{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

Как отучить ребёнка (или самого себя) от онлайн-игр? Часть 1. Моя история и природа игромании

Проблема родителей, чьи дети зависают в компьютерных играх, в том, что они не могут сказать, в каких.

Если ваш ребёнок сутками сидит за компьютером, играя в онлайн-игры или наблюдая за тем, как это делают другие; если вы не знаете, как заставить своё чадо сесть за уроки, и вам неизвестны другие методы воздействия на него, кроме как угрозы, скандалы и тому подобные манипуляции, то этот цикл статей — для вас.

Меня зовут Никита Маклахов, я специалист по поведению и управлению привычками, а также игроман с большим стажем. Я хочу поделиться идеями и практическими рекомендациями, чтобы вы смогли помочь себе или своим детям справиться с зависимостью от компьютерных игр.

В первой части расскажу свою историю и объясню:

  • почему дети вообще подсаживаются на онлайн-игр;
  • что школьники ищут (и находят!) в виртуальном мире;
  • почему дети обожают смотреть, как играет кто-то другой.

Изнанка бойцовского клуба

Впервые я познакомился с онлайн-играми в седьмом классе, это было 17 лет назад. Услышал на перемене, как ребята из старших классов обсуждали новую игру «Бойцовский клуб» — Combats.ru.

Это браузерная многопользовательская игра, которая сводилась к тому, что две фигурки на странице браузера бьют друг друга. Причём никакой интерактивности там не было. Просто выбираешь кнопочкой, куда хочешь наносить удары, а потом в чате пишут результаты боя.

Выбрал, куда бить, а потом ждешь 5 минут результатов хода

Несмотря на элементарный до идиотизма интерфейс, игра привлекла сотни тысяч людей, причем не только малолеток вроде меня, но и взрослых. Некоторые из этих взрослых выкладывали десятки тысяч долларов за покупку игрового инвентаря, амуниции и экипировки.

Получали ли они что-то ценное?

Нет, их покупки представляли собой просто картинки на странице в интернете. И вот за такую картинку, например, нарисованную дубину, игроки платили $5000. У меня таких денег, конечно, не было, и всё же даже я однажды потратил около $20 на покупку брони и магического амулета для своего персонажа.

Дубинка стоимостью $5000. Вполне реальных долларов

Я всерьёз увлёкся «Бойцовским клубом». Главным образом потому, что в него играли мои знакомые — ребята постарше, которых я уважал. Мне хотелось на них равняться или даже в чём-то превзойти.

В результате я проводил кучу времени на этом сайте. Частенько на уроках информатики быстро выполнял задание и в соседнем окне браузера открывал игру.

Я жутко расстраивался, когда пропадал доступ в интернет. Тогда он был ещё по телефону, по специальным карточкам. Нужно было вводить код, чтобы появился доступ в интернет на несколько часов. Помню, я был близок к истерике, когда наступала моя очередь хода, а интернет внезапно подвисал или вообще заканчивался, и я не знал, что делать, и понимал, что проиграл. А проигрыш по пропуску хода накладывал определённые наказания.

Два года в параллельной реальности

Постепенно я переключился с «Бойцовского клуба» на другие, более динамичные игры вроде Diablo 2. А в старших классах познакомился с игрой, которая называлась Ragnarok. Это многопользовательская онлайн RPG с забавной мультяшной графикой в стиле аниме. В ней я почти безвылазно провёл два года.

Мастером я не стал, но несколько тысяч часов тут провел

Играл каждый день по несколько часов. Утром просыпался пораньше, чтобы успеть поиграть часок-другой перед школой. После уроков, вместо того, чтобы погулять во дворе с друзьями, я мчался домой.

По субботам родители ездили на дачу, а значит, я мог целых полдня провести наедине с игрой. Правда, по моим ощущениям, эти 8 часов пролетали, как 5 минут. Я каждый раз удивлялся, когда слышал шаги родителей в коридоре и замечал, что за окном уже темно.

Вот вырастешь — тогда делай, что хочешь

Разумеется, родители, не разделяли моего восторга по поводу компьютерных игр и всячески старались оградить меня от них. Уговаривали, убеждали, приводили веские, с их точки зрения, аргументы… Ключевой тезис звучал так: «Сначала поступи в институт, а потом можешь заниматься, чем хочешь. Пока ты маленький, будь добр, слушайся нас».

