«Я работала в подчинении у друга, а теперь мы не общаемся» — к чему еще приводит бизнес с друзьями и родственниками

Всё еще думаете, что вести бизнес с друзьями или семьей — отличная идея? У меня для вас плохая новость: всё не так однозначно 😅. Пообщалась с предпринимателями, которые пробовали, узнала их истории и выяснила, как вести дела с близкими и не разругаться.

«Я работала в подчинении у друга, а теперь мы не общаемся» — к чему еще приводит бизнес с друзьями и родственниками

Привет!

Я Ксюша — контент-маркетолог в сервисе финучета Adesk и автор статей для блога «Котлета». Недавно довелось пообщаться с несколькими предпринимателями, которые имели опыт построения семейного или дружеского бизнеса. Фактуры набралось на целую статью! Краткую версию решила опубликовать сюда, а если захочется почитать полный вариант, он лежит тут.

Сначала краткая справка:

По информации Елены Дыбовой, вице-президента Торгово-промышленной палаты, в РФ 74% малых и средних компаний — это семейный бизнес. Частные школы, пекарни, фермерские хозяйства, частные аэропорты, гостиницы, компании в сфере услуг — семейные фирмы есть в разных нишах.

При этом в интернетах можно найти сотни историй о том, как кто-то развелся с женой из-за конфликта в бизнесе или потерял друга, который ушел в закат с деньгами компании. Мистика какая-то)

Что такого особенного в семейно-дружеском бизнесе

Если вам еще не доводилось вести дела с друзьями, братьями, мамами и папами, то вы можете спросить: а что, собственного, такого? Работайте, да и всё. В теории всё и правда звучит довольно просто, но иногда такая работа выливается в серьезные конфликты. Вспомните хотя бы Адольфа и Рудольфа Дасслеров — сделали совместный бизнес, прославились на весь мир, поругались, психанули, создали Puma и Adidas.

Незнакомого человека можно уволить по несоответствию и больше никогда с ним не увидеться, а близкому человеку ты будешь смотреть в глаза при каждой встрече. Поэтому важно брать на работу не только по степени родства, но и по соответствию компетенций родственника/друга занимаемой им должности.

Дмитрий и Олеся Тыщенко, совладельцы агентства «Горчица» и клуба «Кураж»

К чему я это всё? Да просто совместная работа действительно может стать проблемой. Причем речь не только про партнерство в бизнесе, но и про взаимоотношения «руководитель-подчиненный».

Однажды я полтора года работала в подчинении у друга (спойлер: мы больше не общаемся 😅).

В моменте этот опыт в большей степени был негативным, так как во время обсуждения рабочих вопросов мой руководитель регулярно переходил на личности. При этом он корректно общался с людьми, пришедшими со стороны и потому нельзя утверждать, что он плохой руководитель или нехороший человек.

Ирина Окулова, директор по развитию в The Red One

Предприниматели, с которыми я общалась, помогли сформулировать три ключевых минуса таких деловых отношений:

  • Сложности с деловой этикой. В любом бизнесе бывают кризисы, и если в этот момент кто-то поддается эмоциям, возрастает риск испортить отношения не только в пределах рабочего кабинета, но и в обычной жизни.
  • Неприятные открытия. Иногда в процессе работы обнажаются качества и стороны близких, о которых мы предпочли бы не знать. И хорошо, если вы можете с этим смириться — иногда открытия оказываются настолько неприятными, что отражаются и на личных взаимоотношениях.
  • Бизнес захватывает всё. Велик риск сделать рабочие задачи частью всех сфер жизни. Сначала вы обсуждаете их на планерке, потом во время обеда, а потом и во время семейного ужина.

Когда ведешь дела с друзьями или родственниками, личное и рабочее смешивается. Даже встреча, на которой не планировалось обсуждение бизнес-задач, скатывается в разговор о делах.

Татьяна Лазарева, налоговый консультант, директор компании «Караван Консультант»

Слушаешь все эти истории и думаешь: а кто тогда эти 74%? Безумцы? Оказалось, что нет :) Просто плюсы, которые дает бизнес с друзьями или родными, компенсирует минусы. А если подойти к выстраиванию деловых взаимоотношений с умом, можно вообще минимизировать риски.

Какие такие плюсы?

  • Устойчивость. И российская, и мировая статистика показывает, что семейный бизнес более устойчив к кризисам и их последствиям. Это связано и с уровнем доверия потребителей, и с внутренней устойчивостью предприятия.
  • Понимание возможностей друг друга. Вступая в деловые отношения с близким другом или родственником, вы заранее знаете его сильные и слабые стороны. Это помогает быстрее и эффективнее распределять задачи, не тратя время на прощупывание.
  • Моральная поддержка и сплочение. Близкие люди с большей охотой и самоотверженностью оказывают друг другу поддержку, делают это искренне, а не для галочки.
  • Легкость в общении. Для построения эффективной коммуникации с малознакомым человеком нужно изучать границы и особенности друг друга. С близкими людьми такой проблемы нет — у вас уже есть взаимопонимание, поэтому можно не тратить время на формальности и сразу заняться делом.

А еще мои собеседники рассказали, что вести бизнес с друзьями проще, чем с членами семьи.

В разное время были попытки выстроить бизнес с родственниками, и это было намного сложнее, чем вести бизнес с друзьями. Ни одно из тех начинаний не выдержало проверки временем и обстоятельствами.

