От гипотезы до реализации: истории продуктовых взлетов Учи.ру

Рассказываем о наиболее востребованных курсах платформы и особенностях их запуска.

От гипотезы до реализации: истории продуктовых взлетов Учи.ру

10 лет Учи.ру создает образовательные продукты для детей. Флагманский продукт платформы — это интерактивные карточные курсы для учеников 1-11 классов по предметам школьной программы. Команда активно экспериментирует и ищет новые форматы обучения. В статье рассказываем, какие из поисков обернулись для Учи.ру настоящей победой.

Стартовали с интерактивных карточек

Первым курсом, который запустили основатели Учи.ру, стал интерактивный карточный курс по математике для учеников 1–4 классов. Именно он принес популярность платформе и остаётся одним из самых востребованных у пользователей. По его примеру позже мы разработали карточные курсы по русскому и английскому языкам, окружающему миру и другим школьным предметам. Формат карточек оказался удобен не только детям, но и учителям — они используют его в школе на уроках.

От гипотезы до реализации: истории продуктовых взлетов Учи.ру

У всех курсов на основе интерактивных карточек есть общие черты:

  • каждый урок направлен на достижение определенной педагогической цели и в среднем занимает около 15 минут;
  • система реагирует на действия ученика и в случае правильного решения хвалит его и предлагает новое задание, а в случае ошибки помогает самостоятельно прийти к верному решению;
  • сквозной герой заврик Гриша и другие персонажи ведут ученика по курсу так, чтобы ребенок полностью усвоил материал;
  • быстрая обратная связь и поощрения при выполнении каждого задания.

За счет индивидуальной образовательной траектории, гибкого подбора количества заданий, постоянного диалога с учеником и своевременной работой над ошибками школьники изучают материал в комфортном темпе, к ним приходит глубокое понимание предмета без пробелов в знаниях. А яркие персонажи, обратная связь, поощрения и интерактивность развивают интерес к учебе и любознательность.

От гипотезы до реализации: истории продуктовых взлетов Учи.ру

Стремясь продолжить успех карточных курсов, мы пошли по пути поиска и экспериментов, стараясь разработать для школьников лучшие образовательные форматы. При этом в фокусе оказались не только школьные предметы, но и другие области знаний — например, финансовая грамотность, целеполагание и программирование.

В основе продуктовой культуры Учи.ру лежит Data-driven подход и A/Б-тестирования. Это означает, что любые изменения на платформе — от малейших доработок до запуска новых курсов — мы всегда тестируем и собираем аналитику по итогу.

На основе анализа продуктовых тестов мы выделили 5 показателей успешного запуска курса:

  • обратная связь от пользователей;
  • доходимость пользователей до конца курса;
  • количество решенных заданий;
  • конверсия в покупку;
  • прирост ARPU (средняя выручка на одного пользователя).

Поиск новых форматов: GBL-курс «Магическая математика»

Перед запуском новых продуктов мы стараемся следить за новыми технологиями в образовании. Успех зарубежной обучающей игры Prodigy Math вдохновил нас на разработку продукта, построенного по принципу game-based-learning (GBL). GBL — тип игрового процесса, в результате которого пользователь получает знания или формирует навыки.

На стадии идеи мы провели исследования, чтобы выяснить, какие игры предпочитают дети 3–5 классов: какой сюжет их интересует, какие игровые механики нравятся.

Итоги исследований:

  • дети любят Minecraft, Brawl Stars и Roblox;
  • магический сюжет выбирают и мальчики, и девочки;
  • в ходе игры ребятам нравится улучшать своего персонажа и тратить заработанные деньги на одежду и другой полезный инвентарь.

Полученные данные легли в основу сюжета и игровых механик RPG-игры «Магическая математика».

Для начала предстояло определить формат математических заданий для курса. Будут ли это карточки из основного курса Учи.ру по математике или же новые примеры, которые генерирует специально разработанный алгоритм.

Выбрали второй вариант, несмотря на то что он требовал дополнительных ресурсов разработки. Алгоритм генерирует разнообразные задания, которые не повторяются с другими на платформе. Методист помог придумать правила, по которым генерируются математические примеры, а программист интегрировал это решение в саму игру.

В игру включили темы, соответствующие ФГОС (Федеральным государственным образовательным стандартам) и школьной программе для 3-5 классов. Например, перевод чисел из одних единиц измерения в другие, сложение и вычитание, признаки делимости.

В генератор примеров заложили адаптивную сложность: если пользователь хорошо справляется с решением в ходе игры, то задания постепенно усложняются, и наоборот. Такой подход помог решить еще одну проблему: ребята, которые знают предмет, постоянно получали всё более сложные примеры соответственно их уровню подготовки. Благодаря этому интерес пользователей к решению заданий не падал. А для детей с проблемами в математике задания адаптируются под их уровень и помогают отработать ошибки.

Вселенная игры — мир магии, в котором главный герой обучается, путешествует по разным местам и, решая математические примеры, сражается с магическими персонажами. По мере прохождения уровней пользователь улучшает характеристики своего персонажа и кастомизирует его. «Прокаченный» персонаж лучше справляется в сражениях с боссом.

А поскольку большинству ребят нравятся дуэльные игры, мы добавили возможность боя против реального персонажа. Так ребята могут сражаться друг с другом и одновременно улучшать знания в предмете — соревновательный элемент повышает их вовлеченность. Сама игра состоит из 23 основных боев и охватывает 33 темы в математике.

