Обзор истории создания тренингов интеллектуальных навыков (часть 3)

«Аристотель часто определяет

человека в его важнейшем аспекте, он есть «существо, способное овладевать знаниями».

Источник: Аристотель. История животных / Пер. с древнегреч. В.П. Карпова; Под ред. и с примеч. Б.А. Старостина. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1996. С. 22.

Ключевые слова: обучение, тренинг, упражнения, интеллектуальные навыки, Древняя Греция, Сократ, Платон, Аристотель, ученики.

5) МАНИПУЛЯТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОПРОВЕРЖЕНИЯ

Пример: «...первое [средство] для опровержения — это пространность [речи], ведь трудно одновременно обозреть многое.

[...] Второе — быстрота [речи]. Ибо тот, кто не успевает, менее предусмотрителен.

Третье — возбуждение гнева и подзадоривание, ибо те, кто приведен в замешательство, менее способны защищаться.

Основные [средства] возбудить гнев [у отвечающего] — делать так, чтобы ему стало ясно, что хотят поступать [с ним] несправедливо и совершенно беззастенчиво.

Четвертое — ставить вопросы вперемежку, когда имеют много доводов или против одного и того же, или за и против.

В таком случае [отвечающему] приходится в одно и то же время держаться начеку или в отношении многих [доводов], или в отношении противоположных друг другу [доводов].

[...] искусство скрывать [свою основную мысль] применяется ради того, чтобы остаться неуличенным, а оставаться неуличенпым хотят ради того, чтобы вводить в заблуждение».

Источник: Аристотель. Сочинения в четырех томах. Том 2 / Редактор второго тома 3.Н. Микеладзе. М.: Академия наук СССР. Институт философии: Издательство социально-экономической литературы «Мысль», 1978. С. 562-563.

Иллюстрация-6. «Скульптура головы Аристотеля — копия работы Лисиппа, Лувр». Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a4/Aristoteles_Louvre.jpg/800px-Aristoteles_Louvre.jpg
Иллюстрация-6. «Скульптура головы Аристотеля — копия работы Лисиппа, Лувр». Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a4/Aristoteles_Louvre.jpg/800px-Aristoteles_Louvre.jpg

Софистический прием опровержения: «...не делая никакого умозаключения, он в конце не ставит вопроса, а утверждает в виде заключения, как будто строил силлогизм, что, стало быть, с тем-то и тем-то дело так не обстоит».

Источник: Аристотель. Сочинения в четырех томах. Том 2 / Редактор второго тома 3.Н. Микеладзе. — М.: Академия наук СССР. Институт философии: Издательство социально-экономической литературы «Мысль», 1978. С. 564.

6) ЛОГИЧЕСКИЕ АЛГОРИТМЫ

Закономерность-1: «Невозможно, чтобы и отрицание и утверждение были ложными».

Источник: Аристотель. Сочинения в четырех томах. Том 2 / Редактор второго тома 3.Н. Микеладзе. М.: Академия наук СССР. Институт философии: Издательство социально-экономической литературы «Мысль», 1978. С. 46.

Закономерность-2: «Если опровергнуто одно из ... следствий, становится опровергнутым и первоначально предположенное».

Источник: Аристотель. Сочинения в четырех томах. Том 2 / Редактор второго тома 3.Н. Микеладзе. М.: Академия наук СССР. Институт философии: Издательство социально-экономической литературы «Мысль», 1978. С. 47.

Пример-1 логического алгоритма: «Если истинно или одно утверждение, или другое и «если первое невозможно, то нужно выбрать второе».

Источник: Аристотель. Сочинения в четырех томах. Том 2 / Редактор второго тома 3.Н. Микеладзе. М.: Академия наук СССР. Институт философии: Издательство социально-экономической литературы «Мысль», 1978. С. 46.

Пример-2 логического алгоритма: «Если оно (нечто. — 3.М.) не следует, то следовало бы противоречащее [ему]», или, иначе: «Если бы это было не так, то следовало бы [его] отрицание».

Источник: Аристотель. Сочинения в четырех томах. Том 2 / Редактор второго тома 3.Н. Микеладзе. — М.: Академия наук СССР. Институт философии: Издательство социально-экономической литературы «Мысль», 1978. С. 47.