Равиль Хабиахметов, сооснователь и ведущий разработчик Android в The Red One

Любопытно — почему так? Если есть идеи, пишите в комментариях.

Как работать с близкими и не разругаться

Если после всего прочитанного рука потянулась набрать номер друга и предложить ему открыть чебуречную, вот вам несколько советов, которые помогут и бизнес выстроить, и друга не потерять

1. Договаривайтесь обо всем на берегу

«Давай сначала попробуем, а там разберемся» — нормальная же тактика? «Вот сначала денег заработаем, а как их разделить — потом решим». И когда наступает это «потом», случается конфликт.

У нас был такой кейс в самом начале: изначально не оговорили финансовое вознаграждение сестры, а когда дошло до дела, возникло недопонимание. Нам удалось расстаться цивилизованно, без обид, мы дружим и общаемся, но так получается далеко не у всех.

Дмитрий и Олеся Тыщенко, совладельцы агентства «Горчица» и клуба «Кураж»

Чтобы минимизировать риски, заранее договоритесь об обязанностях каждого участника: кто за что отвечает и какие процессы на себя берет? В каком соотношении делятся деньги? За кем последнее слово? Кто будет условным лидером? Всё, что может вызвать столкновение интересов лучше обсудить заранее.

2. Проведите границу между личным и бизнесовым

Эта граница работает в две стороны:

  • С одной — вы не скатываетесь в разговоры о делах при каждой встрече.
  • С другой — в рабочие коммуникации не вмешивается личное.

Мы придумали игру, чтобы выходить из роли партнёров дома. Рассказываем друг другу, как прошел день, говоря о себе в третьем лице: «Ты знаешь, наш генеральный сегодня…»

Дмитрий и Олеся Тыщенко, совладельцы агентства «Горчица» и клуба «Кураж»

3. Не стесняйтесь обсуждать неудобные вопросы

Поднять тему финансов, предложить пересмотреть договоренности, обратить внимание партнера на свой вклад в успех компании — все это нормальные вещи для партнеров по бизнесу.

4. Не думайте, что вы «не такие»

Грустно, но факт: разводы, причиной которых стали конфликты в бизнесе — не редкость. А уж про друзей, которые навсегда перестали общаться после попытки выстроить совместный бизнес и говорить нечего.

Конечно, заранее программировать себя на развод или конфликт не стоит, но и уверяться в обратном — тоже. Смотрите на ситуацию трезво и оценивайте риски. И если на старте вам кажется, что могут возникнуть сложности, лучше сразу сказать «нет», сохранив человеческие взаимоотношения и не потеряв друга или родственника.

Для тех, кто хочет happy end

Не хочу заканчивать статью на грустной ноте, поэтому ловите историю, где есть и друзья, и родственники, и полное взаимопонимание.

Несколько лет я был просто сотрудником в компании, которую основали мои друзья. Постепенно направление деятельности менялось и наступил момент, когда мы решили передоговориться и изменить формат взаимодействия. Так мы основали новую команду, в которой каждый из нас стал равноправным партнёром.

Со временем у нас менялись интересы и жизненные обстоятельства. В итоге несколько человек постепенно вышли из управления: кто-то сменил сферу, кто-то ушёл в найм на хорошую должность. Так нас осталось двое.

Изначально у нас были доверительные отношения и всё было выстроено честно, поэтому вопросы решались обсуждениями. С каждым из тех, кто ушёл мы сохранили дружеские отношения и продолжаем личное общение.

Однажды нам пришлось сменить бухгалтера, так в команду пришла моя супруга. Она органично влилась в нашу историю, и компания продолжает развиваться и двигаться вперёд.

Равиль Хабиахметов

Сооснователь и ведущий разработчик Android в The Red One

Телеграм-канала у меня нет, поэтому туда не зову, но если очень хочется куда-то подписаться (мало ли), вот ссылка на телеграм-канал сервиса Adesk — там время от времени публикуются анонсы моих статей для «Котлеты» и разные полезности для предпринимателей.

А у вас был опыт ведения бизнеса с друзьями или родственниками? Будет интересно почитать 🙃

3030
54 комментария

Нет никаких правил и истин.
Самая важная ошибка, что люди на своем очень скромном опыте строят теории. Купите себе футболку в яндексе: "Я нерепрезентативен".

Каждый конкретный опыт это гипотеза.

Есть сотни бизнесов, которые делают родственники, друзья и даже супруги.

5
Ответить

Конечно, вы правы!
И в статье даже есть такие примеры — и дружеские, и семейные)

А что касается правил — их в статье и нет. Есть только рассуждения и советы тех, кто имел опыт подобных деловых отношений

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Самая важная ошибка, что люди на своем очень скромном опыте строят теорииВсе правильно делают, не знаю откуда пошла мода считать это неправильным

Ответить

Сообщение удалено

Ответить

Да, работать со своими — очень коварное мероприятие, такие засады могут вылезти, что и родственники потом волками друг на друга смотрят.
Оптимально при таких запросах рекомендовать хорошего специалиста, но не себя.

4
Ответить

да, но чаще всего, чтобы прийти к этой мысли, надо хотя бы раз обжечься. До этого же многим кажется, что бизнес с другом или братом — это про понимание с полуслова, поддержку и успешный успех 🤑

2
Ответить