{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

«Я работала в подчинении у друга, а теперь мы не общаемся» — к чему еще приводит бизнес с друзьями и родственниками

Всё еще думаете, что вести бизнес с друзьями или семьей — отличная идея? У меня для вас плохая новость: всё не так однозначно 😅. Пообщалась с предпринимателями, которые пробовали, узнала их истории и выяснила, как вести дела с близкими и не разругаться.

Привет!

Я Ксюша — контент-маркетолог в сервисе финучета Adesk и автор статей для блога «Котлета». Недавно довелось пообщаться с несколькими предпринимателями, которые имели опыт построения семейного или дружеского бизнеса. Фактуры набралось на целую статью! Краткую версию решила опубликовать сюда, а если захочется почитать полный вариант, он лежит тут.

Сначала краткая справка:

По информации Елены Дыбовой, вице-президента Торгово-промышленной палаты, в РФ 74% малых и средних компаний — это семейный бизнес. Частные школы, пекарни, фермерские хозяйства, частные аэропорты, гостиницы, компании в сфере услуг — семейные фирмы есть в разных нишах.

При этом в интернетах можно найти сотни историй о том, как кто-то развелся с женой из-за конфликта в бизнесе или потерял друга, который ушел в закат с деньгами компании. Мистика какая-то)

Что такого особенного в семейно-дружеском бизнесе

Если вам еще не доводилось вести дела с друзьями, братьями, мамами и папами, то вы можете спросить: а что, собственного, такого? Работайте, да и всё. В теории всё и правда звучит довольно просто, но иногда такая работа выливается в серьезные конфликты. Вспомните хотя бы Адольфа и Рудольфа Дасслеров — сделали совместный бизнес, прославились на весь мир, поругались, психанули, создали Puma и Adidas.

Незнакомого человека можно уволить по несоответствию и больше никогда с ним не увидеться, а близкому человеку ты будешь смотреть в глаза при каждой встрече. Поэтому важно брать на работу не только по степени родства, но и по соответствию компетенций родственника/друга занимаемой им должности.

Дмитрий и Олеся Тыщенко, совладельцы агентства «Горчица» и клуба «Кураж»

К чему я это всё? Да просто совместная работа действительно может стать проблемой. Причем речь не только про партнерство в бизнесе, но и про взаимоотношения «руководитель-подчиненный».

Однажды я полтора года работала в подчинении у друга (спойлер: мы больше не общаемся 😅).

В моменте этот опыт в большей степени был негативным, так как во время обсуждения рабочих вопросов мой руководитель регулярно переходил на личности. При этом он корректно общался с людьми, пришедшими со стороны и потому нельзя утверждать, что он плохой руководитель или нехороший человек.

Ирина Окулова, директор по развитию в The Red One

Предприниматели, с которыми я общалась, помогли сформулировать три ключевых минуса таких деловых отношений:

  • Сложности с деловой этикой. В любом бизнесе бывают кризисы, и если в этот момент кто-то поддается эмоциям, возрастает риск испортить отношения не только в пределах рабочего кабинета, но и в обычной жизни.
  • Неприятные открытия. Иногда в процессе работы обнажаются качества и стороны близких, о которых мы предпочли бы не знать. И хорошо, если вы можете с этим смириться — иногда открытия оказываются настолько неприятными, что отражаются и на личных взаимоотношениях.
  • Бизнес захватывает всё. Велик риск сделать рабочие задачи частью всех сфер жизни. Сначала вы обсуждаете их на планерке, потом во время обеда, а потом и во время семейного ужина.

Когда ведешь дела с друзьями или родственниками, личное и рабочее смешивается. Даже встреча, на которой не планировалось обсуждение бизнес-задач, скатывается в разговор о делах.

Татьяна Лазарева, налоговый консультант, директор компании «Караван Консультант»

Слушаешь все эти истории и думаешь: а кто тогда эти 74%? Безумцы? Оказалось, что нет :) Просто плюсы, которые дает бизнес с друзьями или родными, компенсирует минусы. А если подойти к выстраиванию деловых взаимоотношений с умом, можно вообще минимизировать риски.

Какие такие плюсы?

  • Устойчивость. И российская, и мировая статистика показывает, что семейный бизнес более устойчив к кризисам и их последствиям. Это связано и с уровнем доверия потребителей, и с внутренней устойчивостью предприятия.
  • Понимание возможностей друг друга. Вступая в деловые отношения с близким другом или родственником, вы заранее знаете его сильные и слабые стороны. Это помогает быстрее и эффективнее распределять задачи, не тратя время на прощупывание.
  • Моральная поддержка и сплочение. Близкие люди с большей охотой и самоотверженностью оказывают друг другу поддержку, делают это искренне, а не для галочки.
  • Легкость в общении. Для построения эффективной коммуникации с малознакомым человеком нужно изучать границы и особенности друг друга. С близкими людьми такой проблемы нет — у вас уже есть взаимопонимание, поэтому можно не тратить время на формальности и сразу заняться делом.