Когда мы выкатили MVP продукта, показатели ключевых метрик превзошли ожидаемые:

  • конверсия в продукт составила более 50%;
  • средний прирост ARPU +4%;
  • доходимость пользователей до последнего боя: 8% от общего количества купивших курс в течение 4 месяцев с момента запуска продукта;
  • решаемость карточек в 3,5 раза превзошла классические карточные курсы по математике.

Но главное подтверждение успешности «Магической математики» — положительные отзывы детей, которые мы продолжаем получать ежедневно.

От гипотезы до реализации: истории продуктовых взлетов Учи.ру

Успех этого курса вдохновил нас на разработку следующих продуктов, построенных по принципу game-based-learning, таких как «Космическая печать». Мы верим, что образовательные игры помогают детям учиться с большим интересом и открывают предмет с новой, неожиданной стороны.

Комиксы в образовании: курс по финансовой грамотности

В 2019 году мы проводили масштабное исследование среди пользователей Учи.ру о том, какие курсы по внешкольным предметам они хотят видеть на платформе. Из 70 в финале остались 2 — планирование и финансовая грамотность. С небольшим отрывом победила тема планирования. Так появился курс «Успею всё». Он развивает навыки тайм-менеджмента и целеполагания.

Спустя 1,5 года после его запуска мы решили разработать курс по финансовой грамотности, потому что считаем этот навык очень важным. Стали искать формат, в котором детям было бы интересно изучать теоретическую информацию, и выбрали комикс.

В формате комиксов теория подается в нескучном виде за счет единого сюжета, запоминающихся персонажей и диалогов между ними. В нашем курсе главный герой спрашивает у родителей, как ему накопить денег на желанный гаджет. Постепенно через разные ситуации — дома, в школе и на улице — он больше узнаёт о том, что такое финансовая грамотность.

От гипотезы до реализации: истории продуктовых взлетов Учи.ру

Школьники идентифицируют себя с главным героем, это позволяет вовлечься в процесс обучения, а после — применять полученные знания на практике в реальной жизни. При этом создание курса-комикса не требует больших ресурсов разработки и позволяет относительно быстро выпустить готовый продукт.

Этапы создания комикса:

1. Придумали сюжет курса и определили концепцию подачи информации вместе с методистом. Важно, чтобы ребенок вместе с персонажем справлялся со сложными ситуациями в каждой главе. Такой подход максимально погружает пользователя в историю.

2. Приступили к теоретическому наполнению: продумали ситуации взаимодействия между героями и их диалоги.

3. Методист создал эскиз комикса и его раскадровки.

4. Иллюстраторы на основе этих наработок сделали чистовую версию дизайна курса.

Курс по финансовой грамотности состоит из 12 глав, каждая из которых раскрывает одну тему, например, что такое семейный бюджет, историю денег. Ребёнок узнаёт о базовых понятиях в финансовой области, учится осознанно подходить к тратам без вреда для экологии и знакомится с темой волонтерства. После каждой главы он закрепляет полученные знания с помощью интерактивных заданий.

Перед релизом мы подготовили первые 6 глав и запустили А/B-тест: было важно выяснить, насколько эффективен формат комикса и действительно ли он нравится детям. Для этого использовали форму сбора обратной связи, чтобы пользователь смог оценить каждую тему комикса по нескольким параметрам:

  • насколько были сложные задания;
  • понравились ли картинки комикса;
  • насколько комикс интересный.

Также мы смотрели на доходимость, прирост ARPU и конверсию в покупку (CR).

Результаты теста:

  • у пользователей, купивших курс, высокий показатель доходимости;
  • много положительных отзывов от детей с просьбой делать больше образовательных комиксов на платформе.
От гипотезы до реализации: истории продуктовых взлетов Учи.ру

На сегодня курс по финансовой грамотности на Учи.ру ежемесячно проходит до 200 тысяч школьников.

Что дальше

Эксперименты доказывают, что нам и дальше стоит создавать разные форматы обучения. Было бы неправильным делать ставку только на один формат, даже если он отлично себя зарекомендовал.

Разнообразие важно как минимум по двум причинам:

1. Повышение интереса и вовлеченности школьников в обучение. Каждый раз они открывают для себя что-то новое, им не приедается механика.

2. Более эффективная подача информации. Например, мини-навыки детям комфортнее развивать через игру, а более фундаментальные знания — с помощью хорошо «упакованной» теории и проверкой знаний по итогу ее изучения.

В год своего 10-летия мы запустили несколько курсов для школьников в новых форматах: игровой тренажер по таблице умножения «Умножай урожай», курс по шахматам в формате сказочной истории, игру-бродилку по русскому языку «Сказочные приключения» и орфографический тренажер в формате образовательной дуэли «Словесная битва».

Приглашаем отпраздновать десятилетие Учи.ру вместе с нами и принять участие в викторине. Всех участников ждут подарки от партнёров и скидки.

Вопросы посвящены истории онлайн-платформы и курсам. Присоединяйтесь к соревнованию и узнайте, почему нас выбирают более 10 млн российских школьников!

1818
1 комментарий

Курс по финансовой грамотности я рекомендую пройти не только деткам, но и всем взрослым. Простым языком такие сложные вещи донести это правда стоит оваций

1
Ответить