых по итогам мероприятий, реализованных в рамках Года науки и технологий, рассмотреть вопрос об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий.» Источник: http://www. kremlin. ru/acts/assignments/orders/67752

В рамках проекта года науки в течение 9 месяцев 2021 года публиковались материалы на специальном сайте, посвящённом проекту. В этой статье представлены результаты анализа всех отчётов за год. Основным при разборе являлся вопрос: «Как нацпроекты работают с Творческой личностью и Творческими командами?»

Все материалы проекта публиковались с разбиением по темам:

  • Медицина
  • Космос
  • Безопасность
  • Производственные технологии и материалы
  • Связанность территории и освоение пространства
  • Климат и экология
  • Генетика
  • Энергетика Будущего
  • Искусственный интеллект
  • Человек Природа Общество Технологии

Рассмотрим примеры проектов, которые были реализованы в рамках Года науки

Мои университеты. Будущее за настоящим!

Как нацпроекты работают с Творческой личностью и Творческими командами

Выбор профессии и специальности для молодых людей — одна из самых важных вех в жизни. Хорошо, что эта тема поднимается в рамках национальных проектов. И специальный проект Сергея Майорова «Тревел-шоу „Мои университеты. Будущее за настоящим! “» вроде бы призван к решению этой проблемы. Но цели проекта намечены скорее туристические и развлекательные, а не научные. Обмен знаниями в научной среде важен для её развития. Все мы знаем подобные примеры, но нужно делать акцент на этой теме, чтобы, чтобы поездки не превратились в увеселительное времяпрепровождение, как это обычно бывает.

И неясно ещё почему нет сравнения с лучшими ВУЗами мира и поездок туда? В чём проблема для студентов поучиться там, а потом вернуться работать в свою страну, как сейчас принято в Китае, если речь идёт о развитии науки? Или хотя бы показать эталон, к которому надо стремиться.

И, наверное, нельзя будет нарисовать полную картину об уровне образования в различных ВУЗах без сравнения с мировыми аналогами. Это было бы честно и избавило бы от иллюзий об уровне, на котором предстоит работать будущему студенту после поступления.

Россия научная. Великие имена

Как нацпроекты работают с Творческой личностью и Творческими командами

Другой спецпроект в рамках этой программы — «Россия научная. Великие имена» (цикл передач). Полезная идея популяризации выдающихся личностей — обществу нужны правильные эталоны.

Но идея не оригинальна, т. к. подобных документальных фильмов гениям прошлого посвящено множество. Был даже цикл передач с похожим названием «Великие имена России». А идея показать жизнь, как дорогу с развилками на пути, очень похожа на ЖСТЛ Г. С. Альтшуллера, хотя тут отсутствуют внешние обстоятельства, как главный противник.

Рекомендуется сравнить видео из этого цикла с разбором биографий, сделанных по методике Г. С. Альтшуллера (см. Рекомендованные материалы в конце статьи) .

Наука. Территория героев

Как нацпроекты работают с Творческой личностью и Творческими командами

Ну и последний спецпроект, реализованный в прошлом году в рамках года науки — информационно-образовательная платформа. «Наука. Территория героев»

Проект состоит из информационно-образовательной платформы (статей на сайте) и конкурса. Выполняя задания, участники копят баллы. Те, кто заработает наибольшее количество баллов в 1 и 2 этапе конкурса, пройдут в полуфинал и получат возможность побороться за главные призы в виде поездок в научные кампусы Дальневосточного Федерального Университета (ДВФУ) и Университета Иннополис.

Популяризация науки тоже может считаться достойной целью, но если судить по результатам представленным в виде статистики, то получается, что каждый участник потратил на чтение статей меньше 1 минуты времени. Таким образом вряд ли удастся достичь поставленной цели. А геймификация в обучении до сих пор остаётся подходом с недоказанной эффективностью.

И другие проекты…

Как нацпроекты работают с Творческой личностью и Творческими командами

Помимо проектов реализованных в 2021 году в отчётах этой программы годнауки. рф/about/#reports присутствуют так называемые «достижения», собранные и сгруппированные по темам, например:

  • Умное освещение.
  • Атомный проект.
  • Первые антибиотики.
  • Жидкий кислород.
  • Зрение беспилотников.
  • Поиск усталых пилотов.
  • Система анализа тональности текстов.

Представленные достижения вполне могут быть нужными и полезными, хотя полезность не всегда очевидна, но большой новизны в разработках чаще всего нет. Больше подходит понятие микроинновации.

И не совсем понятно почему в качестве достижения предъявляется что-то из истории. Если бы проводили линию «эволюции разработок», как историческое достижение на уровне мира развилось сегодня и какие скачки в развитии направления были дальше, то это было бы понятно, а так они представлены «вперемешку». Простая демонстрация исторического достижения не даёт понять текущее состоянии в этой области по сравнению с мировым и какие направления перспективно развивать?

