Бизнес спасает планету: секонд-хенды, апсайклинг и ресайклинг

На волне популярности slow fashion в США и Европе сегмент second hand растёт колоссальными темпами. В России ситуация значительно отличается, но тренд прослеживается и у нас.

Открывая свой магазин решопинга Reshop.me, я проанализировала, какой урон планете наносит модная индустрия, что предпринимают корпорации для устранения последствий, и как секонд-хенды тормозят fast fashion. Делюсь результатами исследования с вами.

Мода и экологическая катастрофа

Думаю, каждый из нас хотя бы однажды задумывался или слышал о том, что производство модной одежды наносит непоправимый вред экологии. Но представляете ли вы насколько устрашающе выглядят цифры?

Модная индустрия — это второй по объёму загрязнитель окружающей среды! По данным Greenpeace, ежегодно в мире производится 400 000 000 000 м2 одежды и аксессуаров, из которых 60 000 000 000 кв.м выбрасывается в течение года. Если ограничиться пределами одного города, то, например, из Москвы каждый год на свалку вывозят 360 000 тонн тканей. Самая пугающая ситуация в сегменте масс-маркета, где каждые 2 недели коллекции обновляются, а одежда производится низкого качества, с целью ускорить цикл «купил-выбросил». Так появилось понятие «быстрая мода» — fast fashion.

В среднем каждую секунду на свалку или мусоросжигательный завод выезжает грузовик с одеждой. Вывезенная одежда обречена либо разлагаться в течение десятков лет (а в случае с синтетическими материалами — сотен), либо сжигается, выбрасывая в атмосферу парниковый газ. Ежегодно человечество производит 1,5 миллиарда тонн газа, что влияет на повышение температуры на Земле и изменение климата.

Не стоит забывать, что на изготовление одежды и аксессуаров тратятся колоссальные объёмы ресурсов — воды, электричества, нефти, угля. Например, чтобы произвести одну футболку, потребуется 2700 литров воды. Эта цифра в три раза превышает годовую норму потребления воды одним человеком. По данным Global Footprint Network за год на производство одежды тратится столько ресурсов, сколько может быть восстановлено только за полтора года.

Помимо всего перечисленного, есть еще пестициды, которыми обрабатывают плантации хлопка, занимающие в настоящее время примерно 320 000 квадратных километров. Эти территории постоянно разрастаются. Пестициды попадают в грунтовые воды, создавая угрозу заражения источников водоснабжения.

Second hand — бизнес будущего

В период с 2014 по 2019 год оборот рынка секонд-хендов в США составил $24 млрд. Темпы роста опережают традиционный ритейл в 21 раз, и уже сегодня секонд-хенды во многих западных странах догоняют fast fashion.

В 2019 году произошло несколько знаковых событий для ниши.

Летом свои акции на американской бирже Nasdaq разместил реселлер The RealReal, таким образом став первой публичной компанией по продаже second hand. В ноябре 2019-го онлайн-ритейлер б/у одежды Vinted стал первым литовским «единорогом» среди технологических компаний, получив €128 млн инвестиций. Компания оценивается более чем в $1 млрд.

«В ближайшие 10 лет рынок секонд-хенда в Америке вырастет в три раза и обгонит по объемам индустрию «быстрой моды» — с таким заявлением выступили аналитическая группа GlobalData и крупнейшая интернет-площадка по продаже поношенной одежды ThredUP.

Это стало возможными благодаря появлению новых онлайн-платформ по продаже одежды бывшей в употреблении, которые пришли на смену небольшим офлайн-магазинам, комиссионкам и благотворительным организациям.

Что победит – предубеждения или осознанность?

В нашей стране развитию сегмента second hand противостоят негативные предубеждения касательно б/у вещей. Стереотипы основаны преимущественно на образе советских комиссионок и барахолок, куда не хотелось заходить из-за бардака, порой неприятного запаха и атмосферы бедности. В современных секонд-хендах подход к сервису кардинально изменился.

Например, шведский торговый центр ReTuna, ассортимент которого на 100% состоит из бывших в употреблении товаров, сложно отличить от привычного молла. Там просторно, светло, приятно пахнет. В нем расположено 14 специализированных магазинов, в которых продается не только одежда, но и мебель, садовый инвентарь, декор, инструменты.

​Торговый центр <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.retuna.se%2F&postId=100251" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">ReTuna</a> Из интернета
​Торговый центр ReTuna Из интернета

Интернет-магазины по продаже lux-сегмента также ушли от формата онлайн-барахолки. Уважающий себя реселлер будет соблюдать основные принципы онлайн-продаж: удобный интерфейс, товар, прошедший аутентификацию, поддержка 24/7, продуманная логистика, качественная упаковка.

