Над Figma работают 110 человек, а основной конкурент — не Sketch, а Adobe
Интервью с сооснователем сервиса Figma Диланом Филдом.
Целями визита Дилана Филда в Россию в 2019 году было увидеть, как команды пользуются сервисом, понять чего им не хватает.
Он провел несколько встреч с ключевыми пользователями, в том числе заехал в московский офис «Учи.ру». Там ответил на несколько вопросов дизайн-директора Марины Степановой и рассказал, в каком направлении компания будет двигаться в ближайшие пять лет.
Дилан Филд отметил, что команда «Учи.ру» использует подход, отличный от тех, которыми пользуются остальные компании.
Figma пользуются почти все члены продуктовых команд. PM, дизайнеры, методисты, разработчики. Это не просто инструмент для сборки макетов и прототипов, это активное рабочее пространство команды от момента зарождения гипотезы и до её релиза.
Что мы узнали о создателях Figma
Я вырос в Северной Калифорнии, в полутора часах к северу от Сан-Франциско. Ребёнком немного занимался актёрским мастерством, потом увлёкся компьютерами, математикой, стал программировать. Меня заинтересовал дизайн, и я пытался изучить его как можно лучше.
В конечном счёте, я основал Figma. Мы с Эваном хотели создать современный инструмент, который позволял бы работать командой в режиме онлайн. И вот, что получилось семь лет спустя.
Почему Figma? Что означает это слово? По-русски оно звучит странновато.
На немецком, говорят, тоже. Figma — производное от figment of your imagination — «плод воображения». Мы попробовали ответить на вопрос, как перенести плод из воображения в Canvas.
Что помогло вам воплотить в реальность этот проект? Он очень масштабный, и сильно отличается от всего, что есть на рынке.
В одиночку софт не сделаешь, и мы со временем собрали блестящую команду. В Сан-Франциско у нас работает около 110 человек. Мы быстро растём и пытаемся создать условия, которые привлекли бы к работе в Figma талантливейших людей в мире. Я глубоко обязан всем, кто работает над продуктом. Без них он бы не был тем, чем является.
Появившись на рынке, Figma быстро обогнала конкурентов. В чём ваш секрет?
Дело скорее не в Figma, а в том, как должно работать программное обеспечение. Для меня очевидно, что будущее работы в программах — сетевое, командное и многопользовательское.
Зачем нужны оффлайн-инструменты, которые не общаются друг с другом? Нужен один сценарий, один процесс, одно место работы, и один источник данных, в котором в процессе все могут редактировать. Проектируя Figma, мы мыслили именно так, и нам это помогло. Но на самом деле, это только начало, и у нас остаётся видение того, к чему мы ещё хотим прийти.
Вспомните, четыре-пять лет назад над какими файлами вы работали? Как они назывались? Названия файлов никогда никто не знает, так? Но, если я спрошу, над каким проектом вы работали, с кем, какие у вас были от этого впечатления, — каждый расскажет много интересных подробностей. Так устроен наш мозг.
Думаю, нам предстоит поработать над тем, чтобы в Figma проводилась индексация не столько файлов, сколько людей. Поставить людей на первый план — вот наша задача.
Многопользовательский режим — это только начало. Он собирает людей в одном месте. Когда они собрались – что дальше? Представляя себе будущее Figma, мы думаем, например, о том, как создать международное дизайнерское сообщество.
В «Учи.ру» Figma — это инструмент взаимодействия внутри команды и между командами в том числе. Помимо дизайнеров во внутренней дизайн-студии, в каждой из десятка продуктовых команд есть один или два продуктовых дизайнера.
Дизайнеры взаимодействуют друг с другом постоянно, мы устраиваем внутренние дизайн-синки, на которых каждый делится тем, над чем работает в данный момент. Таким образом мы всегда в курсе — что разрабатывается в другой команде и ещё на начальных стадиях разработки можем учитывать опыт других команд или закладывать ограничения, которые могут возникать.
Поскольку Figma — наш общий инструмент, мы комментируем макеты друг друга, синхронизируемся, используем общую дизайн-систему.
Из конкурирующих продуктов вы говорите в основном об Adobe. В России большинство дизайнеров пользуются Sketch. Не считаете ли вы его вашим главным конкурентом?
