{"id":13595,"url":"\/distributions\/13595\/click?bit=1&hash=0578f662a4e99e0a477083ff538dcc87ef422d22dc979e88ddacc35e13f6995c","title":"\u041b\u044e\u0431\u0438\u0442\u0435 \u0441\u0430\u043b\u0430\u0442\u0438\u043a? \u0415\u0433\u043e \u0434\u043b\u044f \u0432\u0430\u0441 \u0441\u043e\u0431\u0440\u0430\u043b \u0432\u043e\u0442 \u044d\u0442\u043e\u0442 \u043c\u0438\u043b\u044b\u0439 \u0440\u043e\u0431\u043e\u0442","buttonText":"\u041f\u043e\u043a\u0430\u0436\u0438\u0442\u0435","imageUuid":"f0cac355-ac0f-5d0f-a8ce-eb75ae2b39ea","isPaidAndBannersEnabled":false}
Онлайн Курс

Вопреки распространенному заблуждению в среде специалистов по обучению, психология все же не может считаться самостоятельной прикладной дисциплиной, если она не опирается на биологическую природу человеческой психики.

В этой статье речь пойдет про систему вознаграждения, или еще по-другому – систему внутреннего подкрепления, которая является совокупностью структур нервной системы, участвующих в регулировании поведения человека при помощи положительных/отрицательных реакций на действия последнего. Она играет ключевую роль в механизме формирования моделей поведения. Таким образом, система вознаграждения является одним из ярчайших примеров прямой взаимосвязи психологии и биологии. Более того, ниже мы постараемся объяснить, что это биологический фактор определяет психологический, а не наоборот. Но обо всем по порядку.

КРАТКИЙ ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ЭКСКУРС

Если мы обратимся к уважаемому Р. Докинзу («Эгоистичный ген»), то узнаем, что нашим генам важно, чтобы мы совершали действия, которые подразумевают некую эволюционную выгоду. Так или иначе эти действия всегда связаны с нашими основными потребностями: питание, размножение, и борьба. Эти действия и являются объектом «вознаграждения».

Система вознаграждения работает в основном на нейромедиаторе, который называется «дофамин». Именно он обеспечивает ощущение удовольствия. Это всем нам так хорошо знакомый принцип поощрения – сделал то, что от тебя требуется, получи конфетку и продолжай в том же духе, чтобы получить ее снова и желательно побольше. Только в роли дрессировщика выступает наш собственный мозг, а в роли объекта управления наша система мотивации. Ровно тем же самым объясняется переживание приятных ощущений во время поедания калорийной пищи и сексуальной близости. Сами же эти ощущения в данном случае являются абсолютно вторичными по отношению к биохимическим реакциям, которые их вызывают и которые незаметно протекают в нашем мозге. Но мозг мы не видим, а вот мир собственных ощущений для нас более чем очевиден, поэтому и возникает ошибочное представление, что психология стоит впереди биологии, а не наоборот, как есть на самом деле.

РОЛЬ СИСТЕМЫ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ

А какое отношение это все имеет к современному корпоративному обучению?

Обучение есть процесс приобретения новых знаний/навыков с целью применения их для решения и выполнения задач. Обобщенно это называется - компетенции.

А что собой представляют компетенции в материальном выражении? Можно ли их пощупать или это лишь абстрактное понятие, воплощенное нашей психикой?

Можно! Компетенции вполне реальны и обитают внутри нашей черепной коробки – это наши нейронные сети. Нейроны являются самостоятельными нервными клетками, которые могут связываться с другими такими же клетками, образовывая новые структуры. Это происходит постоянно на протяжении всей жизни.

Формирование нейронных сетей – это тоже биологический процесс, который инициируется посредством нейромедиаторов. Угадайте какой является в данном случае ключевым?

Правильно – дофамин.

А мы уже в курсе, что для того, чтобы его получить нам необходимо совершить некие-то действия, которые будут иметь эволюционную выгоду с точки зрения нашего мозга. И что самое главное – нашему мозгу, чтобы зафиксировать таковые, требуется какой-то результат. При этом к результату у него собственное совершенно особое отношение, которое нам жалким маглам может быть принципиально непонятно.

