Воды Невы: как создавали дизайн Магазина и музея Яндекса в Петербурге

Рассказываем, как мы открыли Магазин и музей в Санкт-Петербурге, — прямо на Невском проспекте, — и при чем тут коммунальная квартира.

Воды Невы: как создавали дизайн Магазина и музея Яндекса в Петербурге

Музей и магазин — созданное Яндексом пространство, где гости могут посмотреть компьютеры и приставки разных эпох, а также купить вещи, разработанные дизайнерами Яндекса. Первый такой Магазин и музей открылся в Москве в 2018 году, второй — в Санкт-Петербурге в сентябре 2020.

Если московский Магазин и музей расположен рядом с офисами Яндекса и спроектирован в одном стиле с ними, то Петербург — совсем другая история.

В Москве у нас магазин при офисе, среди покупателей много сотрудников. А тут у нас классический стрит-ритейл, и нам хочется проверить, что это такое. Мы шутим, что наш петербургский магазин — это баннер на Невском, чтобы показать, что мы тут.

Наталия Новикова

Как рассказать жителям и гостям города о том, что Яндекс и его сервисы рядом и готовы помогать в практически любых ситуациях? Можно выкупить рекламные площади и завесить их постерами, а можно снять помещение и оформить так, чтобы оно всегда отображало и рассказывало то, что мы хотим. Мы выбрали второй вариант.

При этом за «рекламную функцию» по задумке отвечает фасад магазина, который находится в историческом здании.

Адрес Магазина и музея — дом 68А по Невскому проспекту. Это здание начали строить еще в XVIII веке, и позже оно превратилось в один из самых больших доходных домов города. Здесь жили и бывали Белинский, Гончаров, Некрасов, Тютчев, Тургенев и другие видные литераторы, из-за которых здание стали называть Литературным домом. Здание серьезно пострадало во время блокады от бомбежек — и в 2010-х годах его разобрали, отстроив заново и повторив фасад середины XX века.

Как мы оформляли фасад

Нам хотелось, чтобы витрина рассказывала о компании и наших проектах, но Яндекс меняется очень быстро: появляются новые сервисы, перепридумываются существующие. Чтобы не переоформлять витрину с каждым обновлением, мы решили сделать её динамичной и постоянно меняющейся. Для этого мы наклеили на витрину круги из пленки обратной проекции.

Воды Невы: как создавали дизайн Магазина и музея Яндекса в Петербурге

Изнутри магазина на них транслируется анимация с логотипами Яндекса. Теперь, если появится необходимость рассказать о новом сервисе или переоформить фасад к Новому году, мы просто добавим новое видео. Это понятный визуальный прием: он привлекает внимание прохожих и добавляет яркости в довольно пасмурный Петербург.

С помощью видеоряда можно рассказать больше, чем с помощью постера. В самих видео мы заложили образы, которые ассоциируются с Петербургом: элементы фасадов зданий или вид с крыш во время дождя — через них на экране проступают логотипы Яндекса. Так мы рассказываем о своих сервисах и показываем, что они неразрывно связаны с городом.

Мы хотели не только подчеркнуть связь с Петербургом в анимации, но и в целом вписать обстановку магазина в городской антураж.

Как Магазин и музей устроен внутри

При ремонте мы построили муляж печи-голландки: такие есть в дореволюционных домах в центре и на Петроградке. Печь недействующая, но если вы заглянете за антикварную решетку, найдете нарисованный огонь. Зато дровница, которая установлена рядом с печкой, самая настоящая.

Высокие белые двери, закрывающие вешалки с одеждой — тоже элемент стилизации, они напоминают о петербургских коммунальных квартирах. К тому же при необходимости их можно брендировать: например, оформить в стиле новой коллекции.

Столы и тумбочки, на которых разложена часть товаров, тут деревянные и почти домашние — только больше размером. В их ящичках спрятаны зарядки, которыми могут воспользоваться гости (конечно, чтобы был повод подольше задержаться у прилавка). Стены и потолок выкрашены в глубокий синий цвет: по задумке он должен ассоциируется с водами Невы.

В отличие от московского, навигация петербургского Магазина и музея оформлена на трех языках: русском, английском и китайском. Мы решили, что раз здание расположено прямо на Невском, в самом туристическом центре города, то и содержание Музея и магазина должно быть понятно как можно большему числу людей.

Основной визуальный элемент в нашем дизайне — это круг. Он впервые появляется на витрине, а затем много раз дублируется в разных деталях: например, в уголке потребителя, где висят сертификаты и справочная информация, а также в других элементах навигации — в круг вписаны надписи о входе, выходе и служебных помещениях.

Воды Невы: как создавали дизайн Магазина и музея Яндекса в Петербурге

Само помещение визуально разделено на три зоны: музей, умный дом и, — самую большую из них, — магазин.

В музее собрана вычислительная техника разных эпох: арифмометр «Феликс», первый iMac и первая PlayStation, Commodore 64, ZX Spectrum и другие легенды. Все они включены и расположены так, чтобы гостям было удобно попробовать устройства в работе.

На стенах музея висят металлические кубы — в них можно ставить новые экспонаты или примагничивать металлические таблички с информацией о технике. Пока такие таблички и QR-код, ведущий на страницу подробностями, стоят рядом с устройствами. Сейчас мы анализируем, нужны ли подробности в таком объеме и пользуются ли вообще посетители QR-кодами. Музей — это живая система, поэтому многие элементы мы будем менять, возможно добавлять больше экспонатов.

В магазине же собраны фирменные вещи, которые выпускает Яндекс: это футболки, толстовки, рюкзаки, а также разные мелочи — термобутылки и значки. Сейчас у нас есть четыре коллекции вещей, о дизайне которых мы расскажем в отдельной статье. Три из них мы создавали собственными силами, а одну (как раз посвященную нашему музею) — в коллаборации с творческим объединением «Кружок». Подробнее изучить ассортимент можно в нашем интернет-магазине.

Тут же расположена и зона, где гости могут попробовать устройства для умного дома: Яндекс.Станцию, умные лампочки, розетки и пульты. Этот уголок мы намеренно оформляли в домашней атмосфере — чтобы гости могли тут и отдохнуть, и представить все эти вещи у себя дома.

Конечно, Магазин и музей будет меняться и подстраиваться под посетителей. Но, кажется, у нас получилось создать уютное место, где гостям захочется задержаться подольше.

Для нас большая радость, что формат Магазина и музея Яндекса живёт и развивается. Теперь у нас два абсолютно разных пространства в Москве и Санкт-Петербурге, которые эффективно работают, в которых нашим посетителям полезно, познавательно и уютно — всегда по-новому.

Магазин и музей уже ждет гостей в доме 68А по Невскому проспекту — приходите и сами посмотреть, как здесь все устроено: мы открыты каждый день с 10 до 22.

21
5 комментариев