Меняется и качество ассортимента в комиссионках. На перепродажу сдают огромное количество новой одежды с бирками. Это связано с тем, что в эпоху fast fashion люди склонны к импульсивным покупкам. Купленное на распродажах вещи, как правило, отправляется на полки секонд-хендов, не дождавшись выхода в свет.

Если же в секонд-хенде продаётся ношеная вещь, то, как правило, она отвечает принципам slow fashion — произведена из качественных материалов. Бывшая в употреблении одежда часто изготовлена из более дорогой, чем в масс-маркете, ткани. А винтаж сшит в годы, когда цикл носки был более долгим, чем это принято сейчас. Соответственно, качество у него выше.

На Западе продавцы ношеной одежды используют дополнительную мотивацию для эмоциональных продаж, они продают товары с историей — бывшие владельцы рассказывают, как приобрели вещь, какое значение она имела в их жизни. Например, в магазине Oxfam в Манчестере такие истории можно прослушать с помощью смартфона, считав с QR-кода на этикетке.

Модные блогеры вносят свой вклад в популяризацию секонд-хендов. Они идут в комиссионки в поисках редких моделей из лимитированных коллекций или штучных экземпляров винтажной одежды. С помощью вторичного потребления они закрывают сразу несколько своих потребностей: желание выделиться, быть уникальными, часто менять образы, не нарушая принципы экологических манифестов.

На защиту винтажных вещей из секонд-хендов встают некоторые голливудские звезды. Например, Сара Джессика Паркер, Дрю Берримор, Джада Смит, Вайнона Райдер открыто заявляют, что совершают покупки в комиссионках. В винтажных нарядах они посещают даже премии, как Джулия Робертс, которая получила Оскар в платье Валентино, купленном в секонд-хенде.

​Джулия Робертс в платье от Валентино Из интернета
​Джулия Робертс в платье от Валентино Из интернета

Разумное производство

Не только покупатели всерьёз задумались о последствиях гонки за быстрой модой. Известные холдинги по продаже одежды, обуви и аксессуаров последние годы экспериментируют с технологиями производства, стараясь минимизировать вред для экологии. Вкладывают миллионы долларов в исследования вопросов утилизации отходов. Дизайнеры обращаются к upcycling, используя бывшие в употреблении материалы.

Испанская компания Inditex (Zara, Pull&Bear, Bershka, Massimo Dutti) перерабатывает остатки тканей в целлюлозу, смешивая их с древесным волокном. Так создается материал для отдельной линейки Join Life. Холдинг спонсирует разработки по увеличению объёмов производства экологичных тканей, оптимизирует процессы логистики, использует упаковку из переработанных материалов для доставки онлайн-заказов.

Коллекция <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.inditex.com%2Four-commitment-to-the-environment%2Fclosing-the-loop%2Fsustainable-materials&postId=100251" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Join Life</a> Из интернета
Коллекция Join Life Из интернета

Другой гигант — H&M Group, инвестирует в стартапы, специализирующиеся на устранении негативного влияния фешн-индустрии. В компании активно продвигают программу сбора использованной одежды. Помимо этого, H&M является членом WWF Climate Savers. В течение ближайших 10 лет бренд обещает перейти на 100%-е производство из переработанных и экологичных материалов.

Наряду с H&M, экологией озабочены Gap и Fast Retailing — в течение 3-5 лет обе компании планируют полностью перейти на хлопок, выращенный на органических фермах. Fast Retailing, владеющий брендом Uniqlo, изначально делал ставку на качество, поддерживая принципы slow fashion. В компании применяют инновационные разработки при изготовлении потёртых джинсов — используют лазер и натуральные камни для сокращения потребления воды и химикатов.

Бренд Mango в 2018 году запустил первую капсульную коллекцию из переработанных материалов Mango Committed. Модный холдинг ставит перед собой цель увеличить использование натуральных экологичных материалов в производстве в несколько раз. Кроме того, бренд реализует проект Second Chances по сбору и переработке вещей для повторного использования.

Gucci и Burberry инвестируют средства в программы по сокращению выбросов, обусловленных обезлесением и деградацией лесов, соответствующие Рамочной конвенции ООН об изменении климата.

Дизайнер Marine Serre создаёт вещи из переработанных материалов, 50% её коллекций сшиты из бывших в употреблении предметов одежды. Весь трикотаж Marine Serre — из переработанной пряжи.

Корпорации и бренды, работающие в сегменте быстрой моды принимают меры. Но даже в рамках экологически ориентированных программ объём производимой продукции преобладает над количеством утилизируемых вещей. Секонд- хенды — это эффективный способ изменить сознание общественности, что со временем может привести к сокращению объёмов производства.

