«Я его не вызывал, он сам приехал» — как отличить аварийного комиссара от мошенника [разбор]

В Москве и МО работают нечистые на руку «аваркомы», которые подделывают документы и обманывают попавших в ДТП водителей. В итоге последние остаются без возмещения и ремонта.

Фото: Sam Pearce-Warrilow (Unsplash.com) 
Фото: Sam Pearce-Warrilow (Unsplash.com) 

Неприятная картина

Любое, даже незначительное дорожно-транспортное происшествие — стрессовая ситуация. Водители нервничают, звонят в ГАИ и страховым агентам, хотят как можно скорее со всем этим покончить. В этот момент на место аварии приезжает человек, который представляется аварийным комиссаром и предлагает помощь в оформлении документов. Разного рода выездные консультации есть в списке услуг многих страховых компаний, поэтому на первый взгляд подозрений такое предложение не вызывает.

И все выглядит профессионально: «аварком» ведет фото- и видеофиксацию, заполняет бумаги, при необходимости сам общается с представителями госавтоинспекции. Потерпевшей стороне остается лишь поставить подписи и получить на руки стандартный пакет документов для обращения в страховую.

Все выглядит прекрасно до тех пор, пока водитель не пытается получить положенную ему по закону компенсацию. В этот момент представитель страховой компании сообщает, что, оказывается, право требования страхового возмещения «ушло в зрительный зал» — то есть было передано третьей стороне.

Как так получилось? Специалист, который приехал на место происшествия, оказался автоюристом, который подделал документы. И подобные ситуации происходят по всей Москве и Московской области.

Как работает схема

«Аваркомы» мониторят обстановку на дорогах, чтобы как можно скорее узнавать о свежих ДТП. Например, работают в паре с таксистами — последние в курсе, что происходит в городе, поэтому являются надежным источником информации о происшествиях.

Далее, задача нечистого на руку «аварийного комиссара» — прибыть на место, установить потерпевшую сторону и обманом заключить с водителем договор цессии, по которому тот передает ему право получить деньги со страховой компании.

Цессия — это передача права требования. Под договором цессии понимают документ, который регламентирует передачу прав другому физическому или юридическому лицу. В контексте ОСАГО договор цессии позволяет потерпевшей стороне избежать бюрократического ада и получить деньги в кратчайшие сроки, хотя и в меньшем объеме. Добросовестный цессионарий (тот, кто покупает право требования), сразу выплачивает от 70 до 80% страховой суммы, а затем пытается получить её в полном объеме со страховой компании. Получившаяся разница в стоимости — его прибыль.

Однако недобросовестные игроки превращают договор цессии в инструмент мошенничества, который позволяет им оставить автолюбителя и без ремонта, и без какого-либо возмещения вообще.

Одни уговаривают потерпевших передать им право получить деньги со страховой. Другие занимаются чистым подлогом документов. Например, дают подписать пустой лист А4 под предлогом, что позднее на нем будет схема ДТП, но вместо схемы печатают договор цессии. Разумеется, его условия далеки от идеальных и не предусматривают никаких выплат пострадавшей стороне. Кроме того, они вообще неизвестны автолюбителю, так как он не получает второй экземпляр договора на руки (и, скорее всего, даже не знает о его существовании).

Пример из нашей практики

В такую неприятную ситуацию попал один мой клиент. Он пожилой человек, и по незнанию подписал договор цессии с таким «специалистом». Как только он понял, что совершил ошибку, попробовал досрочно расторгнуть договор.

Однако за расторжение аварийный комиссар потребовал денег. К сожалению, полиция практически не занимается такими случаями, так как формально договор подписан добровольно, поэтому способы решения ситуации сильно ограничены. В принципе страховой агент может запросить документ у компании, которую представляет нечистый на руку аварком, чтобы подробно изучить его условия. И это — одна из причин, почему важно поддерживать хорошие отношения со своим страховым представителем.

Я изучил договор цессии и не обнаружил пункта о платном выходе в одностороннем или двустороннем порядке. Тогда руководитель службы автоюристов, с которой возник конфликт, запросил дополнительную плату в размере 7 тыс. руб. Якобы за уведомление страховой компании, помощь в оформлении документов на месте ДТП и курьерские услуги. Однако я привел аргументы в пользу расторжения договора, которые они приняли. Мы передали соответствующее уведомление в страховую компанию, и история завершилась на хорошей ноте. Когда передо мной стоит выбор — попробовать помочь клиенту или ничего не делать —, я выбираю первое. Меня очень поразило, что клиента откровенно обманули, дав подписать пустой бланк, на который в дальнейшем и появился договор цессии.

Нам помогло и то, что изначально при оформлении были указаны недостоверные данные второго участника (виновника), поэтому Ингосстрах сразу отказал в урегулировании. Плюс — аваркомам нужно было показать авто потерпевшего страховщику, а без клиента это сделать было невозможно. Принимая во внимание все обстоятельства, я нашел телефон руководителя аваркомов, объяснил, что лучше не доводить ситуацию до судебных разбирательств.

Палка о двух концах

С одной стороны, аварийные комиссары и автоюристы действительно помогают автолюбителям сэкономить время на оформлении ДТП: оценить ущерб, правильно заполнить документы, получить деньги ускоренном режиме. Хороший специалист выступает арбитром между участниками ДТП, сотрудниками ГАИ и представителями страховой компании. К ним обращаются люди, которые не хотят заниматься бюрократией и готовы довериться специалистам, чтобы им помогли с оформлением аварии. Поэтому я понимаю, почему существуют аварийные комиссары. Но в настоящее время их услуги нужны единицам автолюбителей — есть мобильное урегулирование практически любого страхового события у крупных страховщиков.

Определить цели таких специалистов просто: если мы их не вызывали, значит это — не аваркомы от страховой компании. Кстати, такие «аваркомы» могут быть использованы автолюбителями себе на благо. Они за вас быстро заполнят документы, нарисуют схему и далее отпускаете их свободно с чистой совестью. Они отработали бесплатно и для вас. Подписывать какие-либо пустые документы в такой ситуации, конечно же, не нужно.

В целом считаю, что уступать свои права посторонней организации на урегулирование не нужно. Риск столкнуться с обманом слишком высок. К сожалению, в России деятельность аварийных комиссаров не регулируется, кроме как законом о защите прав потребителей. Не существует органа, который сможет координировать эту нишу.

Хотя ситуация может измениться, на проблему мошенничества с договорами цессий уже не первый год обращают внимание регуляторы и представители страховых компаний. Так, в 2023 году Минтруд выдвинул инициативу по легализации профессии аварийного комиссара. Появление специалистов в юридическом поле поможет закрепить их права и обязанности в рамках закона. Необходимость проходить сертификацию поспособствует уменьшению количества злоумышленников среди автоюристов.

Помимо законодательного реформирования, страховые компании предлагают нотариально заверять договоры цессии. Такая процедура гарантирует более осознанную передачу прав автолюбителями, чтобы какие-либо мошенники не могли воспользоваться стрессовым состоянием человека. Также есть инициатива сделать возможным расторжение договора в одностороннем порядке со стороны потерпевшего, если он не получил компенсации.

Дополнительное чтение:

55
Начать дискуссию