Иллюстрация-7. «Статуя Аристотеля в Миезе, на территории Нимфеона». Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/8b/The_statue_of_Aristotle_near_the_entrance%2C_The_School_of_Aristotle_%28The_Lyceum%29_%287263459844%29.jpg/800px-The_statue_of_Aristotle_near_the_entrance%2C_The_School_of_Aristotle_%28The_Lyceum%29_%287263459844%29.jpg
Иллюстрация-7. «Статуя Аристотеля в Миезе, на территории Нимфеона». Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/8b/The_statue_of_Aristotle_near_the_entrance%2C_The_School_of_Aristotle_%28The_Lyceum%29_%287263459844%29.jpg/800px-The_statue_of_Aristotle_near_the_entrance%2C_The_School_of_Aristotle_%28The_Lyceum%29_%287263459844%29.jpg

7) АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПО СХЕМЕ «ПРОШЕДШЕЕ-НАСТОЯЩЕЕ-БУДУЩЕЕ»: «... время и место принадлежат к таким количествам: настоящее время соприкасается с прошедшим временем и с будущим».

Источник: Аристотель. Сочинения в четырех томах. Том 2 / Редактор второго тома 3.Н. Микеладзе. М.: Академия наук СССР. Институт философии: Издательство социально-экономической литературы «Мысль», 1978. С. 62.

8) УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОСРЕДСТВОМ СИЛЛОГИЗМА

1. Первая посылка — утверждение, которое является всеобщим законом или правилом.

2. Вторая посылка — утверждение, которое применяется к частным случаям.

3. Заключение — вывод, который выводится из двух посылок путем применения логических правил.

Иллюстрация-8. Структура силлогизма. Источник: https://cf.ppt-online.org/files/slide/m/mWtOzN4J1LFX3paoHUScGd0bqT5yDjgQZu27KA/slide-11.jpg
Иллюстрация-8. Структура силлогизма. Источник: https://cf.ppt-online.org/files/slide/m/mWtOzN4J1LFX3paoHUScGd0bqT5yDjgQZu27KA/slide-11.jpg

Пояснение Аристотеля: «Прежде всего нужно стараться получать обе посылки силлогизма (ибо легче разделить нечто на большие, чем на меньшие, части; а составное больше, чем те части, из которых оно составляется).

Затем необходимо рассмотреть, какая посылка общая и какая частная, и если даны не обе посылки, то одну из них следует добавить.

Ведь иногда выставляют, общую посылку и не указывают той, которая ей подчинена, ни письменно, ни в рассуждении.

Или выставляют самые посылки, но упускают из виду то, посредством чего к ним приходят, и задают об этом бесполезные вопросы.

Следует поэтому смотреть, не взято ли что-то лишнее и не упущено ли нечто необходимое, и [если да, то] одно надо добавить, а другое исключить, пока не будут получены обе посылки, ибо без них нельзя свести к [форме силлогизма] доводы, о которых так ставится вопрос».

Источник: Аристотель. Сочинения в четырех томах. Том 2 / Редактор второго тома 3.Н. Микеладзе. М.: Академия наук СССР. Институт философии: Издательство социально-экономической литературы «Мысль», 1978. С. 185.

Пример силлогизма:

«Все люди смертны.

Сократ человек.

Следовательно, Сократ смертен.

В дедуктивном умозаключении из двух истинных посылок обязательно следует истинное заключение, иными словами, если дедукция построена правильно, то она гарантирует получение истинного результата».

Источник: Стрельник О.Н. Основы философии: учебник для ссузов. М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. С. 245.

9) ОБОБЩЕНИЕ ПОСРЕДСТВОМ НАВЕДЕНИЯ

1. Наблюдение за конкретными случаями.

2. Выдвижение гипотезы общей закономерности.

3. Проверка гипотезы на других случаях.

«Наведение [...] есть восхождение от единичного к общему.

Например, если кормчий, хорошо знающий свое дело, — лучший кормчий и точно так же правящий колесницей, хорошо знающий свое дело, — лучший, то и вообще хорошо знающий свое дело в каждой области — лучший».

