Как не нужно писать вакансии, чтобы не распугать кандидатов

Я работаю в рекрутинге более 15 лет. За это время я неоднократно слышала от работодателей: «Написали вакансию, оплатили размещение, а откликов пришло мало, да и те — какая-то хрень!». После этого я смотрю текст вакансии и почти сразу понимаю, в чем проблема.

Некоторые компании буквально отпугивают соискателей своими формулировками в объявлениях и отбивают все желание работать у них. В результате рекрутеру приходят единицы откликов, среди которых один мусор. Рассказываю, как не стоит оформлять вакансии, чтобы на них хотели откликаться.

Не предъявляйте очевидные требования

Многие рекрутеры добавляют в вакансии банальные требования типа «не быть криворуким» или «иметь мозг». Но такая информация не забавляет, а только раздражает кандидатов позицией работодателя «сверху вниз». Складывается ощущение, что такая компания будет относиться к сотруднику как дурачку или маленькому ребенку.

Очевидно, что для выполнения почти любой работы нужно думать, уметь пользоваться ПК, владеть зрением и устной речью. Лучше перечислите требования, которые уникальны именно для вашей компании. Например:

— знание английского

— умение вести переговоры

— навыки работы с детьми дошкольного возраста

Работодатели требуют от кандидатов наличие интеллекта и умение пользоваться мышью и клавиатурой
Работодатели требуют от кандидатов наличие интеллекта и умение пользоваться мышью и клавиатурой

Не навешивайте лишние обязанности

Некоторые работодатели включают в список обязанностей задачи, которые никак не связаны со специализацией кандидата. Например, указывают, что дизайнер должен заниматься продажами, а водитель — упаковкой товара. Такие вакансии отпугивают специалистов, потому что буквально намекают, что здесь они будут заниматься всем — от замены воды в кулере до чистки санузлов.

При написании вакансии лучше писать только основные задачи. Например, для маркетолога это это могут быть:

— аналитика показателей

— анализ трендов и конкурентов

— подготовка и запуск рекламных кампаний

Менеджеру намекают, что придется участвовать в отгрузках
Менеджеру намекают, что придется участвовать в отгрузках
Актёру предлагают ремонтировать и чистить санузлы
Актёру предлагают ремонтировать и чистить санузлы

Не унижайте кандидатов

Не используйте в тексте вакансии оскорбительные и уничижительные формулировки. Это показывает ваше пренебрежительное отношение к кандидатам и отталкивает их от отклика. Не нужно писать, что вы не работаете с «тупыми» и «бездельниками», даже если это реально так.

Лучше перечислять в вакансии позитивные требования к кандидату: активность, чувство юмора, позитив, любопытство и так далее. На такие вакансии люди реагируют лучше.

Работодатель требует от кандидата не быть унылым и скучным
Работодатель требует от кандидата не быть унылым и скучным

Не врите и не противоречьте себе

Если вы хотите привлечь адекватных кандидатов, не указывайте в вакансии противоречивую или откровенно ложную информацию. Например, некоторые работодатели указывают в объявлении «без опыта», но если развернуть полный текст вакансии, оказывается, что опыт все-таки нужен.

Также не стоит давать голословные обещания типа «команда мечты», «зарплата выше рынка» или «работа с лучшим руководством», если вы не можете подтвердить эти тезисы. Лучше обещать кандидатам только то, что вы действительно можете предоставить:

— офис в центре города

— оформление по ТК

— бесплатный обед и развоз до дома

Работодатель указывает, что в вакансии «без опыта» нужно иметь опыт от 10 лет
Работодатель указывает, что в вакансии «без опыта» нужно иметь опыт от 10 лет
Работодатель предлагает «удобный» график по вечерам и «высокую» зарплату в 10 000 рублей
Работодатель предлагает «удобный» график по вечерам и «высокую» зарплату в 10 000 рублей

Не требуйте невозможного

По закону работодатель не может требовать от кандидатов работать более 40 часов. Тем не менее, некоторые компании по-прежнему видят в сотрудниках рабов и считают, что у них не может быть личного времени. Так появляются вакансии с содержанием типа «вы должны работать 24/7» или «у нас график 7/0 с 7 утра до 11 вечера».

Работодатель требует работать 7 дней в неделю
Работодатель требует работать 7 дней в неделю

Помимо безумного требования работать 24/7, некоторые работодатели хотят, чтобы сотрудник «никогда не совершал ошибок», «идеально выполнял работу» и «моментально выполнял любые поручения». Но в таком случае стоит брать на работу робота, а не живого человека, ведь люди иногда ошибаются.

Работодатель требует работать 24/7 без зарплаты и выполнять любые поручения
Работодатель требует работать 24/7 без зарплаты и выполнять любые поручения

Что еще недопустимо в вакансии

Помимо всего, что я перечислила, в вакансии также нежелательны:

  • хамство и пассивная агрессия
  • огромные бесплатные тестовые
  • опечатки, орфографические ошибки и текст ВЕРХНИМ РЕГИСТРОМ
  • абстрактные и общие формулировки вроде «активная творческая работа»
  • невнятное описание задач и условий
  • намеки, что в компании есть штрафы.

Если у вас нет штатного рекрутера, перед публикаций полезно показать текст вакансии карьерному консультанту или обычному редактору. Он уберет сомнительные формулировки из текста, и публикация станет более привлекательной для соискателей.

Итог

При написании вакансии:

  • не требуйте очевидных вещей, которые могут большинство людей;
  • не унижайте кандидатов;
  • не навешивайте лишние обязанности;
  • не врите и не противоречьте себе;
  • не требуйте невозможного от кандидатов.

А что, по-вашему, недопустимо писать в вакансиях?

22
2 комментария

Прочитала, все по делу, в принципе. Загвоздка вот в чем: вы рекомендуете «не писать так, не отпугивать и тд».. но кому от этого легче? Придет кандидат на собеседование в компанию, где присутствует все то, о чем пишете, и просто потратит время.. Тут нужно смотреть глубже. Как по мне, так пусть пишут именно так, как есть, чтобы сразу был видно, что за рабовладельческая шарага, заспасибщики и тд. А то вы сейчас научите их писать красиво, а по факту ведь все равно большинство людей побегут от таких условий, просто на более позднем этапе. Хотя, о чем это я..🤔 рекрутеры обожают так делать

Ответить

С одной стороны да, согласна с вами. Но с другой стороны - hr-ы не умеют писать продающие вакансии и месяцами не могут закрыть вакансии. Им тоже нужно подсказать почему так может происходить (дело обычно не в описании вакансии - это самое меньшее из зол).
А грамотный кандидат, прежде чем принять решение идти в компанию на работу или нет- должен чекнуть важные для него факторы: вопросы на собеседовании задать правильные, отзывы почитать, рейтинг компаний посмотреть и пр.

Ответить