(ДО)развитие творческой инициативы масс. Часть 1/1

Лето, время, когда под натиском жары и мышечной памяти о летних школьных каникулах немного отпускает ежедневная рутина.

И можно окинуть стратегическим взглядом свою жизнь, подумать о проблемах и задачах, которые стоят перед страной. А в стране на разных уровнях говорят про креативность и развитие творческого потенциала, создаются креативные индустрии, перезапускают создание инноваций на потоке (См.: разбор будущего креативных индустрий по А.А. Аузану) и объявляют десятилетие науки и техники.

Показательна «Долгосрочная программа развития творческой инициативы масс» питерского профессора Грановской Рады Михайловны, написанной почти 15 лет назад. Есть повод поговорить о ней снова и даже дополнить программу, чтобы она перешла из плоскости программных заявлений в область практической и успешной реализации.

(ДО)развитие творческой инициативы масс. Часть 1/1

1. Пиар-мероприятия

Пункт а. Организация специального федерального телевизионного канала, освещающего результативность продвижения инновационных программ во всех звеньях. Этот канал «Инновация» своим основным направлением должен иметь повышение авторитета знаний и профессионализма.

Дополним, что уже существуют специализированные ресурсы, созданные благодаря исключительно частной инициативе

1) Портал VIKENT.RU, посвящённый изучению Гениев, креативности, а также методикам творчества, увеличивающим вероятность решения небанальных задач.

На портале опубликовано значительное число данных, касающихся творческого развития человека, начиная с древнейших времён и заканчивая произведениями современных Авторов.База данных портала еженедельно пополняется.

2) Интеллектуальный видеоканал портала VIKENT.RU, где проходит вежливое и конструктивное обсуждение сложных проблем и решение задач.

3) Видеоканал Рема о Творчестве и Креативе с развивающей критикой различных материалов о творчестве, развитии креативности / Творческих Личностей (с большой буквы).

Пункт б. Привлечение к работе на этом канале виднейших специалистов страны по педагогике, истории, психологии, социологии, экономике, инженерному делу, а главное — по изобретательству и развитию творческой инициативы.

(ДО)развитие творческой инициативы масс. Часть 1/1

Существенное дополнение-2022: прежде чем привлекать специалистов, целесообразно оценить уровень экспертов: есть ли у них Достижения — см. двухминутное видео об этом.

К сожалению, есть немало прецедентов, когда слава эксперта намного опережает уровень его профессионализма. Особенно это проявляется на телевидении и в СМИ. Но если на федеральных каналах идет хоть какой-то отбор, то в интернете, на YouTube порога входа нет никакого. Молодёжь, будущее нашей страны, смотрит популярных блогеров даже не понимая, что популярность не имеет отношения к уровню знаний.

Но не только молодые люди допускают такую ошибку в силу своего ограниченного жизненного опыта. Таким же образом поступают давно уже взрослые, приглашая популярных блогеров играть в один из главных театров страны или даже на Международный экономический форум ПМЭФ-2021.

Один проверенных способов оценки специалиста — качественные Конференции перед профессиональной аудиторией. С 1984 года в Санкт-Петербурге проводится конференция «Стратегии творчества» по развитию Творческой личности / коллективов, созданию методик творчества и креатива. Есть возможность выступить с результатами своей деятельности дважды в год.

Пункт в. Включение в работу канала передач по истории, повышающих чувство собственного достоинства наших граждан и придающих им силы для новых свершений.

(ДО)развитие творческой инициативы масс. Часть 1/1

Ошибка в оценке экспертов и привлечению имитаторов и болтунов по теме приведет к обратному эффекту — распространение мифов и заблуждений вместо знаний. Если обрушить на граждан лавину бессвязных фактов, лишённых системы, то произойдет оглупление под прикрытием благой цели — просвещения.

Убедиться в этом можно по циклу передач: «Россия научная. Великие имена» годнауки.рф/special-projects/8372/ и образовательной платформы «Наука. Территория героев» герои.годнауки.рф , пошедший в рамках объявленного в 2021 года науки в России. Популяризация выдающихся личностей и науки — понятная, правильная цель, чтобы показать молодым людям достойные эталоны для подражания. Но без системы, которая была предложена у Г.С. Альтшуллера, не понятны следующие шаги Зрителей.

Таким образом все скатывается к простому развлечению и даст в итоге обратный эффект — вместо вдохновения на новые свершения заблуждения и мифы о жизни выдающихся творческих личностях.

Пункт г. Организация на этом канале обучающих передач для членов инициативных групп и общественных организаций, развивающих творческий потенциал участников.

(ДО)развитие творческой инициативы масс. Часть 1/1

На упомянутых в пункте 1.а) частных каналах организовано регулярное обучение по творческому направлению на бесплатной (!) основе. Желающие могут проходить обучение, решать Видеозадачи, ставить интеллектуальные навыки не в процессе потребления информации, а активного создания новых разработок.

Тем, кто действительно готов работать, помогут Наставники и Коллеги с примерами, качественной вычиткой предварительных материалов (обычно в одной вычитке принимает участие десятки человек), рекомендациями по публичному выступлению и оформлению Доклада.

И существует бесплатная возможность задать вопрос по более чем 400-м направлениям творчества:https://vikent.ru/map_000/ на регулярных онлайн-консультаций. Для ответа вопрошающим используется крупнейшая в Европе база данных по результативным Творческим личностям и методикам их работы.

Пункт д. Освещение на этом канале успехов и достижений в инновационном строительстве, а также проведение конкурсов для школьников, студентов и специалистов с вручением наград.

(ДО)развитие творческой инициативы масс. Часть 1/1

Пример: ежегодные конкурсы Ассоциации ТРИЗ для дошкольников, школьников, студентов и преподавателей по решению творческих задач, по исследовательской деятельности участников и др.

