Раскадровка или сториборд? В чем разница и зачем они нужны

Меня зовут Аня Шумахер, я руковожу агентством Pic-o-matic. Мы работаем для разных сфер бизнеса — наши услуги направлены на решение различных задач в b2b, где необходимы дизайн, иллюстрация или другой визуальный контент. Мне нравится рассказывать про нашу внутреннюю кухню, поэтому я делюсь кейсами, процессами и результатами, но сегодня я хочу рассказать не про отдельно взятый проект, а про целый продукт.

Один из популярных продуктов, который производит моя команда — сториборды. Если кратко, то этот продукт нужен при разработке рекламной кампании, в которой важную часть представляет собой ТВ реклама или другой видео формат. В этой статье я хочу рассказать, что такое сториборды, зачем они нужны, чем отличаются от раскадровок и почему спрос на них не падает годами. И да, мы в курсе про нейронки и уже пытаемся делать сториборды с помощью искусственного помощника, но пока что процесс все еще требует ручного управления и значительной доработки.

кадры из сториборда для рекламы конфет
кадры из сториборда для рекламы конфет

Давайте для начала разберемся с основными понятиями и областью применения. Сториборд — набор кадров, демонстрирующий сюжет будущего рекламного ролика. Обычно он нужен для того, чтобы презентовать идею рекламы клиенту и заказывает его рекламное агентство, которое эту идею разрабатывает. Еще один, может даже более популярный сценарий использования сториборда — тестирование идеи будущей рекламы на фокус-группах. В таком случае заказчиком может быть и сам рекламодатель, хотя чаще все-таки за процессом тестирования креатива следит то же рекламное агентство, что и разрабатывает его. Об этом подробнее рассказали в другой статье. Это важный этап, которому следует уделить большое внимание до запуска дорогостоящего процесса съемок.

Раскадровка или сториборд? В чем разница и зачем они нужны

Вы можете справедливо заметить, что реклама не единственное, что можно снимать. Поэтому и рисованные кадры могут быть нужны для производства не только рекламного ролика, а например, клипа, кино или другого видео. Однако в большинстве случаев, когда производится сториборд, все-таки речь идет о рекламе. В кино принято использовать раскадровки, задача которых показать количество сцен, ракурсы, крупности и другие важные съемочной группе детали. По сути, два этих термина синонимы, и различие довольно формальное, но всё же есть традиция чаще использовать один термин для кино, а второй для рекламы. При производстве раскадровки не особенно важно качество прорисовки, чаще всего раскадровка делается черно-белой. Многие режиссеры накидывают раскадровки сами, не прибегая к помощи художника. Кто-то работает в паре с художником, на скорую руку делая эскизы к кадрам. Делать же полноценную иллюстрацию для каждого кадра, как это делается в рекламных сторибордах, просто незачем для кино. Такой процесс занял бы слишком много времени, стоил бы дорого и самое главное, не нес бы особого смысла.

Если кратко обозначить разницу между применением сторибордов и раскадровок, то первые производятся для демонстрации идеи/ сюжета рекламы, а вторые имеют более технический характер и призваны упростить процесс производства видео. Разница в назначении сказывается на внешнем виде сторибордных кадров и съемочной раскадровки. Обычно она примерно такая, как на картинке ниже.

примерная разница в проработке сториборда для рекламы и съемочной раскадровки
примерная разница в проработке сториборда для рекламы и съемочной раскадровки

Из этого различия вытекает и разница в цене, и в сроках производства, и даже в специалистах, которые работают на проектах. Дальше подробнее поговорим о сторибордах для рекламы. Если нас читают художники, которые смотрят в сторону производства сторибордов, надеюсь, им будет полезен этот материал.

Хороший сториборд должен быть максимально понятным и визуально привлекательным. Важно, чтобы при презентации истории зритель быстро и без труда считывал типажи, атмосферу, другие важные детали. Иллюстрация должна говорить сама за себя без всякого пояснения. То есть, если в кадре у нас молодая ухоженная девушка с роскошноми волосами, всё это должно читаться с первой секунды. Отсюда популярность реалистичных стилистик в производстве сторибордов.

пример кадров из сториборда
пример кадров из сториборда

Да, сториборд еще не реклама, но требования по визуальной привлекательности кадров высоки. Хотите продать сценарий клиенту или получить хорошие результаты исследования на фокус-группах? Рисуйте так, чтобы людям нравилось смотреть на вашу историю, даже если сам сценарий оставляет их равнодушными. Креативщики сейчас возразили бы, что история должна быть интересной сама по себе, а не за счет исполнения. Безусловно, но зачем уменьшать шансы на успех, когда можно их увеличить красивой картинкой?

Раскадровка или сториборд? В чем разница и зачем они нужны

Следующее важное условие производства сторибордов — скорость. Не секрет, что в цикле создания рекламы порой нет даже пары свободных часов, не то что дней. Тайминг завязан на дорогостоящем размещении в эфире, которое может быть выкуплено заранее и точно никак не может сдвигаться. Сюда добавляются минимально необходимые сроки на все обязательные этапы — от разработки стратегии рекламной кампании до производства. В общем, не имеет смысла спрашивать, почему нужно нарисовать пять сторибордов за три дня, имеет смысл оптимизировать процессы так, чтобы за три дня всё было готово в лучшем виде. Это не так уж и сложно для команды иллюстраторского агентства, потому что у нас не один сторибордист, а больше десятка. И даже если один заболеет в процессе, на финальном результате и сроках это не скажется.

пример рекламного сториборда для пивного бренда
пример рекламного сториборда для пивного бренда

Надеюсь, что вам было интересно познакомиться с одним из любимых продуктов нашего агентства. Если тема заинтересовала и хочется узнать больше, добро пожаловать на наш сайт, Behance или в тг-канал агентства.

А если вы иллюстратор и хотите заняться сторибордами профессионально, то вот для вас пост, где я отвечаю на самые популярные вопросы о сторибордах, включая сакральную информацию о ценах за кадр.

1717
8 комментариев

Сториборды - важнейший инструмент в создании рекламных кампаний, особенно визуальных форматов. Они помогают визуализировать и организовать сюжет ролика, указывая на последовательность кадров. В отличие от раскадровки, сториборды умеют передать настроение и эмоции, что важно для рекламы. В нашем агентстве мы постоянно совершенствуем этот инструмент, но он все равно требует ручной работы и творческого подхода. Такой контент остается востребованным в индустрии и мы готовы предоставить вам лучшие сториборды для вашего проекта.

Ответить

Спасибо, но мы и сами можем предоставить лучшие сториборды, чем собственно и занимаемся)

1
Ответить

Хорошая статья!👍🏻

Ответить

Спасибо!

Ответить

Соболезную утрате отца, Анна

Ответить

Артем, о чем речь?

Ответить

Разве простого текстового описания не достаточно? Это ведь столько лишней работы

Ответить