Источник: Аристотель. Сочинения в четырех томах. Том 2 / Редактор второго тома 3.Н. Микеладзе. М.: Академия наук СССР. Институт философии: Издательство социально-экономической литературы «Мысль», 1978. С. 302.

Пример наведения:

«Сократ смертен. Платон смертен. Аристотель смертен.

Сократ, Платон и Аристотель — философы.

Следовательно, все философы смертны.

Результат индуктивного вывода правдоподобен, но не достоверен, т.е. в отличие от дедукции он не гарантирует истинного знания. Достоверным признается только результат полной индукции, которая представляет собой вывод об общем на основе знаний обо всех частных случаях внутри этого общего. В реальной жизни полный индуктивный вывод не всегда возможен, поскольку нельзя представить все частные случаи, на основе которых делается заключение. Как правило, индуктивный вывод делается на основе знания только о части случаев. Одним словом, индуктивный вывод не застрахован от ошибок».

Источник: Аристотель. Сочинения в четырех томах. Том 2 / Редактор второго тома 3.Н. Микеладзе. М.: Академия наук СССР. Институт философии: Издательство социально-экономической литературы «Мысль», 1978. С. 302.

10) РАСЧЛЕНЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ

Пояснение Аристотеля: «Для решения проблем следует выбирать расчленения и деления [...]».

Источник: Аристотель. Сочинения в четырех томах. Том 2 / Редактор второго тома 3.Н. Микеладзе. М.: Академия наук СССР. Институт философии: Издательство социально-экономической литературы «Мысль», 1978. С. 339.

Пример: «Пусть А обозначает живое существо, Б — то, что сопутствует каждому живому существу, а В, Д, Ε — такие-то живые существа. Тогда ясно, почему Б присуще Д, ибо оно присуще ему через А. Точно так же оно присуще и В и Е. И то же можно всегда сказать и относительно нижестоящих [видов]».

Источник: Аристотель. Сочинения в четырех томах. Том 2 / Редактор второго тома 3.Н. Микеладзе. М.: Академия наук СССР. Институт философии: Издательство социально-экономической литературы «Мысль», 1978. С. 339.

Иллюстрация-9. Источник: https://c.wallhere.com/photos/8a/10/abstract_colorful_simple-1696949.jpg!d
Иллюстрация-9. Источник: https://c.wallhere.com/photos/8a/10/abstract_colorful_simple-1696949.jpg!d

11) УЧЕНИЕ О ЧЕТЫРЕХ ПРИЧИНАХ

«1) „материя“ — то, в чем реализуется понятие;

2) „форма“ — понятие (или понятия), которое принимает „материя“, когда происходит переход от возможности к действительности;

3) причина движения и

4) цель, ради которой происходит известное действие.

Например, когда строится дом, то „материей“ при этом процессе будут кирпичи, „формой“ — замысел (план) дома, причиной движения, или действующей причиной, — деятельность строителя, а целью — назначение дома.

С. 19.

[...] мудрость есть наука об определенных причинах и началах».

Источник: Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 1. Ред. В.Ф. Асмус. М.: «Мысль», 1976. С. 19, 67.

12) ЯЗЫК ТЕЛОДВИЖЕНИЙ: «...кто испытал стыд — покраснел, кто испытал страх — побледнел, и так в каждом подобном случае».

Источник: Аристотель. Сочинения в четырех томах. Том 2 / Редактор второго тома 3.Н. Микеладзе. М.: Академия наук СССР. Институт философии: Издательство социально-экономической литературы «Мысль», 1978. С. 74.

13) ТРЕНИРОВКА ПАМЯТИ

Упражнение: «образ вещи».

1. Создание образа вещи.

2. Воспоминание на основании созерцания образа вещи.

«Упражнения, основанные на постоянном воспоминании, сохраняют память. А это не что иное, как частое созерцание образа вещи [...]».

Источник: Аристотель. Протрептик. О чувственном восприятии. О памяти / Пер. на рус. Е.В. Алымовой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. С. 144.

Упражнение: «правила мест».

1. В уме представить картину какие-нибудь мест.

2. Расположить по этим местам воображаемые образы запоминаемых предметов.

