«Я работала в подчинении у друга, а теперь мы не общаемся» — к чему еще приводит бизнес с друзьями и родственниками
Всё еще думаете, что вести бизнес с друзьями или семьей — отличная идея? У меня для вас плохая новость: всё не так однозначно 😅. Пообщалась с предпринимателями, которые пробовали, узнала их истории и выяснила, как вести дела с близкими и не разругаться.
Привет!
Я Ксюша — контент-маркетолог в сервисе финучета Adesk и автор статей для блога «Котлета». Недавно довелось пообщаться с несколькими предпринимателями, которые имели опыт построения семейного или дружеского бизнеса. Фактуры набралось на целую статью! Краткую версию решила опубликовать сюда, а если захочется почитать полный вариант, он лежит тут.
Сначала краткая справка:
По информации Елены Дыбовой, вице-президента Торгово-промышленной палаты, в РФ 74% малых и средних компаний — это семейный бизнес. Частные школы, пекарни, фермерские хозяйства, частные аэропорты, гостиницы, компании в сфере услуг — семейные фирмы есть в разных нишах.
При этом в интернетах можно найти сотни историй о том, как кто-то развелся с женой из-за конфликта в бизнесе или потерял друга, который ушел в закат с деньгами компании. Мистика какая-то)
Что такого особенного в семейно-дружеском бизнесе
Если вам еще не доводилось вести дела с друзьями, братьями, мамами и папами, то вы можете спросить: а что, собственного, такого? Работайте, да и всё. В теории всё и правда звучит довольно просто, но иногда такая работа выливается в серьезные конфликты. Вспомните хотя бы Адольфа и Рудольфа Дасслеров — сделали совместный бизнес, прославились на весь мир, поругались, психанули, создали Puma и Adidas.
К чему я это всё? Да просто совместная работа действительно может стать проблемой. Причем речь не только про партнерство в бизнесе, но и про взаимоотношения «руководитель-подчиненный».
Предприниматели, с которыми я общалась, помогли сформулировать три ключевых минуса таких деловых отношений:
- Сложности с деловой этикой. В любом бизнесе бывают кризисы, и если в этот момент кто-то поддается эмоциям, возрастает риск испортить отношения не только в пределах рабочего кабинета, но и в обычной жизни.
- Неприятные открытия. Иногда в процессе работы обнажаются качества и стороны близких, о которых мы предпочли бы не знать. И хорошо, если вы можете с этим смириться — иногда открытия оказываются настолько неприятными, что отражаются и на личных взаимоотношениях.
- Бизнес захватывает всё. Велик риск сделать рабочие задачи частью всех сфер жизни. Сначала вы обсуждаете их на планерке, потом во время обеда, а потом и во время семейного ужина.
Слушаешь все эти истории и думаешь: а кто тогда эти 74%? Безумцы? Оказалось, что нет :) Просто плюсы, которые дает бизнес с друзьями или родными, компенсирует минусы. А если подойти к выстраиванию деловых взаимоотношений с умом, можно вообще минимизировать риски.
Какие такие плюсы?
- Устойчивость. И российская, и мировая статистика показывает, что семейный бизнес более устойчив к кризисам и их последствиям. Это связано и с уровнем доверия потребителей, и с внутренней устойчивостью предприятия.
- Понимание возможностей друг друга. Вступая в деловые отношения с близким другом или родственником, вы заранее знаете его сильные и слабые стороны. Это помогает быстрее и эффективнее распределять задачи, не тратя время на прощупывание.
- Моральная поддержка и сплочение. Близкие люди с большей охотой и самоотверженностью оказывают друг другу поддержку, делают это искренне, а не для галочки.
- Легкость в общении. Для построения эффективной коммуникации с малознакомым человеком нужно изучать границы и особенности друг друга. С близкими людьми такой проблемы нет — у вас уже есть взаимопонимание, поэтому можно не тратить время на формальности и сразу заняться делом.
