Крипто Ренессанс: как искусство уходит в NFT

В 2021 году художники и дизайнеры стали активно продавать свои работы на крипто-аукционах за огромные деньги. А цифровые ценности, обличенные в реальные деньги, стали арт-рынком.

Фрагмент коллажа Everydays: The first 5000 days / Фото: Christie's

Новый этап в истории современного искусства начался после того, как известный диджитал-художник Beeple продал с помощью аукционного дома Christie´s свою цифровую картину «Everydays — The First 5000 Days» («Каждый день — первые 5000 дней») за 69,3 млн долларов и попал в тройку самых дорогих из ныне живущих художников.

Фото: theverge.com

Что такое NFT и крипто-арт?

Крипто-арт — это цифровое искусство, продаваемое по системе аукционов на специальных площадках. Такое искусство эквивалентно физическому из-за уникальной записи (подписи), по которой можно установить право владения работой.

Все крипто-искусство продается с помощью NFT-токенов. Токен — это набор зашифрованных данных. NFT расшифровывается как non-fungibletoken, то есть невзаимозаменямый токен.

NFT-токен отличается тем, что он невзаимозаменим другим токеном. Он уникален. Система NFT-токенов — один из способов сохранения авторских прав на цифровую единицу. Например, диджитал-творчество. Кроме того, NFT-токены позволяют определить подлинное авторство и переход прав на блокчейне.

Приобретая работу, приобретается и токен, который кодирует только один конкретный цифровой объект: картинку, гифку, диджитал-картину, аудио, видео, диджитал-дизайн и т.д.

Как и в любой новой системе, в этой есть свои недочеты. С юридической точки зрения NFT-подпись не дает защиту авторских прав на любое произведение цифрового искусства.

CryptoPunks

Как это работает?

Регистрация проходит не как в обычных соцсетях, а через привязку кошелька. Это очень важная часть, так как весь крипто-арт основан на блокчейне.

Блокчейн — это огромный реестр, который пишут одновременно множество компьютеров по всему миру. И состоит он из непрерывной цепочки блоков данных. Информация обо всех операциях хранится на тысячах компьютеров по всему миру, поэтому ее нельзя уничтожить или подделать. Тогда как данные, которые хранятся в одном месте, подделать очень легко.

Система блокчейна очень удобна, так как это открытая база данных о транзакциях. При этом она полностью анонимна, так как кошельки и ключи не хранят личную информацию, уверяют ее создатели.

Новый биткоин

NFT-искусство держится не на биткоинах, а на новой валюте «эфир» (ETH).

«Эфир» — это единица, внутренняя валюта блокчейна Ethereum. Все NFT, в основном, держатся на смарт-контрактах. Главный элемент продажи — переход права владения работой, он происходит через смарт-контракты. Это аналог классического, бумажного договора, где прописаны условия, штрафы, наказания и т.д. Для контроля за исполнением таких контактов не нужен человек. И действует он по принципу «если… то...».

Так как цена «эфира» (ETH) меняется, существует динамичная единица, часть токена — Gas Token. Он помогает сохранять баланс между стоимостью работы и рыночной ценой ETH. Если проще, то Gas — это аналог киловатта. Электричество не измеряется в рублях: сначала идет подсчет киловатт в час, и лишь потом перевод в рубли.

Фото: pixabay.com

Система регистрации и продажи

Есть два пути работы с площадками: можно чем-то обладать или ресейлить (перепродавать). Например, в топе площадки Rariable находятся, в основном, ресейлеры, а не художники. Площадка Foindation, наоборот, не так открыта для ресейлинга — зайти на нее можно только по специальным инвайтам (приглашениям) от уже зарегистрированных пользователей.

Для продажи и покупки регистрация на всех сайтах проходит примерно одинаково: авторизация через кошелек (чаще через MetaMask), выкладывание работы, внесение ее в реестр. Чтобы внести любой цифровой объект, нужно внести Gas. Работа выкладывается в международную сеть, где каждый может ее приобрести.

Чтобы зарегистрироваться и в первый раз выставить что-то на аукцион, нередко нужно заплатить площадке. Цены варьируются от 20 до 300 долларов. Иногда покупка товара не требует вложений, а для продажи нужно заплатить площадке, чтобы товар попал в систему. При покупке площадки берут проценты с удачного аукциона: от 5% до 20%.

