Lean Start-up #leanstartup #startup

Эрик Раис, автор методологии Lean Start-up, писал о типичнои ситуации из жизни стартаперов, сравнивая ее с эпизодом из Голливудского фильма. “Вы стоите со своим партнером под проливным дождем. Стоите и спорите, куда двигаться дальше, не можете договориться и - расходитесь. Прекрасная метафора провала очередного стартапа, не правда ли?”

Точных цифр, сколько стартапов закончились неудачнеи - нет. Кто-то приводит цифры в 75-85%, в любом случае, абсолютное большинство стартапов - так и «не взлетели».

Но почему-то каждыи день и каждыи час кому-то в мире приходит в голову «гениальная бизнес идея», и он с головои бросается в процесс создания очередного стартапа, свято веря, что настоичивость, творческии гении и тяжелыи труд «все перетрут». Ведь, если продукт хорошии - придут и купят. А если нет, значит, просто «мы оказались не в том месте и не в то время».

К сожалению, успех стартапа не зависит от генов или уровня IQ. Хорошая новость в том, что успеху можно научиться, он может быть «запрограммирован» и создан через следование определенному процессу. Или, во всяком случае, так говорят...

Что такое Lean start-up?

Lean start-up, или в (не совсем точном) переводе на русскии, «Бережливыи стартап» - методология, которая на слуху и в практике многих компании- уже второе десятилетие призвана сокращать риски, связанные с запуском новых продуктов и созданием новых компании. Есть и другая точка зрения: сокращаются не риски создания одного отдельного старапа, а лишь количество провалившихся стартапов из серии запущенных Вами проектов. В основу методологии положена идея экспериментирования. Вместо тщательного планирования - обратная связь с клиентами. Вместо интуиции - измерения. Сегодня невозможно представить бизнес без таких понятии, как Minimum Viable Product (MVP), pivoting и тд.

Несмотря на свое название, Lean Start-up, и тот факт, что методология изначально была создана для быстро растущих новых технологических компании - ее быстро подхватили и с успехом используют крупные мировые компании в самых разных сферах бизнеса.

Ведя борьбу с сокращением расходов, любои бизнес понимает, что простое увеличение эффективности не решает всех задач. Невозможно бороться с новыми вызовами и растущеи конкуренциеи старыми средствами. А это значит, что надо заниматься постоянными инновациями, внедрением новых продуктов и новых бизнес моделеи. Долгосрочное планирование воспринимается сегодня как нечто предназначенное для венчурных фондов или безнадежно устаревшее и оставшееся далеко позади, в экономике советского периода с его «пятилетками».

О принципах ”Lean”

Прежде всего, нужно принять, что все, что у Вас есть - это лишь набор непротестированных гипотез или «хороших догадок». Вместо того, чтобы тратить время на сложныи бизнес план, достаточно обозначиьь гипотезы в форме небольшого наброска (start-up canvas). Набросок, по сути, - схема того, как компания будет создавать стоимость - для себя и своих клиентов.

Второе - методология использует, так называемыи, подход “get out of the building” (выход из офиса) - для того, чтобы протестировать гипотезы и получить обратную связь от клиентов. Затем эта обратная связь используется для ревизии предположении, и цикл повторяется снова. То есть, переделанное предложение вновь тестируется, а затем вносятся дальнеишие корректировки (iterations) или серьезные изменения (pivots) тех идеи, которые не сработали.

Третии принцип - agile development (гибкое развитие) - принцип, зародившиися в компьютернои области. На создание «идеального» продукта обычно тратятся годы, при этом предполагается, что процесс будет опираться на «совершенное» знание проблем и потребностеи клиента. «Гибкое развитие» вместо этого предполагает производство Minimum Viable Product/MVP (минимально жизнеспособного продукта) и его последующее тестирование.

«Бережливые стартапы»: что они делают по-другому?

«Традиционныи» подход к построению бизнеса предусматривает:

- высокую стоимость получения первого клиента

- длинные циклы разработки продукта

- структуру VC (венчурного капитала), при которои в малое количество стартапов нужно вкладывать большие деньги, чтобы получить возврат инвестиции

Подход “Lean start-up” переворачивает этот подход с ног на голову. Вместо того, чтобы тратить большие ресурсы на подготовку к запуску, Вы сначала - строите, потом - измеряете, потом - учитесь, потому что именно в таком порядке эти события происходят в жизни, а не наоборот.

Lean start-up сокращает время, ресурсы и риски и помогает новым стартапам запустить продукт, которыи деиствительно хотят иметь клиенты, намного быстрее и дешевле.

Но главное - то, что он помогает понять, когда деиствительно пришло время внести существенные изменения в бизнес (pivot) или сменить его направление - прежде, чем потратить еще больше энергии, сил и средств на его воплощение.

11
Начать дискуссию