Модели для написания сценариев чат-ботов

Сегодня я расскажу о стандартных моделях в IF (интерактивной литературе) на основе выбора как о методе написания сценариев для чат-ботов. Надеюсь эта информация будет полезна начинающим создателям чат-ботов и маркетологам, задумывающимся о внедрении мессенджер-маркетинга.

В далеком 1979 году зародился такой жанр, как интерактивная литература, interactive fiction (IF), который получил известность благодаря фирме Infocom.

Под интерактивной литературой понимается такая, в которой текст не является фиксированным, а напрямую зависит от действий читателей. С того момента было написано огромное множество хороших и плохих текстовых квестов, интерактивных книг. Но, что важно, наработана методология написания таких произведений.

Умные и усидчивые люди (например, Сэм Эшвелл) проанализировали структуры текстовых квестов, предков нынешних чат-ботов, и выявили повторяющиеся модели дизайна. Использована терминология Сэма.

Пещера времени

Модели для написания сценариев чат-ботов

Это старейшая и самая очевидная структура выбора пути. Большинство простейших чат-ботов строится по такой схеме. Она довольно универсальна: чат-боты — консультанты, чат-боты — игры, техподдержка. На такой схеме можно построить даже интернет-магазин в мессенджере: чат-бот выясняет потребности клиента и на выходе выдает два-три варианта подходящего именно ему товара.

Перчатка

Модели для написания сценариев чат-ботов

Схема более длинная, чем широкая. Обычно имеет одну центральную ось, от которой идут ответвления, которые заканчиваются либо остановкой чат-бота, либо возвращением на один или несколько этапов назад.

Такие схемы хорошо подойдут для создания прогревающих воронок, образовательных проектов. Мы отправляем клиенту некий контент, по которому далее задается вопрос, мы понимаем, готов ли клиент к переходу дальше, если нет, «греем» еще.

Ветки и бутылочное горлышко

Модели для написания сценариев чат-ботов

Структура чат-бота разветвляется, но всегда сходится на ключевых этапах. Эту схему можно назвать более продвинутой версией перчатки. Сейчас она используется не столь часто, потому что чат-боты находятся на этапе зарождения и пользователи пока не особо требовательны, но совсем скоро все изменится :)

Использование в принципе тоже должно быть понятно. Допустим, у нас есть стандартная схема: лид-магнит → трипваер — основной продукт → максимизатор прибыли → тропинка назад. Это основная линия, которую должен пройти наш клиент, но мы создаем иллюзию выбора предлагая ему различные варианты, исходя из его предпочтений. Но итог один...

Квест

Модели для написания сценариев чат-ботов

Структура сложная, хотя и очень интересная для пользователя. В виду своей сложности использование в маркетинговых целях не то чтобы нецелесообразно, но нужно очень четко понимать, для чего вы собираетесь проделать эту работу.

Очень хорошо подходит для геймификации. Если вам удастся создать по настоящему интересный квест, весьма вероятно его вирусное распространение, ну а там бесплатный охват и прочие плюшки.

Открытая карта

Модели для написания сценариев чат-ботов

Схема, по которой можно перемешаться в обе стороны. Такую структуру имеют личные кабинеты в мессенджере. Или можно сделать, например, путеводитель по торговому центру, где общее меню — этаж ТЦ, есть разделение по типам отделов, из которых ведутся ссылки на конкретные магазины (на скидки из конкретных (платящих) магазинов).

На этом, пожалуй, все, в следующей статье сделаю подборку наиболее любопытных, на мой взгляд, чат-ботов. Ставьте лайки :)

3030
38 комментариев

Рынок чат-ботов сейчас на этапе подъёма. Этап зарождения закончился. Люди уже перестали спрашивать что такое чат-бот, но ещё плохо представляют все возможности мессенджер-маркетинга.

3

Вы правы Вадим

Может нам коллеги стоит  чаще доносить бизнесу про функционал чат-ботов.

2

На основе каких данных вы делаете свое утверждение о "подьеме"? Можно сслылку на исследование не старее 6 месяцев (сделанное незаинтересованной организацией)?


Я попытался самостоятельно оценить ситуацию на основе сентиментов в сети, и мне представляется, что все на самом деле плохо для чат-ботов. Даже появилось приложение, которое их блокирует. Чат-боты стали чем-то вроде "Скрепки Майкорософт".

Вообще-то смысл схем думаю понятен только спецам

И не может объяснить логику бота
А ведь путь клиента в боте , это самое главное
Я думаю такая структура схем, вряд ли будет понятна бизнесу

1

Сама по себе схема конечно не объяснит логику "неподготовленному уму". А вот граммотные комментарии создателя схемы очень даже могут. Здесь стоит вопрос вашего общения с клиентом.

На своем опыте скажу, когда приезжаешь к клиенту и вместо обычной скучной презентации раскладывается огромная распечатка функциональной схемы, открывшему рот собственнику вручается фломастер и говорятся слова: " Вот за "это" вы оплатите н-сумму, не малую, так давайте вместе посмотрим какие проблемы и как именно закроет "это". В процессе вы можете своей рукой сделать исправление или пометку". Клиент после такого ваш)))

2

9 из 10 переключение с бота на человека. Лишняя трата времени пользователя. Во всех продуктах, которыми пользуюсь втроены чат боты на поддержку, и это всегда тупик для бота, так как пишу когда действительно что-то проблемное.


В продажах сложных технических продуктов чат бот никудышная тупая хрень. 

Хорошо работает со сценарием подтвердить, согласовать и т.п. У сдэк хорошо реализовано. 

Тут на виси один товарищ про тунели продаж заливал. Так вот да, когда сталкиваешься с тупыми сценариями, проваливаешься в тунель тупизны, где мрачно и тоскливо. 

Когда нейронка будет реально понимать сложные запросы, тогда диалог человека и интерфейса будет гуд. 

1

Те боты, про которых Вы упоминаете, голосовые. Они и меня очень раздражают. Есть совсем другого типа боты. Очень дружелюбные, и в них всегда в любой момент есть выбор действий для пользователя. И не надо ждать, когда наговорится голосовой робот

1