Большая часть представленных достижений никак не направлена на развитие Личностей и Коллективов, тем более в области Творчества. А сравнивая исторические достижения с современными — ярко видно падение уровня.

Немного о содержании

https://unsplash.com/photos/aQcE3gDSSTY
https://unsplash.com/photos/aQcE3gDSSTY

В отчётах Года науки также собрана информация по Личностям, как историческим, так и современным. И, если исторические Личности описываются фразами «изобретатель технологии», «один из первых», «основатель», «создатель» и т. п., то современные знаменитости в науке всё больше характеризуются фразами: «академик РАН», «известный ученый», «изучает» без указания на уровень разработок, которыми занимается наш современник. Вполне может быть, что там могут быть собраны «кафедральные радости», т. к. неспециалисту по теме тяжело оценить насколько разработка значительна.

Среди представленных выдающихся личностей своей страны почему-то отсутствуют 2 Гения в области творчества XX века, которые по стечению обстоятельств жили в России/СССР — К. С. Станиславский и Г. С. Альтшуллер. И в целом почему-то отсутствуют исследователи, занимающиеся наиболее сложными направлениями — социальными инновациями.

За рамками данного анализа отчетов по году науки остались события, которые выделяют Авторы программы, новые профессии, к которым рекомендуют присмотреться, ВУЗы и компании, в которых востребованы и можно освоить эти самые новые профессии, а также рекомендации по книгам и видео рассматриваемых тем. Вы самостоятельно можете с ними ознакомиться с ними на сайте. Ссылки будут в самом конце в источниках.

Выводы по проекту «Год науки»

Положительные моменты проекта

Сегодня важность науки в развитии общества отрицают только маргиналы и полусумасшедшие, например, пользуясь интернетом, распространяют информацию про вред технологий, плоскую Землю, или с помощью формулировок «колдуны-учёные» запугивают необразованную аудиторию страшилками о новой вакцине.

Привлекать внимание молодых людей заниматься наукой можно и нужно. Показывать примеры выдающихся Личностей прошлого помогает выставить правильные ориентиры в голове и понять, кто настоящий герой нашего времени, а кто раздутый ботами блогер.

При выборе своей профессии и пути в жизнь важно не поддаться красивой картинке, которую рисуют для нас соцсети и реклама, играя на низменных реакциях и уводя человека в сторону становления обывателем-потребителем с помощью 65 САМОобманов личности

Самостоятельно и тем более в молодом возрасте, эти ложные цели не увидеть и не преодолеть.

Хорошо, что есть те, кто видит эти проблемы и берётся за их решение в попытках увеличить количество людей, идущих научным путём.

Недостатки проекта?

Кажется, что при создании этих проектов не было проведено предварительной работы по сбору и обработке материала по теме.

Где списки открытых проблем в явном виде, которые есть в рассматриваемой области? Почему не собраны типовые ошибки и, где предупреждения для Новичков, которые выберут для себя этот путь?

В апреле 2022 года уже объявлен период 2022–2031 годов Десятилетием науки и технологий. А значит будут потрачены силы, время и деньги множества привлечённых к этой деятельности людей. Но, судя по проведённому эксперименту на примере 1 прошлого года, собранные материалы, проведённые мероприятия и реализованные проекты не смогли продемонстрировать сколь-нибудь заметные результаты. Это как поручить провести деловое мероприятие тамаде или организовать интеллектуальное мероприятие туристической фирме — всё равно получится пьяная свадьба и экскурсия, т. к. они делают то, что умеют.

КАК можно было лучше?

Надо не начинать с чистого листа, как будто раньше этой проблемой никто не занимался, а собирать опыт лучших предшественников и опираться на него ДЕТИ — изобретатели (инноваторы)

Также полезно смотреть на отдельные ростки разработок по этому направлению в рамках частной инициативы, например, методика подготовки исследователей в Клубе умных девочек Л. И. Позняковой.

И всем, кто интересуется или активно занимается перспективными научными разработками рекомендуется пройти бесплатный курс VIKENT.RU https://vikent. ru/w0/, сезон которого начнётся 04 сентября 2022 года, и выступить на старейшей конференции в области творчества и креатива «Стратегии творчества» https://vikent. ru/konf/, которая пройдёт 18 декабря 2022 года.

+ Дополнительные возможности для Вас

2) #тртл / #жстл: Теория Развития Творческой Личности | Жизненная Стратегия Творческой Личности

3) Бесплатная online-консультация VIKENT.RU № 286 по вопросам развития личности, креатива и Творчества пройдет 21 августа 2022 года (воскресенье) в 19:59 (по мск).

Рекомендованные материалы

Подборка видео по жизненным стратегиям результативных Творческих Личностей, жившие в разное время и условиях.

Источники:

Начать дискуссию