Новый культурный мир

Всколыхнувшая в 2020 году весь мир пандемия коронавируса изменила нашу жизнь. Она буквально толкнула человека в онлайн-паутину. Теперь не только еда, книги, фильмы приобретаются с помощью интернета, сегодня человек смотрит спектакли, посещает музеи, получет образование, и даже покупает недвижимость, не выходя из дома. Мир сделал огромный шаг в цифровое пространство.

По данным британского телеканала “Sky News”, 49% ушедших в онлайн магазинов, продолжат свою работу именно в таком формате. 47% сотрудников из общего числа, работающих удаленно продолжат работать так и после окончания пандемии.Уходят в прошлое культурные традиции целых наций. Итальянцы больше не целуются при встречах, русские не пожимают руки. Мир меняется, и это происходит сейчас.

По заявлению CNBC, 60% различных бизнесов в мире уже не откроются после пандемии.

Коронавирус стал проверкой на прочность не только для здоровья. Предприниматели в попытке найти баланс между полным закрытием компаний и сохранением рабочих мест разрабатывали новаторские, креативные, прорывные решения. Часть бизнеса активно участвовала в благотворительных и социальных инициативах, направленных на борьбу с COVID-19 и помощь пострадавшим. И речь идет не только о корпорациях, но и о малых предпринимателях, старавшихся и выжить, и поддержать коллег.

Культурная жизнь в период пандемии активно уходит в онлайн. Мировые постановки, входной порог на которые исчислялся сотнями и тысячами долларов стали доступны любому жителю планеты, у которого есть компьютер и выход в интернет.

По данным Центра экспертиз и интегральных моделей, количество выставочных мероприятий в России сократилось на 35% за год, в первую очередь за счет закрытия границ и невозможности сотрудничать с международными партнерами. Процент падения мог быть значительнее, если бы не усилия музеев по перераспределению выставочных планов в пользу экспозиций, собранных из работ российских художников.

Крупные мировые музеи оказались неплохо подготовленными к диалогу в цифровом формате, на большинстве их сайтов можно было и до закрытия совершить виртуальную экскурсию и ознакомиться с экспонатами. Масштабные хранилища шедевров искусства, памятников науки, исторических артефактов стало возможным посетить в любое время и из любой точки планеты. Причем активно работать в интернете стали не только большие мировые музеи, чьи коллекции оцифрованы давно. Музеи самых разных размеров перестроились очень быстро, и стали общаться с посетителями онлайн: устраивать виртуальные выставки, записывать видеоистории предметов из коллекций. Современный музей – это всегда просветитель, он часть образовательной среды. И музеи предложили россыпи онлайн-проектов для самых разных возрастов и аудиторий.

Театр интегрировался в условия локдауна и изобрел новое направление – онлайн-спектакли, когда произведение специально придумано для того, чтобы быть сыгранным в ZOOMе. Этот новый жанр стремительно развивается, он уже не просто временная мера. Театры и музеи соревнуются, кто оригинальнее сделает собственное пространство в игре «Майнкрафт». А концерты в «Майнкрафте» собирали тысячи поклонников музыкантов.

Но, несмотря на весь креатив, у людей остается потребность в живом общении и развлечениях. Уникальность личного присутствия невозможно отменить. Однако, ряд экспертов считает, что происходит перестройка культурного рынка, когда «живое» посещение станет дорогим удовольствием, а массовая культура уйдет в онлайн.

Это лишь одна из версий. Пока же мы наблюдали, как летом театры, музеи и лектории стали возвращаться в офф-лайн. И кажется, для того чтобы выжить в сегодняшних реалиях, превзошли все ожидания по быстроте внедрения цифровых технологий и решений. Километровые очереди сменились цивилизованным посещением экспонатов небольшими группами лиц по заранее определенным сеансам. Вместо бумажных билетов появились QR-коды, были введены специальные часы посещения для пенсионеров, увеличилось время работы культурных учреждений.

После стабилизации ситуации с распространением коронавируса, ожидается возобновление посещаемости всех культурных активностей, но, вероятнее всего, уже внедренные в культурную деятельность современные технологии и возможности продолжат развиваться и найдут свою нишу.

Срочность перехода в онлайн возникла и в сфере образования. Образовательные учреждения вынуждены были спешно тестировать новые платформы и начинать работать на них. Школьники и студенты побили все рекорды продаж компьютерной техники и сопутствующих товаров. В период локдауна весной 2020 года был зафиксирован резкий скачок спроса на все обучающие онлайн-программы и курсы, которые после снятия ограничительных мер не стали снижаться. «Вторая волна» еще больше подстегнула этот интерес.

В период пандемии и экономического спада, связанного с ней, снижается и благосостояние населения. Согласно исследованию российской платежной системы «Мир», общее число граждан, участвующих в благотворительности, сократилось с 47% в 2019 году до 43% в 2020 г. При этом произошло перераспределение помощи с материальной на нематериальную (выросла с 7% до 44%).

Пандемия коснулась всех сторон человеческой жизни. Стерла старые привычки, внедрила новые, отправила в сеть всех без разбора. Изменила ли она человека? Или все вернется на прежние места, когда ослабнет ее сила? Ответы на эти вопросы, надеюсь, мы с вами проживем в ближайшем будущем.

Начать дискуссию