А еще мои собеседники рассказали, что вести бизнес с друзьями проще, чем с членами семьи.
Любопытно — почему так? Если есть идеи, пишите в комментариях.
Как работать с близкими и не разругаться
Если после всего прочитанного рука потянулась набрать номер друга и предложить ему открыть чебуречную, вот вам несколько советов, которые помогут и бизнес выстроить, и друга не потерять
1. Договаривайтесь обо всем на берегу
«Давай сначала попробуем, а там разберемся» — нормальная же тактика? «Вот сначала денег заработаем, а как их разделить — потом решим». И когда наступает это «потом», случается конфликт.
Чтобы минимизировать риски, заранее договоритесь об обязанностях каждого участника: кто за что отвечает и какие процессы на себя берет? В каком соотношении делятся деньги? За кем последнее слово? Кто будет условным лидером? Всё, что может вызвать столкновение интересов лучше обсудить заранее.
2. Проведите границу между личным и бизнесовым
Эта граница работает в две стороны:
- С одной — вы не скатываетесь в разговоры о делах при каждой встрече.
- С другой — в рабочие коммуникации не вмешивается личное.
3. Не стесняйтесь обсуждать неудобные вопросы
Поднять тему финансов, предложить пересмотреть договоренности, обратить внимание партнера на свой вклад в успех компании — все это нормальные вещи для партнеров по бизнесу.
4. Не думайте, что вы «не такие»
Грустно, но факт: разводы, причиной которых стали конфликты в бизнесе — не редкость. А уж про друзей, которые навсегда перестали общаться после попытки выстроить совместный бизнес и говорить нечего.
Конечно, заранее программировать себя на развод или конфликт не стоит, но и уверяться в обратном — тоже. Смотрите на ситуацию трезво и оценивайте риски. И если на старте вам кажется, что могут возникнуть сложности, лучше сразу сказать «нет», сохранив человеческие взаимоотношения и не потеряв друга или родственника.
Для тех, кто хочет happy end
Не хочу заканчивать статью на грустной ноте, поэтому ловите историю, где есть и друзья, и родственники, и полное взаимопонимание.
Телеграм-канала у меня нет, поэтому туда не зову, но если очень хочется куда-то подписаться (мало ли), вот ссылка на телеграм-канал сервиса Adesk — там время от времени публикуются анонсы моих статей для «Котлеты» и разные полезности для предпринимателей.
А у вас был опыт ведения бизнеса с друзьями или родственниками? Будет интересно почитать 🙃
Нет никаких правил и истин.
Самая важная ошибка, что люди на своем очень скромном опыте строят теории. Купите себе футболку в яндексе: "Я нерепрезентативен".
Каждый конкретный опыт это гипотеза.
Есть сотни бизнесов, которые делают родственники, друзья и даже супруги.
Конечно, вы правы!
И в статье даже есть такие примеры — и дружеские, и семейные)
А что касается правил — их в статье и нет. Есть только рассуждения и советы тех, кто имел опыт подобных деловых отношений
Комментарий недоступен
Все правильно делают, не знаю откуда пошла мода считать это неправильным
Сообщение удалено
Да, работать со своими — очень коварное мероприятие, такие засады могут вылезти, что и родственники потом волками друг на друга смотрят.
Оптимально при таких запросах рекомендовать хорошего специалиста, но не себя.
да, но чаще всего, чтобы прийти к этой мысли, надо хотя бы раз обжечься. До этого же многим кажется, что бизнес с другом или братом — это про понимание с полуслова, поддержку и успешный успех 🤑
С родственниками и друзьями сложно работать, потому что мы сами не разделяем работу и отношения. В быту эти люди могут быть душки-добряки, а на работе - акулы бизнеса. Но нам кажется, что сейчас мы со своей компетенцией и опытом, родственными связями и уважением будем совместно работать и обсуждать проекты, как вчера на кухне. Это иллюзия. Надо понимать, что родственник-работодатель в первую очередь владелец (руководитель) своего предприятия, а вы - наёмный сотрудник, для которого такие же условия и требования, как и для остальных... Спрашивать он будет так же, как и с остальных и требовать субординации так же, как и с остальных. То есть семейные и дружеские посиделки - это одна история, а совместная работа - это абсолютно другая.