Продажи зависят от двух факторов: удачи и имени. Чтобы неизвестным художникам не уходить в минус, нужно создавать историю картины, продвигать себя, создавать концепт творчества. Только при этих условиях цены на картины будут повышаться.

С художником под псевдонимом Beeple, который продал свое произведение за 60,3 млн долларов, вопросов в ценообразовании не возникает именно по причине соблюдения этих пунктов.

Кому это нужно?

Моушн-дизайнер Bricksapcer в интервью ютюб-каналу CGSpeak рассказал, что за крипто-арт такие огромные суммы платят люди, любящие искусство и готовые в него вложиться. Суть подобных аукционов — в покупке не физического, а электронного объекта, который нельзя повесить на стену.

«Когда у тебя появляются деньги, самое простое, что ты хочешь купить, — это элементы роскоши. Деньги можно спустить на что угодно, но суть в том, что ты спускаешь их на элемент, который показывает твой социальный статус», — сказал Bricksapcer.

Крипто-арт и аукционы про его продаже пока не стали столь же популярными, как традиционные. Но желание обладать чем-то уникальным заставляет людей покупать даже картинку в интернете.

«Искусство — оно везде. Можно купить и перепродать цифровой арт кому угодно: бизнесмену, искусствоведу, развивая цифровую культуру и искусство. Искусство в том или ином виде нравится всем, человек без этого не может», — уверен Bricksapcer.

Российский художник Покрас Лампас в числе первых разместил на NFT-площадках несколько своих работ

Перспективы крипто-арта

Продакт-менеджер Eachain Елена Буйдалина рассказала о том, стоит ли вкладываться в крипто-арт и каковы прогнозы по этому рынку на 2022 год.

По ее словам, если крипто-арт рассматривать исключительно как искусство, то вкладываться стоит в известных и признанных художников, которые котируются на рынке, по аналогии с реальным искусством. Однако, если смотреть с точки зрения заработка на криптовалюте, то плюс или минус покупателя будет зависеть от курса валюты.

Также Елена считает, что в будущем крипто-рынок будет обретать черты классического.

— Технологию будут продолжать развивать, решать юридическую значимость покупки и защиты авторских прав, на этом фоне молодые художники будут стремиться тонизировать свои работы. На рынок придут искусствоведы и будут определять лидеров цифрового искусства и тем самым набивать ценность на их NFT, — говорит эксперт.

Площадки для продажи крипто-арта

1) Foundation — здесь покупают и продают, в основном, арты. Считается самым необычным и прибыльным маркетом. Вход только по инвайтам (приглашениям).

2) OpenSea — на площадке можно купить и продать как виртуальные, так и материальные товары. Множество коллекционных произведений находятся именно здесь.

3) Rarible — площадка базируется в Москве и предлагает первый управляемый токен NFT «RARI». Также здесь можно воспользоваться правом интеллектуальной собственности через Proof of Provenance и бонусами для активных пользователей.

4) Super Rare — одна из самых молодых площадок, которая привлекла инвесторов. Отличается тем, что выставленные здесь арты не могут продаваться на других площадках. Поэтому цены тут значительно выше, чем на иных платформах.

Известные художники

  • Beeple — продал свой JPG-коллаж за 69 млн долларов.
  • Coldie — художник вместе с рэпером Snoop Dogg создали 3D-коллаж из частей фотоснимков рэпера «Decentral Eyes Dogg».
  • Murat pak — анонимный художник, который продал обычный серый пиксель «The Pixel» NFT за 1,36 млн долларов.
  • Hackatao — продал токен с Чудо-женщиной совместно с Хосе Дельбо за 1,85 млн долларов.
Примеры цен и работ на платформе SuperRare

Кстати

Сегодня на нырке криптоарта можно найти не только картины. Музыканты начали продавать на NFT-аукционах свои песни, а порой и целые альбомы. Так, The Weeknd получил за свою неизданную песню 2 млн долларов — ее обладатель теперь имеет трек, который никогда не будет официально издан.

Пошли на этот рынок и медийные персоны — они продают свои фото, снимки домашних питомцев, диджитал-полотна.

Есть и более любопытные товары. Например, цифровые кроссовки — три пары, схожие сNike Air Force, недавно продали за 3,1 млн долларов.

За трендом погнались и известные бренды — например, свою цифровую обувь не так давно выпустили Gucci.

Больше полезного — на vlfin.ru.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда