Над Figma работают 110 человек, а основной конкурент — не Sketch, а Adobe

Интервью с сооснователем сервиса Figma Диланом Филдом.

Целями визита Дилана Филда в Россию в 2019 году было увидеть, как команды пользуются сервисом, понять чего им не хватает.

Он провел несколько встреч с ключевыми пользователями, в том числе заехал в московский офис «Учи.ру». Там ответил на несколько вопросов дизайн-директора Марины Степановой и рассказал, в каком направлении компания будет двигаться в ближайшие пять лет.

Дилан Филд отметил, что команда «Учи.ру» использует подход, отличный от тех, которыми пользуются остальные компании.

Дилан Филд в офисе «Учи.ру» «Учи.ру»
Дилан Филд в офисе «Учи.ру» «Учи.ру»

Figma пользуются почти все члены продуктовых команд. PM, дизайнеры, методисты, разработчики. Это не просто инструмент для сборки макетов и прототипов, это активное рабочее пространство команды от момента зарождения гипотезы и до её релиза.

Марина Степанова, Дизайн-директор «Учи.ру»

Что мы узнали о создателях Figma

Я вырос в Северной Калифорнии, в полутора часах к северу от Сан-Франциско. Ребёнком немного занимался актёрским мастерством, потом увлёкся компьютерами, математикой, стал программировать. Меня заинтересовал дизайн, и я пытался изучить его как можно лучше.

В конечном счёте, я основал Figma. Мы с Эваном хотели создать современный инструмент, который позволял бы работать командой в режиме онлайн. И вот, что получилось семь лет спустя.

«Учи.ру»
«Учи.ру»

Почему Figma? Что означает это слово? По-русски оно звучит странновато.

На немецком, говорят, тоже. Figma — производное от figment of your imagination — «плод воображения». Мы попробовали ответить на вопрос, как перенести плод из воображения в Canvas.

Что помогло вам воплотить в реальность этот проект? Он очень масштабный, и сильно отличается от всего, что есть на рынке.

В одиночку софт не сделаешь, и мы со временем собрали блестящую команду. В Сан-Франциско у нас работает около 110 человек. Мы быстро растём и пытаемся создать условия, которые привлекли бы к работе в Figma талантливейших людей в мире. Я глубоко обязан всем, кто работает над продуктом. Без них он бы не был тем, чем является.

Появившись на рынке, Figma быстро обогнала конкурентов. В чём ваш секрет?

Дело скорее не в Figma, а в том, как должно работать программное обеспечение. Для меня очевидно, что будущее работы в программах — сетевое, командное и многопользовательское.

Зачем нужны оффлайн-инструменты, которые не общаются друг с другом? Нужен один сценарий, один процесс, одно место работы, и один источник данных, в котором в процессе все могут редактировать. Проектируя Figma, мы мыслили именно так, и нам это помогло. Но на самом деле, это только начало, и у нас остаётся видение того, к чему мы ещё хотим прийти.

Вспомните, четыре-пять лет назад над какими файлами вы работали? Как они назывались? Названия файлов никогда никто не знает, так? Но, если я спрошу, над каким проектом вы работали, с кем, какие у вас были от этого впечатления, — каждый расскажет много интересных подробностей. Так устроен наш мозг.

Думаю, нам предстоит поработать над тем, чтобы в Figma проводилась индексация не столько файлов, сколько людей. Поставить людей на первый план — вот наша задача.

Многопользовательский режим — это только начало. Он собирает людей в одном месте. Когда они собрались – что дальше? Представляя себе будущее Figma, мы думаем, например, о том, как создать международное дизайнерское сообщество.

В «Учи.ру» Figma — это инструмент взаимодействия внутри команды и между командами в том числе. Помимо дизайнеров во внутренней дизайн-студии, в каждой из десятка продуктовых команд есть один или два продуктовых дизайнера.

Дизайнеры взаимодействуют друг с другом постоянно, мы устраиваем внутренние дизайн-синки, на которых каждый делится тем, над чем работает в данный момент. Таким образом мы всегда в курсе — что разрабатывается в другой команде и ещё на начальных стадиях разработки можем учитывать опыт других команд или закладывать ограничения, которые могут возникать.

Поскольку Figma — наш общий инструмент, мы комментируем макеты друг друга, синхронизируемся, используем общую дизайн-систему.

Марина Степанова, Дизайн-директор «Учи.ру»

Из конкурирующих продуктов вы говорите в основном об Adobe. В России большинство дизайнеров пользуются Sketch. Не считаете ли вы его вашим главным конкурентом?

Посмотрим. В долгосрочной перспективе Adobe показал миру, что способен выжить. Десятки лет назад был Adobe, а не Sketch. В Adobe работают очень умные люди, у них много ресурсов, и я думаю, что через несколько лет вопрос о том, кто выиграет гонку, сведётся к Figma и Adobe.

«Учи.ру»
«Учи.ру»

Думаете, они совершат прорыв?

Не знаю. Посмотрим. Думаю, без боя они не сдадутся. Они будут очень активно работать над тем, чтобы вернуть утраченную территорию.

К слову о команде. Что вы можете рассказать нам о тех, кто стоит за Figma?

Сооснователь Figma Эван абсолютно гениален, но при этом очень скромен и добр, а эти качества редко найдёшь в одном человеке. Размышляя о том, с кем я хотел бы начать дело, я сразу подумал о нём. Он по-прежнему один из умнейших людей, которого я знаю.

Команда у нас блестящая, от техподдержки и маркетинга до финансового отдела и рекрутёров. Мы работаем с великолепными дизайнерами, для которых будущее нашей совместной работы находится на первом плане.

Наша команда растёт, и это вдохновляет — смотреть, как они взаимодействуют и вместе придумывают идеи. Сейчас в дизайнерской команде у нас шесть или семь человек. Что касается продуктов, недавно из Uber к нам пришёл Юки, и он повысил уровень продуктового мышления в компании.

Он тоже дизайнер, создавший недавние версии водительского и пассажирского интерфейсов в Uber. У нас первоклассные технические специалисты.

Если по-честному: вы использовали Figma при разработке Figma?

Да, конечно. Мы начали пользоваться Figma примерно через год после начала работы. До этого мы работали в Photoshop. Вероятно, мы бы использовали Fireworks, но Adobe его убил, что, на мой взгляд, было смертельной ошибкой.

Сначала работать в Figma было тяжело. Бывали дни, когда наша дизайнер говорила: «Ребята, вы опять билд сломали! Что мне делать?». Иногда мы отвечали: «Вернись через час, сходи пообедай». А иногда: «Вообще-то, иди домой. До завтра починим».

В результате образовалась прочная обратная связь между программистами и дизайнерами. Программисты поняли, что их клиенты в буквальном смысле сидят рядом с ними, и если что-то в продукте сломаешь, придётся чинить. И эта связь остаётся по сей день. Мы неделю тестируем всё, что делаем, прежде чем показать клиенту. Мы также следим за каналами поддержки, за отзывами в социальных сетях и стараемся быстро реагировать.

Мы в «Учи.ру» перешли на Figma в начале лета 2018 года. Компания разрасталась, появилось много новых команд. На тот момент мы уже поддерживали командную работу в онлайн-досках и посредством передачи проекта из рук в руки, в дизайн-процессах также участвовали не дизайнеры. Этого требовал формат контента, но времени на коммуникацию и технические заминки уходило непростительно много.

На Figma было просто пересесть и тем, кто работал до этого в Sketch и тем, кто использовал пакет Adobe. Довольно скоро стало понятно, что несмотря на то, что некоторые инструменты в Figma, например, по сравнению со Sketch, просто отсутствовали, возможность синхронизации давала очень весомое преимущество во времени при выполнении любых задач, связанных с дизайном. К тому же работа с компонентами, умное прилипание, умное выделение делали работу быстрее и проще.

Марина Степанова,

Дизайн-директор «Учи.ру»

Можно ли сказать, что ваш процесс разработки влияет на продукт?

Безусловно. Но и продукт влияет на процесс. Некоторые функции совместной работы меняют наш процесс, а затем и чужие процессы. При этом и мы можем перенимать лучшие методы других компаний. Я был в «Лаборатории Касперского», и они создали систему разработки, которая функционирует как веб-сайт. Я раньше не видел, чтобы у кого-то такое получалось. Я хочу, чтобы мы сделали что-то похожее — это такой крутой вариант работы, что им хочется делиться со всеми.

Над Figma работают 110 человек, а основной конкурент — не Sketch, а Adobe

Но вы и исследованиями занимаетесь, так?

С нами работает Крис Сантори, который до этого руководил всеми исследованиями в Dropbox. Для Figma он проводит как количественные, так и качественные исследования. У нас, кстати, есть исследование, позволяющее лучше понять, как Figma пользуются в России.

Какие инструменты вы используете помимо Figma?

Различные инструменты документирования: Paper для краткосрочных заметок, Coda для проверки продуктов, Notion для поддержания внутренней Википедии. Мы тестируем различные инструменты поддержки, что очень важно, пользуемся Amplitude. Также много кодируем. У нас есть инструменты анимации, о которых я пока говорить не буду. Мы используем их для прототипирования разных видов работы, которые, кроме нас, никто не видел — с нетерпением жду их выхода в мир.

Были ли в Figma функции, которые оказались неудачными?