Юридически важно: семьей первого разработчика ТРИЗ — Генриха Сауловича АльтшуллераНЕ передавались по лицензионному договору какие-либо права на материалы по ТРИЗ ни одной Ассоциации ТРИЗ.

Да, конкурсы привлекают молодёжь, но важно под видом развития творческих способностей не приучать к нарушению авторских прав. Выражаем удивление, что профессор рекомендует ежегодное игнорирование законных прав наследников и приучает к этому молодое поколение.

Пункт е. Привлечение к работе этого канала виднейших специалистов страны по педагогике, истории, психологии, социологии, экономике, инженерному делу, а главное — по изобретательству и развитию творческой инициативы.

(ДО)развитие творческой инициативы масс. Часть 1/1

«А судьи кто?» Слова Чацкого в пьесе «Горе от ума» проиллюстрируют дополнение, сделанное нами подпунктом 1.б). Нужны прежде всего критерии оценки для отбора действительно лучших Специалистов, а не тех, кто громче всех называет себя экспертом.

Пирогов Николай Ивановичввёл на Крымской войне 1853-1856 годах правила сортировки раненых, что значительно повысило эффективность медицинской помощи раненым и спасло их жизни. До Пирогова помощь получали чаще не те, кто нуждался в ней неотложно по медицинским показателям, а те, кто громче кричал. И один из принципов сортировки — не тратить время на тех, кто всё равно умрёт.

Пора переносить этот принцип на оценку квалификации экспертов и не пускать к молодым людям тех, кто давно уже неработоспособен в профессиональном плане.

Пункт ж. Издание массового журнала для молодёжи

Пример: издание должно ориентироваться на опыт таких известных журналов, как «Техника молодёжи», «Наука и жизнь», «Знание сила», которые прозябают, поставленные в условия самоокупаемости, без учета их значимости для восприятия ценности научных знаний, побуждающих к инновациям. Журнал должен пропагандировать научные достижения и последние изобретения ученых всего мира, а также оригинальные отечественные предложения и их воплощение в работающие модели и образцы.

(ДО)развитие творческой инициативы масс. Часть 1/1

С появлением интернета бумажные издания постоянно сдают позиции и теряют аудиторию. Только за период с 2014 по 2019 годы падение было на 45%. Но более существенный момент заключается в рекомендации создателя ТРИЗ Г.С. Альтшуллера который говорил:

«ТРИЗ — это тактика творчества. Воспитание комплекса шести качеств — оперативное искусство. Нужна еще и творческая стратегия на всю жизнь. Мы давно столкнулись с фактом: на решение задач, на оценку идеи влияет наличие или отсутствие комплекса творческих качеств. Точно так на воспитание и сохранение комплекса творческих качеств влияет наличие или отсутствие жизненной творческой стратегии». Альтшуллер Г.С. Верткин И.М., Введение в ЖСТЛ (по рукописи) https://altshuller.ru/trtl/heretic1.asp

И Генрих Саулович рекомендовал развивать и преподавать Жизненную Стратегию Творческой Личности. Не менее важно в красивую форму подачи вкладывать знания, а не развлечения или заблуждения о жизни великих людей прошлого. Побуждение к инновациям бесполезно без предложения работающих инструментов и методик творчества.

Пункт з. Создание Интернет-сайта «Наши предложения» со свободным доступом к информации и регулярными рецензиями ученых.

(ДО)развитие творческой инициативы масс. Часть 1/1

Данный пункт будет работать плохо без упомянутой неоднократно предварительного отбора Специалистов. Оценка по научным званиям и титулам, к сожалению, ничего не даст в плане практических знаний и навыков. Примеров этому множество. Познякова Людмила Ивановна оценила 101 докторскую диссертацию по педагогике, а Кирсанова Татьяна Викторовна — 101 докторских по решению социальных проблем.

К сожалению, следов методик и решений творческих / креативных задач там не было обнаружено.

Для тех, кто считает, что такое положение характерно только для России, то можно почитать, как в рецензируемом журнале ScienceDirect «Science of The Total Environment» появилась статья профессора университета Питтсбурга о том, что амулеты спасают от COVID-19

Дополнить же идею Рады Михайловны Грановской с практической точки зрения можно следующим. Нужно не только публиковать списки открытых нерешённых проблем в разных отраслях, включая социальные проблемы. Чтобы эти проблемы решались, нужно напротив каждой проставить сумму, которое государство, частный фонд или бизнес готов заплатить за решение. Подобные списки уже есть и успешно внедрены в сфере инноваций и изобретений.

В следующей части (ДО)развитие творческой инициативы масс. Часть 2/2 по дополнению «Долгосрочной программы развития творческой инициативы масс» питерского профессора Грановской Рады Михайловны будет дополнена по пунктам «Развития творческой инициативы» и «Поощрения»

Дополнительные материалы:

1) ВИДЕО-ЗАДАЧИ или ВИДЕО-КЕЙСЫ — это форма учебных упражнений на творческом online-курсе VIKENT.RU.

(ДО)развитие творческой инициативы масс. Часть 1/1

Все видео-задачи VIKENT.RU, так или иначе, связаны с различными творческими / креативными дисциплинами и НЕ имеют единственно верного решения, но их решения явно делятся на профессиональные и любительские.

(ДО)развитие творческой инициативы масс. Часть 1/1

3) V-й Педагогический форум по развитию креативности 08-09 октября 2022 (Воскресенье): Санкт-Петербург онлайн и оффлайн формат

(ДО)развитие творческой инициативы масс. Часть 1/1

Источник:

Автор: Рада Михайловна Грановская — доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, академик Международной балтийской педагогической академии, имеет почетное звание «Патриарха российский психологии».

Начать дискуссию