Посмотрим. В долгосрочной перспективе Adobe показал миру, что способен выжить. Десятки лет назад был Adobe, а не Sketch. В Adobe работают очень умные люди, у них много ресурсов, и я думаю, что через несколько лет вопрос о том, кто выиграет гонку, сведётся к Figma и Adobe.
Думаете, они совершат прорыв?
Не знаю. Посмотрим. Думаю, без боя они не сдадутся. Они будут очень активно работать над тем, чтобы вернуть утраченную территорию.
К слову о команде. Что вы можете рассказать нам о тех, кто стоит за Figma?
Сооснователь Figma Эван абсолютно гениален, но при этом очень скромен и добр, а эти качества редко найдёшь в одном человеке. Размышляя о том, с кем я хотел бы начать дело, я сразу подумал о нём. Он по-прежнему один из умнейших людей, которого я знаю.
Команда у нас блестящая, от техподдержки и маркетинга до финансового отдела и рекрутёров. Мы работаем с великолепными дизайнерами, для которых будущее нашей совместной работы находится на первом плане.
Наша команда растёт, и это вдохновляет — смотреть, как они взаимодействуют и вместе придумывают идеи. Сейчас в дизайнерской команде у нас шесть или семь человек. Что касается продуктов, недавно из Uber к нам пришёл Юки, и он повысил уровень продуктового мышления в компании.
Он тоже дизайнер, создавший недавние версии водительского и пассажирского интерфейсов в Uber. У нас первоклассные технические специалисты.
Если по-честному: вы использовали Figma при разработке Figma?
Да, конечно. Мы начали пользоваться Figma примерно через год после начала работы. До этого мы работали в Photoshop. Вероятно, мы бы использовали Fireworks, но Adobe его убил, что, на мой взгляд, было смертельной ошибкой.
Сначала работать в Figma было тяжело. Бывали дни, когда наша дизайнер говорила: «Ребята, вы опять билд сломали! Что мне делать?». Иногда мы отвечали: «Вернись через час, сходи пообедай». А иногда: «Вообще-то, иди домой. До завтра починим».
В результате образовалась прочная обратная связь между программистами и дизайнерами. Программисты поняли, что их клиенты в буквальном смысле сидят рядом с ними, и если что-то в продукте сломаешь, придётся чинить. И эта связь остаётся по сей день. Мы неделю тестируем всё, что делаем, прежде чем показать клиенту. Мы также следим за каналами поддержки, за отзывами в социальных сетях и стараемся быстро реагировать.
Мы в «Учи.ру» перешли на Figma в начале лета 2018 года. Компания разрасталась, появилось много новых команд. На тот момент мы уже поддерживали командную работу в онлайн-досках и посредством передачи проекта из рук в руки, в дизайн-процессах также участвовали не дизайнеры. Этого требовал формат контента, но времени на коммуникацию и технические заминки уходило непростительно много.
На Figma было просто пересесть и тем, кто работал до этого в Sketch и тем, кто использовал пакет Adobe. Довольно скоро стало понятно, что несмотря на то, что некоторые инструменты в Figma, например, по сравнению со Sketch, просто отсутствовали, возможность синхронизации давала очень весомое преимущество во времени при выполнении любых задач, связанных с дизайном. К тому же работа с компонентами, умное прилипание, умное выделение делали работу быстрее и проще.
Можно ли сказать, что ваш процесс разработки влияет на продукт?
Безусловно. Но и продукт влияет на процесс. Некоторые функции совместной работы меняют наш процесс, а затем и чужие процессы. При этом и мы можем перенимать лучшие методы других компаний. Я был в «Лаборатории Касперского», и они создали систему разработки, которая функционирует как веб-сайт. Я раньше не видел, чтобы у кого-то такое получалось. Я хочу, чтобы мы сделали что-то похожее — это такой крутой вариант работы, что им хочется делиться со всеми.
Но вы и исследованиями занимаетесь, так?
С нами работает Крис Сантори, который до этого руководил всеми исследованиями в Dropbox. Для Figma он проводит как количественные, так и качественные исследования. У нас, кстати, есть исследование, позволяющее лучше понять, как Figma пользуются в России.
Какие инструменты вы используете помимо Figma?