А еще мои собеседники рассказали, что вести бизнес с друзьями проще, чем с членами семьи.

В разное время были попытки выстроить бизнес с родственниками, и это было намного сложнее, чем вести бизнес с друзьями. Ни одно из тех начинаний не выдержало проверки временем и обстоятельствами.

Равиль Хабиахметов, сооснователь и ведущий разработчик Android в The Red One

Любопытно — почему так? Если есть идеи, пишите в комментариях.

Как работать с близкими и не разругаться

Если после всего прочитанного рука потянулась набрать номер друга и предложить ему открыть чебуречную, вот вам несколько советов, которые помогут и бизнес выстроить, и друга не потерять

1. Договаривайтесь обо всем на берегу

«Давай сначала попробуем, а там разберемся» — нормальная же тактика? «Вот сначала денег заработаем, а как их разделить — потом решим». И когда наступает это «потом», случается конфликт.

У нас был такой кейс в самом начале: изначально не оговорили финансовое вознаграждение сестры, а когда дошло до дела, возникло недопонимание. Нам удалось расстаться цивилизованно, без обид, мы дружим и общаемся, но так получается далеко не у всех.

Дмитрий и Олеся Тыщенко, совладельцы агентства «Горчица» и клуба «Кураж»

Чтобы минимизировать риски, заранее договоритесь об обязанностях каждого участника: кто за что отвечает и какие процессы на себя берет? В каком соотношении делятся деньги? За кем последнее слово? Кто будет условным лидером? Всё, что может вызвать столкновение интересов лучше обсудить заранее.

2. Проведите границу между личным и бизнесовым

Эта граница работает в две стороны:

  • С одной — вы не скатываетесь в разговоры о делах при каждой встрече.
  • С другой — в рабочие коммуникации не вмешивается личное.

Мы придумали игру, чтобы выходить из роли партнёров дома. Рассказываем друг другу, как прошел день, говоря о себе в третьем лице: «Ты знаешь, наш генеральный сегодня…»

Дмитрий и Олеся Тыщенко, совладельцы агентства «Горчица» и клуба «Кураж»

3. Не стесняйтесь обсуждать неудобные вопросы

Поднять тему финансов, предложить пересмотреть договоренности, обратить внимание партнера на свой вклад в успех компании — все это нормальные вещи для партнеров по бизнесу.

4. Не думайте, что вы «не такие»

Грустно, но факт: разводы, причиной которых стали конфликты в бизнесе — не редкость. А уж про друзей, которые навсегда перестали общаться после попытки выстроить совместный бизнес и говорить нечего.

Конечно, заранее программировать себя на развод или конфликт не стоит, но и уверяться в обратном — тоже. Смотрите на ситуацию трезво и оценивайте риски. И если на старте вам кажется, что могут возникнуть сложности, лучше сразу сказать «нет», сохранив человеческие взаимоотношения и не потеряв друга или родственника.

Для тех, кто хочет happy end

Не хочу заканчивать статью на грустной ноте, поэтому ловите историю, где есть и друзья, и родственники, и полное взаимопонимание.

Несколько лет я был просто сотрудником в компании, которую основали мои друзья. Постепенно направление деятельности менялось и наступил момент, когда мы решили передоговориться и изменить формат взаимодействия. Так мы основали новую команду, в которой каждый из нас стал равноправным партнёром.

Со временем у нас менялись интересы и жизненные обстоятельства. В итоге несколько человек постепенно вышли из управления: кто-то сменил сферу, кто-то ушёл в найм на хорошую должность. Так нас осталось двое.

Изначально у нас были доверительные отношения и всё было выстроено честно, поэтому вопросы решались обсуждениями. С каждым из тех, кто ушёл мы сохранили дружеские отношения и продолжаем личное общение.

Однажды нам пришлось сменить бухгалтера, так в команду пришла моя супруга. Она органично влилась в нашу историю, и компания продолжает развиваться и двигаться вперёд.

Равиль Хабиахметов

Сооснователь и ведущий разработчик Android в The Red One

Телеграм-канала у меня нет, поэтому туда не зову, но если очень хочется куда-то подписаться (мало ли), вот ссылка на телеграм-канал сервиса Adesk — там время от времени публикуются анонсы моих статей для «Котлеты» и разные полезности для предпринимателей.

