Почему сотрудники выгорают и что с этим делать

По данным опросов, 45% работающих россиян лично сталкивались с профессиональным выгоранием. Прямо сейчас его переживают 15% трудоспособного населения — в количественном выражении это более 13 млн человек.

Что такое выгорание: кратко

Синдром профессионального выгорания — это ментальное состояние, которое включено в Международную классификацию болезней (МКБ). Расстройство не считается болезнью, но также имеет ряд симптомов: ощущение усталости, упадок мотивации, слабая продуктивность, негатив по отношению к работе.

Почему сотрудники выгорают и что с этим делать

Выгорание может настигнуть человека любой профессии, возраста и пола. Чаще всего от расстройства страдают:

  • мужчины (16%),
  • специалисты в возрасте 35-44 лет (17%),
  • люди без высшего образования (18%),
  • занятые в сфере государственного управления (18%), финансов (21%) и образования (19%),
  • специалисты с профессиональным стажем 8-10 лет (19%),
  • люди с невысоким уровнем дохода (26%).

Профессиональное выгорание зависит не только от условий труда, но и от психологической устойчивости самого человека. Тем не менее, именно на работодателе лежит ответственность за самочувствие команды и своевременную профилактику расстройства у сотрудников.

Рассказываю, как работодатель может помочь сотрудникам не допустить эмоционального выгорания.

Топ причин, почему выгорают сотрудники

Существует множество причин, почему выгорают подчиненные. Я собрала самые распространенные проблемы и предложила, как с ними бороться.

Стресс и напряжение на работе

По данным опросов 42% работающих россиян выгорают из-за постоянных стрессовых ситуаций и нервного напряжения на работе. Состояние беспокойства могут провоцировать разные факторы, среди которых: не комфортное рабочее место или условия труда, излишняя требовательность руководства, конфликты с клиентами и так далее.

Решение:

  • Обеспечить комфортные условия труда и отдыха: чистый офис, современное оборудование, обеденные перерывы, места для отдыха.
  • Снизить требования в отношении подчиненных, меньше осуждать их за ошибки.
  • Обучить сотрудников навыкам стрессоустойчивости и эмоциональной саморегуляции.

Неадекватная оценка результатов работы сотрудника

Работники чаще выгорают, когда работодатель недооценивает их труд: дает заниженные оценки, не предоставляет обратную связь или поддержку. Недостаток благодарности и похвалы ведет к тому, что люди утрачивают мотивацию работать и начинают чувствовать себя уставшими.

Решение:

  • Хвалить и благодарить сотрудников за работу.
  • Выделять лучших работников за период и награждать.
  • Давать развернутую обратную связь.
  • Поддерживать инициативу подчиненных.

Несоразмерность труда и зарплаты

Еще одна из главных причин выгорания — это несоответствие размеров зарплаты и объемов работы. Согласно опросам, из-за низкой оплаты выгорает 27% работоспособных россиян.

Решение:

Пересмотреть размеры оплаты для подчиненных.

Изменить систему мотивации, чтобы люди имели возможность влиять на свой доход.

Переработки

Каждый пятый работающий россиянин выгорает из-за того, что работает сверх своего графика. Когда специалист долгое время трудится в режиме аврала более 8 часов в день, его продуктивность падает, и он начинает ассоциировать работу исключительно с негативом. Во избежании переработок работодателю нужно контролировать загруженность работников и не допускать сверхурочного труда.

Решение:

  • Следить, чтобы сотрудники не оставались после окончания рабочего дня, не брали работу на дом и ходили в отпуска.
  • Не обсуждать рабочие вопросы по вечерам и и выходные.
  • Не перегружать людей работой.

Конфликты с руководством и коллегами

Еще одна частая причина, по которой выгорают сотрудники — это напряженные отношения с начальством и коллегами. Когда человек постоянно испытывает стресс из-за конфликтов и слышит критику в свой адрес, это неизбежно ведет к подавленному состоянию и потере мотивации.

Решение:

  • Проводить корпоративные тимбилдинги и встречи, которые сплотят команду.
  • Избавляться от сотрудников, которые сеют раздор в коллективе и провоцируют других на конфликты.
  • Избегать агрессии в адрес подчиненных и критиковать их исключительно за профессиональные промахи.
  • Пресекать конфликты на рабочем месте, если они не связаны с работой.

Микроменеджмент

Когда руководство излишне контролирует людей и требует отчета за каждый их шаг, это мешает работе. Люди начинают утопать в согласованиях и утрачивают самостоятельность, вследствие чего выгорают. Решить проблему микроменеджмента помогает доверие к подчиненным и предоставление им свободы в том, как планировать свою работу.

Решение:

  • Автоматизировать процессы.
  • Доверять людям и требовать отчетность только по наиболее значимым показателям.
  • Избавиться от гиперконтроля.
  • Подумать, как ускорить и упростить согласования.

Отсутствие видимых результатов работы

По опросам в выгоранию больше склонны люди, которые заняты монотонным трудом. Это связано с тем, что их работа не всегда имеет осязаемый результат, который обычно приносит удовольствие. Эту проблему тяжело устранить, но можно попытаться донести до людей важность и ценность их труда для компании.

Решение:

  • Делиться с людьми достижениями компаниями и подчеркивать их причастность к успеху.
  • Добавлять в работу творческие элементы, чтобы сотрудники могли проявить себя и привнести в бизнес что-то новое.
  • Хвалить работников за успешные показатели и результаты.
  • Дарить сотрудникам продукт компании, если это возможно, и подчеркивать, что без их работы ничего бы не получилось.

Итог

  • По данным опросов, 45% работающих россиян лично сталкивались с профессиональным выгоранием.
  • Синдром профессионального выгорания — это ментальное состояние, которое связано с рабочей деятельностью и характеризуется упадком энергии, мотивации и работоспособности.
  • Чаще всего сотрудники выгорают из-за стресса, несоразмерно низкой зарплаты, переработок, конфликтов, микроменеджмента или отсутствия видимых результатов труда.
22
9 комментариев

Спасибо автору за интересную статью) Согласна, что выгорание сотрудников - проблема. Кто везёт, на том везут)

2
Ответить

Спасибо

Ответить

Все говорят о сотрудниках, но мало вспоминают, что руководитель - тоже человек и ему по сути, никто не поможет, кроме его самого. А ведь проблем и задач ему нужно решать порой больше и важнее, от которых зависит дальнейшая судьба организации.

1
Ответить

Да, о руководителях тоже нужно заботиться. К сожалению, бизнес не думает об этом, считая, что руководитель сам может решить свои проблемы, а на практике часто это не так!

Ответить

Повышать зарплату вот единственное решение, а ваши ачивки это "значок для дурачка".

Ответить

Повышение з/п работает только 3 месяца, а потом человек перестает его замечать и риск перегорания возникает вновь (

Ответить