Родители никогда не спрашивали, что такого интересного я нашёл в играх. Они видели, что сын буквально не отлипает от экрана, на котором что-то мельтешит. И этого было достаточно, чтобы начать бить тревогу. Мама и папа не понимали, насколько ценным и важным для меня был сам игровой процесс, не догадывались, что игра значила для меня на самом деле.

Я, в свою очередь, не понимал, что моё увлечение — это самая настоящая зависимость. И даже если бы понимал, всё равно не смог бы отказаться от игр. Когда ты подросток и толком не умеешь собой управлять, сделать это не так-то просто.

Внезапно перехотел играть

В моем случае всё закончилось благополучно. Я с упоением играл до окончания школы, а потом поступил в институт. Казалось бы, вот оно — долгожданное прекрасное время, когда можно играть бесконечно и беспрепятственно!

Однако мой интерес к игре внезапно улетучился. Этот факт меня сильно удивил. Как же так? Почему я больше не хочу играть, если теперь для этого есть все возможности?

Сейчас, изучив психологию поведения и принципы работы мозга, я понимаю, что интерес к игре пропал в том числе потому, что к ней появился безграничный доступ. Игра перестала быть для меня дефицитной ценностью.

ВАЖНО: Запретный плод сладок.

Чем больше мы ограничиваем себя в чём-то желанном, тем сильнее оно нас привлекает. Если запрета и ограничений нет, интерес сам собой ослабевает.

Почему подсаживаются на игры?

Почему дети так легко подсаживаются на онлайн-игры? Почему им нравится выключаться из реального мира и жить в виртуальном? Давайте попробуем докопаться до причин, взглянув внимательнее на мою историю.

В старших классах школы я, честно признаться, не представлял собой ничего интересного. Обычный подросток: худосочный, необщительный, нерешительный. У меня не было хобби, а друзей — раз-два и обчёлся, и все они, как и я, целыми днями зависали в онлайн-играх.

С учётом этого, несложно догадаться, почему виртуальный мир интересовал меня гораздо больше, чем реальная жизнь. А почему, собственно, он не должен был меня заинтересовать? В игре я был способен свернуть горы и каждый день пускался в захватывающие приключения. А кем я был в реальности?

ВАЖНО: Чем скучнее жизнь ребёнка, тем сильнее его тянет к играм.

Чем больше у детей трудностей в общении, принятии себя, поиске своего места в социуме, чем меньше у них побед в реальной жизни, тем более привлекательным для них будет виртуальный мир

Чьи дети могут похвастаться, что у них интересная, насыщенная и разнообразная жизнь (особенно в условиях изоляции)? Чей ребёнок может гордиться широким кругом друзей и отсутствием проблем в общении со сверстниками?

Дело даже не в том, что дети с помощью игр пытаются убежать от реальности, хотя доля правды в этом есть. Просто для ребёнка виртуальный мир — это самый лёгкий способ получить то, что ему нужно в жизни. В игре можно стать властелином мира, первопроходцем, сильнейшим воином, гонщиком, магнатом, колдуном… да кем угодно! И для этого не приходится тратить много усилий. Играть несравнимо легче, чем строить реальную жизнь.

Какие потребности закрывают игры?

У детей, как и у всех нас, есть определённые потребности. Если какое-то занятие легко удовлетворяет их, в полной мере или хотя бы частично, ребёнок не упустит такую возможность и погрузится в это занятие с головой.

Какие у меня были потребности в детстве?

Во-первых, у меня была потребность ощущать себя значимым, чувствовать, что я не пустое место, а человек, который чего-то достиг.

Это легко можно получить благодаря онлайн-играм. Более того, как раз в этом — их самая сильная сторона. Дорога к величию в виртуальном мире прямая и понятная.

Правила игры абсолютно ясны. Ты знаешь, что должен убить 100 монстров, и тогда получишь 1000 очков опыта и новый уровень, а в придачу мешок монет и более высокую позицию в рейтинге игроков. Все твои действия дают очень быструю и прозрачную обратную связь. Тебе не нужно разбираться в хитросплетениях человеческих отношений, чтобы понять, как взобраться на вершину социальной лестницы в рамках игры.

Во-вторых, у меня была потребность завести друзей и вместе с ними делать что-то увлекательное, быть на одной волне и в одном контексте.