А у вас был опыт ведения бизнеса с друзьями или родственниками? Будет интересно почитать 🙃

0
54 комментария
Написать комментарий...
Иннокентий Фефилов

Нет никаких правил и истин.
Самая важная ошибка, что люди на своем очень скромном опыте строят теории. Купите себе футболку в яндексе: "Я нерепрезентативен".

Каждый конкретный опыт это гипотеза.

Есть сотни бизнесов, которые делают родственники, друзья и даже супруги.

Ответить
Развернуть ветку
Ксюша Лебедева
Автор

Конечно, вы правы!
И в статье даже есть такие примеры — и дружеские, и семейные)

А что касается правил — их в статье и нет. Есть только рассуждения и советы тех, кто имел опыт подобных деловых отношений

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Илитный Иксперт
Самая важная ошибка, что люди на своем очень скромном опыте строят теории

Все правильно делают, не знаю откуда пошла мода считать это неправильным

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Okama

Сообщение удалено

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Д.

Да, работать со своими — очень коварное мероприятие, такие засады могут вылезти, что и родственники потом волками друг на друга смотрят.
Оптимально при таких запросах рекомендовать хорошего специалиста, но не себя.

Ответить
Развернуть ветку
Ксюша Лебедева
Автор

да, но чаще всего, чтобы прийти к этой мысли, надо хотя бы раз обжечься. До этого же многим кажется, что бизнес с другом или братом — это про понимание с полуслова, поддержку и успешный успех 🤑

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Елена Югай, психолог

С родственниками и друзьями сложно работать, потому что мы сами не разделяем работу и отношения. В быту эти люди могут быть душки-добряки, а на работе - акулы бизнеса. Но нам кажется, что сейчас мы со своей компетенцией и опытом, родственными связями и уважением будем совместно работать и обсуждать проекты, как вчера на кухне. Это иллюзия. Надо понимать, что родственник-работодатель в первую очередь владелец (руководитель) своего предприятия, а вы - наёмный сотрудник, для которого такие же условия и требования, как и для остальных... Спрашивать он будет так же, как и с остальных и требовать субординации так же, как и с остальных. То есть семейные и дружеские посиделки - это одна история, а совместная работа - это абсолютно другая.

Ответить
Развернуть ветку
Ксюша Лебедева
Автор

Я сталкивалась только с обратной ситуацией, когда руководитель спускает на тормозах косяки своему другу/родственнику, работающему в подчинении. Тот самый случай, когда человеческие отношения сохранили, а деловые — нет.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Жгучий Лук

Если говорить о близких родственниках - мама,папа,брат,сестра - в моей семье нет понятия дать в долг, если это острая необходимость и есть возможность - никакого долга, это помощь члену семьи, тоже самое и с их стороны. А если у вас такие отношения - значит проблема есть.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Юрий Пепперони

На работе друзей нет

Ответить
Развернуть ветку
Ксюша Лебедева
Автор

Ну что ж вы так категорично :) Коллеги, например, вполне могут дружить. Правда если кто-то руководит, а кто-то подчиняется — становится сильно сложнее 😅

Ответить
Развернуть ветку
Ria Star

Совместная работа — испытание для дружбы) Хотя, можно завести друзей и на работе — у меня такое было)

Ответить
Развернуть ветку
Ксюша Лебедева
Автор

Конечно, можно, но провести границу между личным и рабочим лишним всё равно не будет)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Анастасия

Как по мне, друзья на работе — это ок в двух случаях:
1. Когда вы стали друзьями УЖЕ на работе))
2. Когда вы работаете в разных отделах/командах, но в одной компании. Чтобы не пересекаться постоянно. Иначе отделить работу от дружбы будет очень сложно.

Ответить
Развернуть ветку
шатал устоев

«потерял друга, который ушел в закат с деньгами компании» смешно про «друга»:) Все гораздо проще, пока пересекаешься с человеком изредка и только чтобы обсудить новости или съездить развлечься - вроде приятный человек. А как только начинаются обязательства и ответственность то вдруг оказывается, что слово свое человек никогда не держит, договоренностями крутит как хочет, да и вообще рукожопый-ленивый лжец и вор. Но выпить с ним вина в пятницу в кабаке это раньше ведь не мешало, верно?:)

Ответить
Развернуть ветку
Ксюша Лебедева
Автор

Пить в баре вино с рукожопым ленивым лжецом и вором я бы, конечно, не стала 😅 Но истина в вашем комментарии, безусловно, есть)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Бизнес Сноб

Спасибо автору за статью) Как говорится, дружба дружбой, а деньги врозь)

Ответить
Развернуть ветку
Ксюша Лебедева
Автор

Точно)
хотя, как показывает опыт героев статьи, хэппи энды там тоже случаются)

