Миф о доходности

Дивиденды выплачивают не такое уж большое количество компаний, как это может казаться. Этот трюизм имеет революционное значение. Многие финансовые теории, которые используются для определения стоимости акций, фальсифицируется. Они основываются на нескольких неявных и явных предположениях: что фундаментальная стоимость акции тесно коррелирует (или даже равна) ее рыночной цене; движения цен (и волатильность) в основном случайны, хотя и связаны с фундаментальной стоимостью акции.

Предполагается, что инвесторы дисконтируют поток всех будущих доходов от акции. Только дивиденды составляют значимый доход, и, поскольку распределением дивидендов занимается не так много компаний, теоретики вынуждены иметь дело с ожидаемыми дивидендами, а не с выплаченными. Лучшим показателем ожидаемых дивидендов является прибыль. Чем выше заработок компании – тем больше вероятность выплаты дивидендов и из сумма. Даже нераспределенную прибыль можно рассматривать как отсроченные дивиденды. Нераспределенная прибыль реинвестируется, инвестиции приносят прибыль и, опять же, вероятность и ожидаемый размер дивидендов увеличиваются.

Согласно многим финансовым теориям при отсутствии дивидендов акции ничего не стоят. Если инвестор, скорее всего, никогда не получит доход от своих вложений, то зачем тогда вообще вкладываться? Прирост капитала – другая форма дохода от владения акциями, также зависит от прибыли, но не фигурирует в финансовых уравнениях. Тем не менее, все эти теории резко контрастируют с рыночными реалиями.

Люди покупают акции в том числе и потому, что рассчитывают получить поток будущих доходов в виде дивидендов. Но размер дивидендов зачастую настолько мал, что инвесторы покупают акции, потому что надеются продать их по более высокой цене. Другими словами, инвесторы ожидают получить доход от своих акций, в форме прироста капитала. Цена акции отражает ее дисконтированный ожидаемый прирост капитала (ставкой дисконтирования является ее волатильность), а не ее дисконтированный будущий поток доходов.

Неустойчивость акции и распределение цен, в свою очередь, является мерой ожиданий относительно наличия желающих и способных их купить инвесторов. Таким образом, ожидаемый прирост капитала состоит из фундаментала с поправкой на волатильность (последняя является мерой ожиданий в отношении распределения наличия желающих и способных покупателей в данном ценовом диапазоне).

Прирост капитала создается, когда увеличивается стоимость компании, акции которой торгуются. Такое увеличение чаще всего связано с будущим потоком доходов компании, а не акционеров! Эта сильная корреляция связывает воедино прибыль и прирост капитала. Она может указывать на причинно-следственную связь, а может и не указывать. Но, в любом случае, то, что прибыль является хорошим показателем прироста капитала, не подлежит сомнению. Вот почему инвесторы одержимы цифрами прибыли. Не потому, что более высокая прибыль означает более высокие дивиденды сейчас или в любой момент в будущем. А потому что прибыль является отличным сигналом к будущей стоимости фирмы и, следовательно, ожидаемого прироста капитала. Проще говоря: чем выше прибыль, тем выше рыночная оценка фирмы, чем больше желание инвесторов покупать акции по более высокой цене, тем выше прирост капитала.

Прибыль одного инвестора – это убыток другого, и все инвесторы всегда охотятся за лучшей сделкой. Распределение прибылей и убытков довольно равномерное. Рынок, основанный на приросте капитала, является «открытым» в том смысле, что он зависит от новых потоков капитала, от новых инвесторов. Пока новые деньги продолжают поступать, прирост капитала будут поддерживаться и реализовываться. При исчерпании доступных источников финансирования пузырь имеет тенденцию лопаться, и общий уровень цен падает до минимума. В этом смысле диверсификация оказывается бесполезной, когда акции и рынки движутся в тандеме, находясь под влиянием одного критического фактора.

11
Начать дискуссию