Были неудачные итерации функций, потому что тесты проводились среди новичков, либо среди небольшого числа пользователей. Многие итерации нашего редизайна потерпели крах, и сам он был скандальным. Одним он очень понравился, другие молчали, третьи считали, что ничего хуже никогда не видели. Так происходит с большинством редизайнов.

Мы исходим из принципа, что контент для дизайнера — это главное, а интерфейс должен уйти на задний план. Мы решили, что можем убрать некоторые из функций, чтобы контент был в самом центре, а интерфейс не отвлекал. Мы провели эксперименты, нашли приемлемые решения и с помощью количественных и качественных исследований доказали, что они работают.

Но затем, когда мы представили результат рынку, люди были немного в шоке: «Погодите секунду. У вас всегда были такие функции. Где ваши функции?». Тогда нам пришлось собраться и решить, делаем ли мы шаг назад и возвращаем что-то в интерфейс или продолжаем рваться вперёд. Мы решили рваться вперёд.

Над Figma работают 110 человек, а основной конкурент — не Sketch, а Adobe

Как вы думаете, работать в Figma должны только дизайнеры?

Вовсе нет. Во-первых, я считаю, что меняется само представление о том, кто такой дизайнер. Многие, кто сегодня не считает себя дизайнерами, скоро будут себя ими называть. И я думаю, что визуальная коммуникация иногда важнее письменной, и умение ей пользоваться крайне полезно.

Кроме того, если взглянуть глобально, то сейчас весь мир меняется благодаря софту. Каждый день я смотрю, что создают с помощью Figma наши новые подписчики, и там представлены самые разные отрасли — от недвижимости до производства водорода в крупных корпорациях.

Сейчас буквально все пытаются больше разрабатывать — полагаю, потому что от софта начинает зависеть вся мировая экономика. Добавить сюда увеличивающуюся мощь инструментов, и вопрос уже не в том, можно ли что-то создать, а в том, как это сработает.

И когда люди привносят отличные разработки в каждую отрасль — например, в образование, — конкурентам приходится их догонять. Так появляется всё больше дизайнеров, и всё больше сотрудников компаний начинают обращать внимание на дизайн. Я полагаю, что компании, которые не в включают новых людей в дизайн-процесс, в конечном итоге проиграют.

В «Учи.ру» дизайн-компетенции распространяются за пределы дизайн-отдела. На этапе исследований участвуют продуктовые менеджеры, методисты, дизайнеры и иллюстраторы. Все эти специалисты лично общаются с пользователями на интервью и затем тестируют прототипы новых продуктов.

Если говорить о разработке образовательного контента, то дизайн начинается с методиста, у которого есть своё рабочее пространство в Figma, и уже потом к процессу подключается дизайнер.

Марина Степанова, Дизайн-директор «Учи.ру»

Каким вы видите будущее дизайна?

Более открытым и коллективным. Таким, в котором больше людей имеют доступ к дизайнерскому процессу и способны взаимодействовать с системой. Если система достаточно хорошая, то с её помощью можно будет создавать всё больше разработок для компании.

Какие функции будут главными в Figma через пять лет? В какую сторону вы движетесь с точки зрения инноваций?

Вопрос в том, какие новые инструменты будут созданы за пять лет. Не могу много говорить о том, над какими функциями мы работаем, но скажу, что уже скоро будут иметь место не только небольшие изменения, но и огромные перемены, которые позволят работать в Figma совершенно по-новому.

Через пять лет изменится не только разработка интерфейса, которую мы сейчас стараемся максимально улучшить и облегчить, но и другие области творчества.

Над Figma работают 110 человек, а основной конкурент — не Sketch, а Adobe

И главный вопрос. Скажите, пожалуйста, что у вас на логотипе?

Буква F.

Она что-то означает? Когда создают логотип, в него вкладывают некий смысл.

Конечно. Через различие форм и цветов мы пытаемся передать ощущение игры. Также разные формы «работают» в команде, и через это выражается дух сотрудничества. Вдобавок здесь классно то, что мы можем разбивать логотип на части и использовать их в других материалах бренда.

2828
20 комментариев

Спасибо за статью. Фигма рулит :) Хотелось бы услышать больше технических инсайтов. Фигма помимо всего прочего сама является очень крутым софтом!

12
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Adobe уже успели слить:

- Macromedia и ее продукты (кроме Flash они делали и неплохой графический редактор Macromedia Freehand, который опередил время по-сути был неплохим примером использования "объектного" подхода)

- Свой Fireworks, который появился раньше Sketch и тем более Фигма и тоже в своё время был классным вариантом для веб-дизайнера

- UX/UI Фотошопа и Иллюстратора стоит на месте и после современных тулзов вроде Фигмы это просто кровь из глаз

7
Ответить

AdobeXD рулит!

1
Ответить

Дорулился

Ответить