Ответить
Развернуть ветку
Ira Minako

как всё знакомо)) как-то работала с подругой детства. у нее с партнером — детский центр, я — smm. поняла, что всё плохо, на первой совместнйо встрече, когда начали обсуждать стратегию развития аккаунтов, а закончили тем, что у них вообще разное видение на их бизнес. но отказать было неловко и я начала с ними работать. потом они в чате вдвоем по очереди согласовывали фото и тексты постов — они никак не могли договориться между собой) спустя месяц они мне заплатили и мы расстались. с подругой перестали общаться практически сразу)

Ответить
Развернуть ветку
Ксюша Лебедева
Автор

У меня несколько лет назад был похожий опыт, правда разошлись мы со скандалом и без денег 😁

Ответить
Развернуть ветку
Алина Ткаченко

Тоже такое было. Итог печальный

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Чижмаков

Верно сказано ,что незнакомого человека ты можешь спокойно отпустить, а вот если это член семьи, то вам потом еще оставаться семьей вне работы даже если произошел конфликт и это очень тяжело. Поэтому да, семья, друзья должны развиваться отдельно от вас.

Ответить
Развернуть ветку
Ксюша Лебедева
Автор

74% представителей МСП с вами бы не согласились 😁

Ответить
Развернуть ветку
булка с маком

Работать с родственниками - жесть. И это еще мягко сказано. Родители еще в 2010 году работали у папиного брата, а он им платил копейки, чуть ли не меньше всех)))

Ответить
Развернуть ветку
Забор крови

Вообще довольно странно, что раньше людям было удобно вести бизнес именно через родственные связи (и родственникам было больше доверия чем чужакам), а сейчас родственники ведут холодную войну между собой, когда появляются какие-либо деньги.

Ответить
Развернуть ветку
Таня Юдина

Нормально сработаться с друзьями или родственниками - шанс один на миллион)

Ответить
Развернуть ветку
Жгучий Лук

Здесь нужно иметь стальные яйца и характер жесткий. Бизнес - это бизнес, дружба или родственники - это в свободное время. Есть категория людей которые в случае чего могут тебя послать на болт, а вечером сидеть пиво пить как ни в чем не бывало. И делают они это так что у человека нет обиды.

Ответить
Развернуть ветку
Ilnur Mustafin

Работать в одной компании друзьям, родственникам категорически запрещено, я думаю, у каждого руководителя должен быть такой принцип, рано или поздно конфликт настигнет.

Ответить
Развернуть ветку
Uncle Benz

работаем всей семьей, всё здорово и отлично. Каждый член семьи это руководитель отдела. Главное не доверие, а прямота и открытость. Родному человеку первому надо говорить в лоб, что он не прав - это есть ключ.

Ответить
Развернуть ветку
Arion

Соглана с автором. Найти людей, близких по духу и умеющих разделять лично и рабооту, очень сложно. Мой кейс супер-редкий: за 10 лет ведения общих дел с подругой ни одного конфликта. Но мы и познакомились на работе, там изначально было понятно, что как коллеги мы идеально совместимы

Ответить
Развернуть ветку
Айнур С.

Работаю с родственником, пожалел много раз. А начал работать вместе из-за первоначального капитала, который было сложно накопить одному.
Он часто забывает, что хотели доделать вместе накопившиеся дела, аргументируя, что забыл из-за занятости.
Часто подкидывает новые идеи и спрашивает: -ну как там дела, получилось или нет? Хотя я еще прошлые накопившиеся дела не успел доделать.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Аверина

Думаю, что нормально можно работать с другом или родственником только в том случае, если негласно в паре один готов подчиняться другому и не претендует на роль лидера. Но если оба лидеры, будет соперничество. А в случае с наёмным работником, уже априори работник - подчинённый.

Ответить
Развернуть ветку
Alon Raven

"Семейный бизнес более устойчив". Окей. Знаю я одну крупную компанию косметики, где есть "семейный подряд". Но в нём каждый член этой семьи, кроме основателя, поднимался с самых низов самостоятельно. Их не ставили сразу главными. Повышали их такие же наёмники, какими были и они сами.

Ещё есть один техногигант. Но внука сейчас турнули оттуда, а других родственников в компании не осталось - у них только акции.

А какие ещё есть? Никаких. Это единственные два крупных семейных бизнеса, которые имеются. Так что единственный способ построить здоровый семейный бизнес - относиться с самого начала к родственнику как к наёмнику. А 74% - это очень малый бизнес. Я вот знаю две семьи. В обеих женщита ведёт документацию и бухгалтерию, а мужчина занимается закупками. Дети иногда поменяют на точках продавцов. Это очень маленький бизнес, там негде развернуться, потому и можно делать семейным. Знаю ещё несколько питейных заведений, где работает семья. Но опять же размер.

Ответить
Развернуть ветку
51 комментарий
Раскрывать всегда