Иллюстрация-10. «Платон и Аристотель, или Философия», горельеф XV в., Лука Делла Роббиа (Аристотель слева)". Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/cc/Formella_21%2C_platone_e_aristotele_o_la_filosofia%2C_luca_della_robbia%2C_1437-1439dettaglio.JPG/800px-Formella_21%2C_platone_e_aristotele_o_la_filosofia%2C_luca_della_robbia%2C_1437-1439dettaglio.JPG
Иллюстрация-10. «Платон и Аристотель, или Философия», горельеф XV в., Лука Делла Роббиа (Аристотель слева)". Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/cc/Formella_21%2C_platone_e_aristotele_o_la_filosofia%2C_luca_della_robbia%2C_1437-1439dettaglio.JPG/800px-Formella_21%2C_platone_e_aristotele_o_la_filosofia%2C_luca_della_robbia%2C_1437-1439dettaglio.JPG

«Припоминают по месту [...]

Аристотель имеет в виду правила мест.

[...] Следует держать в уме картину каких-нибудь мест и по этим местам располагать воображаемые образы запоминаемых предметов.

Таким образом порядок мест сохранит порядок предметов, а образ предметов означит самые предметы [...].

Места должны запоминаться в строгом порядке, который можно будет воспроизводить, двигаясь в любом направлении. Это, по сути, и демонстрирует Аристотель своим примером алфавитного ряда и замечанием о том, что середина (ряда) может тоже служить началом для припоминания.

[...] то, что неким образом упорядочено, легко вспоминается [...].

Источник: Аристотель. Протрептик. О чувственном восприятии. О памяти / Пер. на рус. Е.В. Алымовой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. С. 175-176.

14) ВЕДЕНИЕ БАЗ ЗНАНИЙ: «Они (ученики Аристотеля. — Прим. С.М. Храмова) все занимались собиранием и обработкой материалов по различным отраслям знания, мало или совсем не затронутым самим Аристотелем. Теофраст, его самый близкий ученик и преемник, написал историю растений и историю физических мнений; Эвдем—историю математики и астрономии; Менон—историю медицины; Аристоксен разрабатывал учение и историю музыки. Очевидно работа была распределена планомерно с тем, чтобы в окончательном итоге получилась энциклопедия, охватывающая все отрасли знания».

Источник: Аристотель. О частях животных / перевод с греческого; вступительная статья и примечания В.П. Карпова. М.: Государственное издательство биологической и медицинской литературы, 1937. С. 19-20.

Иллюстрация-11. Источник: https://a.d-cd.net/5ad909cs-960.jpg
Иллюстрация-11. Источник: https://a.d-cd.net/5ad909cs-960.jpg

15) ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ ОБ ОШИБКАХ: «...опыт есть знание единичного, а искусство — знание общего, всякое же действие и всякое изготовление относится к единичному: ведь врачующий лечит не человека [вообще], разве лишь привходящим образом, а Каллия или Сократа или кого-то другого из тех, кто носит какое-то имя, — для кого быть человеком есть нечто привходящее. Поэтому если кто обладает отвлеченным знанием, а опыта не имеет и познает общее, но содержащегося в нем единичного не знает, то он часто ошибается в лечении, ибо лечить приходится единичное».

Источник: Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 1. Ред. В.Ф. Асмус. М.: «Мысль», 1976. С. 66.

Выводы

1. Аристотель не оставил в явном виде списка упражнений, которые он использовал для постановки интеллектуальных навыков.

2. Однако в ряде своих работ Аристотель описывает различные методы обучения, которые можно считать упражнениями для постановки интеллектуальных навыков. Например, методы обобщения, запоминания и др.

3. Как и Платон, часть своего учения Аристотель излагал своим ученикам во время совместных прогулок.

4. Отличительной чертой подхода Аристотеля к обучению является то, что он предупреждал своих учеников о возможных ошибках.

+ Ваши дополнительные возможности:

1) Видео: # КАК СТАТЬ НЕУДАЧНИКОМ с САМОМНЕНИЕМ ?..

Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/

2) Вышел для Вас СЛОВАРЬ VIKENT.RU — 96 ТЕРМИНОВ.

Обзор истории создания тренингов интеллектуальных навыков (часть 3)
Обзор истории создания тренингов интеллектуальных навыков (часть 3)
Начать дискуссию