Различные инструменты документирования: Paper для краткосрочных заметок, Coda для проверки продуктов, Notion для поддержания внутренней Википедии. Мы тестируем различные инструменты поддержки, что очень важно, пользуемся Amplitude. Также много кодируем. У нас есть инструменты анимации, о которых я пока говорить не буду. Мы используем их для прототипирования разных видов работы, которые, кроме нас, никто не видел — с нетерпением жду их выхода в мир.
Были ли в Figma функции, которые оказались неудачными?
Были неудачные итерации функций, потому что тесты проводились среди новичков, либо среди небольшого числа пользователей. Многие итерации нашего редизайна потерпели крах, и сам он был скандальным. Одним он очень понравился, другие молчали, третьи считали, что ничего хуже никогда не видели. Так происходит с большинством редизайнов.
Мы исходим из принципа, что контент для дизайнера — это главное, а интерфейс должен уйти на задний план. Мы решили, что можем убрать некоторые из функций, чтобы контент был в самом центре, а интерфейс не отвлекал. Мы провели эксперименты, нашли приемлемые решения и с помощью количественных и качественных исследований доказали, что они работают.
Но затем, когда мы представили результат рынку, люди были немного в шоке: «Погодите секунду. У вас всегда были такие функции. Где ваши функции?». Тогда нам пришлось собраться и решить, делаем ли мы шаг назад и возвращаем что-то в интерфейс или продолжаем рваться вперёд. Мы решили рваться вперёд.
Как вы думаете, работать в Figma должны только дизайнеры?
Вовсе нет. Во-первых, я считаю, что меняется само представление о том, кто такой дизайнер. Многие, кто сегодня не считает себя дизайнерами, скоро будут себя ими называть. И я думаю, что визуальная коммуникация иногда важнее письменной, и умение ей пользоваться крайне полезно.
Кроме того, если взглянуть глобально, то сейчас весь мир меняется благодаря софту. Каждый день я смотрю, что создают с помощью Figma наши новые подписчики, и там представлены самые разные отрасли — от недвижимости до производства водорода в крупных корпорациях.
Сейчас буквально все пытаются больше разрабатывать — полагаю, потому что от софта начинает зависеть вся мировая экономика. Добавить сюда увеличивающуюся мощь инструментов, и вопрос уже не в том, можно ли что-то создать, а в том, как это сработает.
И когда люди привносят отличные разработки в каждую отрасль — например, в образование, — конкурентам приходится их догонять. Так появляется всё больше дизайнеров, и всё больше сотрудников компаний начинают обращать внимание на дизайн. Я полагаю, что компании, которые не в включают новых людей в дизайн-процесс, в конечном итоге проиграют.
В «Учи.ру» дизайн-компетенции распространяются за пределы дизайн-отдела. На этапе исследований участвуют продуктовые менеджеры, методисты, дизайнеры и иллюстраторы. Все эти специалисты лично общаются с пользователями на интервью и затем тестируют прототипы новых продуктов.
Если говорить о разработке образовательного контента, то дизайн начинается с методиста, у которого есть своё рабочее пространство в Figma, и уже потом к процессу подключается дизайнер.
Каким вы видите будущее дизайна?
Более открытым и коллективным. Таким, в котором больше людей имеют доступ к дизайнерскому процессу и способны взаимодействовать с системой. Если система достаточно хорошая, то с её помощью можно будет создавать всё больше разработок для компании.
Какие функции будут главными в Figma через пять лет? В какую сторону вы движетесь с точки зрения инноваций?
Вопрос в том, какие новые инструменты будут созданы за пять лет. Не могу много говорить о том, над какими функциями мы работаем, но скажу, что уже скоро будут иметь место не только небольшие изменения, но и огромные перемены, которые позволят работать в Figma совершенно по-новому.
Через пять лет изменится не только разработка интерфейса, которую мы сейчас стараемся максимально улучшить и облегчить, но и другие области творчества.
И главный вопрос. Скажите, пожалуйста, что у вас на логотипе?
Буква F.
Она что-то означает? Когда создают логотип, в него вкладывают некий смысл.
Конечно. Через различие форм и цветов мы пытаемся передать ощущение игры. Также разные формы «работают» в команде, и через это выражается дух сотрудничества. Вдобавок здесь классно то, что мы можем разбивать логотип на части и использовать их в других материалах бренда.