Работа маркетолога заключается не только в продвижении, но и в разработке товаров и услуг. Кастдев помогает сделать продукт, который будут покупать. О нем и поговорим в этой статье.Что такое кастдев?Вообще кастдев – это сокращенная форма термина Customer Development. И изначально его цель – разработать продукт, опираясь на потребности клиента.То есть, запуская стартап с помощью кастдева, предприниматель сначала:формулирует концепцию продукта;составляет примерный портрет покупателя;изучает рынок и возможности роста;анализирует спрос и выявляет, какие потребности клиента может удовлетворить продукт.И только потом запускает бизнес.Но в России понятие кастдев сократилось до банального синонима глубинного интервью и чаще используется интернет-маркетологами. То есть, из всей большой концепции Customer Development, которую разработал маэстро Стив Бланк, в нашей стране на вооружение взяли лишь малую часть, связанную с выявлением опыта и потребностей будущих покупателей.В чем преимущества кастдева?Глубинное интервью потенциальных покупателей помогает понять:какую потребность клиентов может удовлетворить ваш товар или услуга;как часто клиентам нужно удовлетворять эту потребность;как они ее удовлетворяют сейчас;если клиенты покупают товары и услуги конкурентов, то как они это делают;нужны ли клиентам новые продукты, которые помогут удовлетворить потребность;сколько клиенты готовы платить за удовлетворение этой потребности.На основе полученных данных вы сможете понять:кто ваша целевая аудитория;будет ли востребован ваш товар или услуга на рынке.А еще вы сможете сформулировать новые гипотезы и снова проверить их через кастдев. И так до тех пор, пока вы не скажете: «Теперь я сделал классный продукт, который точно купят».Какими бывают кастдевы?Глубинные интервью решают разные задачи:Кастдев для изучения рынка. Тут респондентами выступают эксперты отрасли.Кастдев для выявления болей клиентов. На этом этапе опрашивают конечных потребителей и выясняют неудовлетворенные потребности.Кастдев для проверки гипотез. Здесь тоже проводят глубинные интервью и тесты с потенциальным покупателем и проверяют, подходит ли найденное решение для удовлетворения его потребностей.В «Плюсофон» мы регулярно проводим исследования на выявление болей клиентов и проверку гипотез. Так мы находим, что можно улучшить в интерфейсе и сервисе системы, чтобы повысить лояльность клиентов и привлечь новых покупателей.Как провести кастдев?Глубинное интервью состоит из следующих этапов:Этап №1. Подготовка к интервьюНа этом этапе необходимо:сформулировать гипотезу;составить аватар потенциального клиента, которого будем опрашивать;подготовить вопросы для кастдева.И, конечно, нужно собрать респондентов, например, через фирму, которая специализируется на опросах.Этап №2. Проведение интервьюТут нужно:установить контакт с респондентом;задать ему вопросы по опроснику;задать уточняющие вопросы, которые появятся в процессе общения;завершить интервью, когда поймете, что узнали все, что хотели.Интервью лучше записывать на аудио или видео-носитель. В конце дайте бонус клиенту, например, подарочную карту, в благодарность за уделенное время.Этап №3. Анализ полученных данныхАнализируя интервью, в первую очередь обращайте внимание на общие для большинства респондентов данные. Например, многие сказали, что сайт компании слишком долго грузится. Или большинство респондентов по-утрам пьют чай, а не кофе.Общие данные должны быть важны для вашей гипотезы.ЗаключениеВ заключении хотелось бы дать несколько советов, как избежать типичных ошибок на интервью:не задавайте закрытых вопросов;не предлагайте варианты ответов;уточняйте, если не поняли до конца, что хотел сказать респондент;придерживайтесь структуры и темы интервью.И тогда вы сможете получить большой пласт данных, которые помогут сделать ваш продукт лучшим.Еще больше интересного в нашей группе. Там мы рассказываем о сервисах и услугах, разбираем кейсы и предлагаем решения, которые помогут бизнесу быть эффективным.Подписывайтесь на нашу группу во ВКонтакте. У нас коротко о важном.GIF-видео взяты с ресурса giphy.com
Продукт может быть интересен для одних, а покупать его будут другие, например, цветы. Кого будете опрашивать?
Сергей, обе целевые группы) Надо понять потребности и факторы принятия решения тех и других. Соединив, получим продающее комбо