Простой пример – сидим мы на работе, задумались о чем-то сложном и непонятном и чешем себе голову. И тут взяли да сковырнули ногтем какую-то болячку в волосах. Для нас – ничего особенного. Для мозга – действие привело к результату. Пусть этот результат и вовсе никакой выгоды не имеет, сплошной вред, но для мозга результат – есть результат. И если данная ситуация повторяется с определенной частотой, то мозг очень скоро отрастит нейронные сети, которые переподчинят это действие себе, и ваши руки будут жить собственной жизнью всякий раз, когда вы теряете контроль. Так формируется ОКР (Обсессивно-компульсивное расстройство (невроз навязчивых состояний)). И это точно такая же компетенция, только в данном случае бесполезная и даже вредная. Нам такие не нужны, наша задача – наносить не вред, а непоправимую пользу!

Именно поэтому любое обучение обязательно должно включать в себя положительное подкрепление. Только так компетенции из абстракции превратятся в нейронные связи.

Каким должно быть это положительное подкрепление? Многие воспринимают это как некое вербальное поощрение: ты сделал дело и тебе сказали: «Молодец! Так держать!». Отчасти это так и от части это даже работает. Но лишь от части, а нам нужно раскочегарить эту машинку на полную катушку!

Давайте тоже разберем на примерах. Ребенку говорят, что отвертке в розетке не место, и совать ее туда категорически не стоит. Ребёнок не слушается и получает от жизни (и от розетки) «обратную связь». Она эта обратная связь невербальная, но лучше тысячи слов формирует у ребенка компетенцию – «Розетки от греха надо обползать подальше, ну их...!». Страх в данном случае – это тоже компетенция, только защитная, которая нужна нам не чтобы делать, а чтобы наоборот не делать. Не зря есть выражение, что отрицательный результат – тоже результат. Так формируется наш опыт.

В то же время, если этот же ребёнок увидел отвертку не на месте, взял ее и убрал на полку, а родители увидели это - здесь им подвернулась прекрасная возможность реализовать положительное подкрепление. За правильный поступок малышу выдадут «конфету» или может быть даже поставят в пример другим детям. Мозг ребенка щедро приправит это событие дофамином. И если это будет периодически повторяться – вуаля, у нас подрастает человечек с привычкой к порядку и глубоким уважением к технике безопасности. Этот результат нам нравится, он для нас является целевым.

По нашему скромному мнению, в качестве поощрения плохо подходят: дипломы, сертификаты и т.д. Это конечно же тоже безусловно приятно, но это подкрепляет в большей степени компетенцию «получать дипломы», нежели те компетенции, что прописаны в образе результата после обучения. Что в свою очередь приводит к развитию совершенно патологической маниакальной потребности бесконечно учиться. Ничего общего с развитием подобная одержимость не имеет! Но об этом мы поговорим позже, этому будет посвящена отдельная статься под грифом «Накипело!», это уже наш личный крестовый поход 🗡🛡⚔

Оптимальным методом подкрепления же является непосредственный результат совершения действий. Нужно, чтобы у человека что-нибудь получилось. Научили человека продавать – пусть что-нибудь продаст, научили руководить – пусть срочно что-то организует. Образно выражаясь, рассказали про розетку – дайте человеку в руки отвертку и проконтролируйте, чтобы он сделал все правильно и после этого пришел к верным выводам. Дальше биология сделает все за вас, у нее опыта побольше (около 3,7 млрд. лет), ей виднее.

Именно такова задача методолога или любого другого специалиста по обучению – на момент проектирования обучения, предусмотреть в нем положительное подкрепление. А на уровне системы обучения – запроектировать достаточное количество повторений.

Это ключевая мысль нашей сегодняшней статьи.

Будем страшно рады вашим комментариям!🤓

Всем дофамина!💦🥳💦🤯

(😜примечание автора: при написании данной статьи не один ребенок или розетка не пострадали, мы с большим почтением относимся к представителям всех возрастов, национальностей и религий и ни в коем случае не имели цели оскорбить чьи-либо чувства)

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null