Мы все хотели быть участниками одной общей интересной истории. Онлайн-игра предоставляет такую возможность.

В качестве иллюстрации расскажу забавную историю, которую я услышал от сестры. Её 7-летний сын Кирилл, мой племянник, без ума от игры Minecraft. Как-то раз сестра застала его за телефонным разговором с другом. Мальчишки живо обсуждали действия своих персонажей в игре: куда надо пойти, что видно вокруг, какой квест взять и так далее.

Ничего необычного, кроме одной детали: Кирилл в этот момент не играл в Minecraft. Он просто валялся на диване с телефоном в руке и смотрел в окно.

Что это значит?

Да просто ребёнку хотелось пообщаться с другом и побыть с ним в одном контексте. И мальчик решил поддержать своего товарища вот таким забавным способом. Кстати, фокус удался. Друг так и не понял, что Кирилл комментировал игру «вслепую».

Почему дети смотрят, как играют другие?

Возможно, вы замечали, что ваш ребёнок сам не играет, а смотрит, как играют другие. Такой формат видео называется «let’s play» («давай играть»). Летсплей-каналы на YouTube пользуются бешеной популярностью у подростков. Как правило, в таких видеороликах опытные геймеры показывают, как пройти сложные игровые уровни, и комментируют происходящее, зачастую очень эмоционально и с большой долей шуток.

Зритель ли я наблюдающий или снайпер, из винтовки стреляющий?

Почему дети так любят формат летсплей?

Причина в том, что они, по сути, получают возможность побыть человеком, которого уважают, прикоснуться к нему. Допустим, есть игрок, который блестяще сражается с монстрами, обладает отменным чувством юмора и делает прямые трансляции в YouTube. Пока ребёнок смотрит видео, он на время становится этим игроком.

На первый взгляд это занятие родителям кажется бессмысленным, но, если разобраться, у детей есть веские причины, чтобы тратить время на летсплей. Не стоит обесценивать какой-либо процесс, если вы не понимаете, в чём его суть и преимущества.

ВАЖНО: Не понимаешь — не обесценивай.

Если вы будете критиковать и обесценивать онлайн-игры, которые увлекают вашего ребёнка, то не сможете стать для него близким другом. Ваша задача состоит не в том, чтобы запрещать что-то ребёнку или называть его увлечения ерундой, а в том, чтобы быть на его стороне и понять его мотивы и потребности.

Резюме

  1. Игромания — это зависимость, от которой подросток вряд ли захочет и сможет избавиться самостоятельно.

  2. Ограничения и запреты повышают ценность занятия, а безграничный доступ может привести к тому, что интерес сам собой ослабевает.

  3. Чем скучнее жизнь ребёнка и чем больше у него трудностей, тем сильнее его тянет к играм.

  4. Для детей компьютерные игры — это простейший способ получить то, что им нужно в жизни, удовлетворить потребности. Например, в общении и признании собственной значимости.
  5. Не стоит критиковать и обесценивать занятия ребёнка, если вы не понимаете, в чём их суть и преимущества.
  6. Прежде всего нужно встать на сторону ребёнка, понять его потребности, выяснить, что именно увлекает его в игре и что она значит для него на самом деле.

Что дальше?

Во второй части я расскажу:

  • что для родителей должно быть важнее, чем отучить ребёнка от игр;
  • почему запреты и ограничения не помогают, а делают только хуже;
  • почему спорить с ребёнком и переубеждать его — это бесполезно.
0
51 комментарий
Написать комментарий...
Pavel Ivanov

Хах, мужик, где ты выкопал эти скриншоты?! :) У меня тогда был винчестер на 1 гигабайт и тормозной модем =)

Отправил меня в путешествие по прошлому с самого утра. Нельзя же так.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Benkendorf

Согласен, у меня трое растут и (с учетом ограниченного доступа к играм) игры их как раз развивают. 
Мне вот интересно,а где грань между полезной игрой и "вредной зависимостью". Для ребенка, например?
Илья, как бы вы определили.

Ответить
Развернуть ветку
15 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Авдеев

Сын играл в танки. 1 минута =1 отжимание. Дошёл до 82 отжиманий.