Уникальность текущих преобразований в том, что какие бы личные цели ни преследовали многомиллионные корпорации, реселлеры, владельцы секонд-хендов, потребители — их действия в конечном итоге направлены на улучшение экологической ситуации в мире. Единство взглядов на проблему дает больше шансов её решить.

5555
66 комментариев

Из 5 вещей, которые я однажды купил в секонд хенде я выкинул, кажется, все. Легенды про одежду с бирками возможны только для профессионалов, потому что при мне с бирками были только безразмерные рэперские шорты. По всему остальному было впоследствии ясно, почему Прошлый владелец их отнёс в пункт приёма. 


Вторично покупать H&M это какой-то нонсенс в квадрате - низкокачественные и очень характерные по дизайну вещи. Ну это мое диванное мнение. 

Вообще из статьи ясно, что инвестируют в переработку те, кто производит эти тонны кубометров изначально дерьмовой одежды. Индитекс тот же...

Историю про платье от Валентино из секонда хотелось бы поподробнее. Актриса сама тут случайно завернула в магазин Евросток на Сансет авеню и купила за 15 долларов? Что за дичь нам втирают?

В целом за статью спасибо, но по каждому пункту скептический голосок внутри хочет возразить и докопаться. Пишите ещё.

18
Ответить

Купила как-то в секонде пару пиджаков-курток, носила их не помню сколько лет, больше 5 точно. Выбросила когда уже буквально рукава на сгибах вытерлись так что нитки распушались. Часто встречала вещи с бирками или в очень хорошем состоянии (на сгибах нет потертостей, на подкладке в районе шеи нет следов, фурнитура ок, ничего не порвано и без пятен). Часто в секондах были бренды, которые у нас не продаются, а качество и модель-ткань хорошие.

Короче, в секонде надо выбирать. Но и в обычном магазине тоже надо выбирать. Но знаю случаи, когда и в секондах совершают импульсные покупки, буквально на распродаже (у нас есть сеть секондов, которая очень быстро раскрутилась, у них схема: завоз, потом в течение месяца скидывается цена, через месяц снова завоз) скупают мешками одежду, которая копится в шкафу и в итоге выбрасывается не ношеная, ну со времён второй покупки, конечно.

В итоге секонды заменила более спокойным потреблением: покупаешь меньше, но что точно подходит и что точно будешь носить. С другой стороны, у нас продают часто такой хлам, что носится оно максимум год (привет катышки из H&M). 

Брендам не верю от слова совсем. Все их программы автоматом воспринимаются как пиар. У того же H&M или Zara коллекции реже не стали обновляться, получается что какбэ переживают и хотят сделать лучше, но продолжают делать как выгодно😁 Или показательный пример: когда барышня из BBC снимала свой фильм про фаст фешн, она ведь поехала на спец.форум, где представители брендов как раз и собрались обсудить что делать. В итоге с ней отказались говорить все (она была очень вежлива), кроме какого-то мужика из джинсового бренда, который сказал, что да, проблема вообще капец, мы ищем решение, пытаемся что-то делать, но пока ситуация жеппа.

7
Ответить

Вот вообще не соглашусь. Живу в Петербурге. Одежду покупаю только в Юникло и секонде. НМ по качеству давно скатился и такое в секонде брать это действительно маразм. Но благо в секонде такого практически и нет. И в статье верно замечено про качество вещей, оно на порядок выше массмаркета. Все вещи из секонда живут тыщу лет. При этом часто попадаются очень дорогие и вообще супер качественные вещи. Типа Cos, Belstaff и тд. При том особо копаться там не нужно. И это я вам говорю про супер банальные секонды. Если посмотреть на более заточенные, то там я просто молчу.

7
Ответить

Секонд-хенды подходят для терпеливых кладоискателей. Кто может по нескольку раз возвращаться в поисках определенной вещи, "сокровища". Масс-маркет там покупать бессмысленно, оно того не стоит, это верно. 

2
Ответить

секонд секонду рознь. есть комиссионки с премиум-брендами. там много вещей с бирками-которые остались от бутиков, которые закрылись. 

1
Ответить

Совершенно верно!! Ибо удачно купить  одежду в секонд хэнде способна только любящая подруга (не важно, как она называется - жена, любовница  и т.п). Я без тени сексизма. Просто выбор одежды - это на 99% женское дело))

1
Ответить

Планете норм, 99.9% живых существ, живших на планете уже вымерло, еще столько же вымрет. Планета пережила комету поговаривают, переживет и праду с дольчегабаной.

15
Ответить