Ответить
Развернуть ветку
Дюша Метёлкин

Ооо, БК. Ностальжи. Помню, как работал в Японии, два взрослых мужика (больше сорока каждому), в перерывах между продажами (или в ущерб продажам) сидят и режутся в онлайне, эмоционируя каждую божию минуту. Мне, двадцатилетнему, это казалось такой дичью тогда :)

Ответить
Развернуть ветку
Art

По опыту скажу что игры становятся не интересными после того как появляются девочки и тусовки)

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Rogatov

я как то работал в студенчетсве в компьютерном клубе. у нас было все вместе и все были счастливы и зависимы :)

Ответить
Развернуть ветку
Оксана Щуровская

Никогда не покупала ничего для игр за реальные деньги, но полтора года провела в Morrowind, Oblivion и Готике... Эх, были времена. Жду вторую часть статьи, интересно! 

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Ivanov

Полтора года в одном только Обливионе можно было охотиться и ингридиенты собирать, а потом обнаружить, что там ещё сюжет есть :D

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Oleg Zagrebelsky

А что делать то?

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Ivanov

Как что? Теперь уже нет выхода – придётся скачать какое-нибудь ретро. Понедельник, считай, пропал...

Ответить
Развернуть ветку
Никита Маклахов
Автор

Это цикл статей, будет продолжение. Вот только что опубликовал вторую часть: https://vc.ru/u/688345-nikita-maklahov/196186-kak-otuchit-rebenka-ili-samogo-sebya-ot-onlayn-igr-chast-2-dve-sereznye-oshibki-kotorye-sovershayut-roditeli

Ответить
Развернуть ветку
Диана Волчанская

Сейчас, конечно, дети больше зависают в телефоне, меняя приложения каждые 5 минут. Компьютер для них из разряда - маме или папе для работы

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Benkendorf

Именно. Но разве в телефоне они делают не то же самое что описал автор?

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Zamorev

Отличная статья! И перепройти Великую Gears 5 на самом сложном уровене это труд, это проживание опыта. Это тактики, это реакция. Игры очень развивают. Проблема скорее в сидячем образе жизни, поэтому хорошо с vr 🤗

Ответить
Развернуть ветку
Art

Дак вы не написали как отучить ребёнка

Ответить
Развернуть ветку
Никита Маклахов
Автор

Это только первая часть. Постепенно раскрою тему. Вот вторая часть: https://vc.ru/u/688345-nikita-maklahov/196186-kak-otuchit-rebenka-ili-samogo-sebya-ot-onlayn-igr-chast-2-dve-sereznye-oshibki-kotorye-sovershayut-roditeli

Ответить
Развернуть ветку
Дима Мегрелидзе

Очень спорно называть игры бесполезным времяпровождением, даже (и особенно, на самом деле) если не учитывать многопользовательскую составляющую.

Во-первых, многие игры, и не только современные, а уже последние десятилетия два, содержат в себе больше чем "нажал кнопку, увидел результат". Геймдев вовлекает огромные писательские, художественные и музыкальные ресурсы, что наполняет игры контентом, которые может развивать человека так же, как и книги, фильмы, музыка и другие медиа. Из игрового опыта так же можно выносить жизненные уроки и знакомиться с миром, в определенных пределах.

Во-вторых, время, потраченное на хорошее (безвредное для физического/ментального здоровья себя и оружающих) развлечение, по умолчанию полезно, потому что счастливый человек - здоровый физически и стабильный психически человек. Для человека, который при этом проходит школу, постоянно получая стресс от экзаменов, обучения, давления от одноклассников и взросления (в плане, созревания) это еще важней чем для взрослого, кстати.

В-третьих, если смотреть на многопользователькую составляющую и взаимодействие с другими людьми, то можно заметить, что игры помогают социализироваться людям, которым сложно это делать иначе. Смотря летсплеи, собираясь в гильдии, дети и подростки получают опыт общения, которого иначе не хватает. Люди вообще, играя в игры, создают огромную группу и чувствуют себя частью этой группы, даже осознавая это. А это безумно важно для человека.

Наконец, я хочу указать на то, что любое время проведенное за каким-то занятием создаёт опыт, который формирует человека, заставляет его задумываться о себе и о мире. Да, автор играл в, грубо говоря, очень простую игру, в которой люди в мерялись циферами на торговой площадке в интернете, но не все ММО игры (даже того времени) были такими, уже не говоря об одиночных играх. Напомню, World of Warcraft вышла в 2004 — это как раз 16 лет назад.

Я сам провел, навскидку, около 20000 часов в играх за свою жизнь. Это примерно 2,5 года моей жизни. С первого взгляда сразу мысль "Столько времени — впустую!", и я сам задумывался об этом, однако сейчас понимаю, что игры, во всем их разнообразии, знакомили меня с миром, заставляли задумываться о том, как он устроен, как думают другие люди, позволяли мне креативить и экспериментировать, вырабатывали логическое мышление, награждали меня и давали мне силы возвращаться в реальный мир, где, например, собираются огромные симфонические оркестры для концертов по саундтрекам для игр, где пишутся десятки книг по игровым мирам, где сотни тысяч людей по всему миру создают свой фан-контент (арты, музыку, фанфики и пр.) по играм и главное — создают свои игры со временем.

Игры не есть только время, потраченное на них, что бы отдохнуть от реального мира. Игры - это опыт, и личное дело каждого - анализировать его и решить что он для них значит.

Что же касается игромании — это проблема, связанная с другими играми, азартными, и она опирается на Риск/Награду, а не желание человека отвлечься. Разные причины, и бороться с ними тоже надо по-разному. 

Ответить
Развернуть ветку
Антон Кирилов

По моему такая нездоровая зависимость к компьютерным играм, только из за отсутствия интереса к жизни и саморазвитию.  

Ответить
Развернуть ветку
РабРабович

не согласен. У меня и семья и работа хорошая и развиваюсь постоянно как специалист, но в игры играю с 15 лет. 3 часа в день примерно, временами завязки по полгода без игр, а бывают запои по 8 часов. 

Ответить
Развернуть ветку
Victor

Я английский выучил по играм (90е - локализаций на русский не было или очень кривые)

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr M

Дядя, ты не а себе

Ответить
Развернуть ветку
Leo Gercik

Для меня, к счастью не актуально, а вот паре друзей переслал. У них проблемы серьёзные с детьми по этой теме!

Ответить
Развернуть ветку
ivan krapivin

Вот черт! Я аж дернулся от этого скрина. Я тогда играл в Арену, но погрузился настолько, что руководители Арены искали меня с собаками и гоблинами.

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Zagrebelsky

Есть еще момент поощрения. Если поиграть это награда за пятерки, то игры станут ассоциацией с высшим удовольствием.
У меня такая фигня была в детстве, осознал ток во взрослом возрасте. 

Ответить
Развернуть ветку
Alan Al

Поверхностно.
Играл в Игры до лет 16-17 с самого детства, был «наркоманом зависимым», сейчас вообще не хочется играть ( а мне 21 ), просто само собой тяга к играм ушла. Могу 1 игру пройти раз в год, и то чисто, чтобы «фильм» посмотреть (т.е сюжет хороший у Игры).

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Zamorev

Отличная статья! И перепройти Великую Gears 5 на самом сложном уровене это труд, это проживание опыта. Это тактики, это реакция. Игры очень развивают. Проблема скорее в сидячем образе жизни, поэтому хорошо с vr 🤗

Ответить
Развернуть ветку
GM2mars

О, первой моей онлайн игрой был Рогнарок (что на скрине), но к счастью меня не зацепил, побегал пару дней и отвалился.
Спасибо за статью, очень интересно, и звучит очень все убедительно.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Dolg

Чёрт я думал уже никогда не увижу этот интерфейс XD

"Получали ли они что-то ценное?"
Ответ несомненно будет 'Да!' эмоции были непередаваемые. =)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Петросов

Это даст негативный эффект на восприятие потребительского мышления у вашего ребенка.

Ответить
Развернуть ветку
That guy

Летсплеи дети смотрят не потому, что хотят «прикоснуться к великим», а по той же причине, по которой в детстве автора статьи дети любили смотреть через плечо друга в монитор и по той же причине, по которой их бати смотрят спортивные трансляции - просто это тоже интересно. Особенно сыпется предположение автора, если сравнить количество зрителей на стримах у про-игроков с количеством зрителей у какой-нибудь девушки-стримерши или какого-нибудь просто забавно комментирующего свою игру парня. Дело не в скилле.
Да и остальная часть статьи, в основном, глупость.
Статья интересна только в том смысле, как человек, который сам в детстве играл, вырос и в свою очередь полностью утратил понимание современных детей-игроков.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Виноградов

Давно такого бреда не читал. Автор, ты там часом не пенсионер?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
48 комментариев
Раскрывать всегда