Я сталкивалась только с обратной ситуацией, когда руководитель спускает на тормозах косяки своему другу/родственнику, работающему в подчинении. Тот самый случай, когда человеческие отношения сохранили, а деловые — нет.
Комментарий недоступен
Если говорить о близких родственниках - мама,папа,брат,сестра - в моей семье нет понятия дать в долг, если это острая необходимость и есть возможность - никакого долга, это помощь члену семьи, тоже самое и с их стороны. А если у вас такие отношения - значит проблема есть.
На работе друзей нет
Ну что ж вы так категорично :) Коллеги, например, вполне могут дружить. Правда если кто-то руководит, а кто-то подчиняется — становится сильно сложнее 😅
Совместная работа — испытание для дружбы) Хотя, можно завести друзей и на работе — у меня такое было)
Конечно, можно, но провести границу между личным и рабочим лишним всё равно не будет)
Как по мне, друзья на работе — это ок в двух случаях:
1. Когда вы стали друзьями УЖЕ на работе))
2. Когда вы работаете в разных отделах/командах, но в одной компании. Чтобы не пересекаться постоянно. Иначе отделить работу от дружбы будет очень сложно.
«потерял друга, который ушел в закат с деньгами компании» смешно про «друга»:) Все гораздо проще, пока пересекаешься с человеком изредка и только чтобы обсудить новости или съездить развлечься - вроде приятный человек. А как только начинаются обязательства и ответственность то вдруг оказывается, что слово свое человек никогда не держит, договоренностями крутит как хочет, да и вообще рукожопый-ленивый лжец и вор. Но выпить с ним вина в пятницу в кабаке это раньше ведь не мешало, верно?:)
Пить в баре вино с рукожопым ленивым лжецом и вором я бы, конечно, не стала 😅 Но истина в вашем комментарии, безусловно, есть)
Спасибо автору за статью) Как говорится, дружба дружбой, а деньги врозь)
Точно)
хотя, как показывает опыт героев статьи, хэппи энды там тоже случаются)
как всё знакомо)) как-то работала с подругой детства. у нее с партнером — детский центр, я — smm. поняла, что всё плохо, на первой совместнйо встрече, когда начали обсуждать стратегию развития аккаунтов, а закончили тем, что у них вообще разное видение на их бизнес. но отказать было неловко и я начала с ними работать. потом они в чате вдвоем по очереди согласовывали фото и тексты постов — они никак не могли договориться между собой) спустя месяц они мне заплатили и мы расстались. с подругой перестали общаться практически сразу)
У меня несколько лет назад был похожий опыт, правда разошлись мы со скандалом и без денег 😁
Тоже такое было. Итог печальный
Верно сказано ,что незнакомого человека ты можешь спокойно отпустить, а вот если это член семьи, то вам потом еще оставаться семьей вне работы даже если произошел конфликт и это очень тяжело. Поэтому да, семья, друзья должны развиваться отдельно от вас.
74% представителей МСП с вами бы не согласились 😁
Работать с родственниками - жесть. И это еще мягко сказано. Родители еще в 2010 году работали у папиного брата, а он им платил копейки, чуть ли не меньше всех)))
Вообще довольно странно, что раньше людям было удобно вести бизнес именно через родственные связи (и родственникам было больше доверия чем чужакам), а сейчас родственники ведут холодную войну между собой, когда появляются какие-либо деньги.
Нормально сработаться с друзьями или родственниками - шанс один на миллион)
Здесь нужно иметь стальные яйца и характер жесткий. Бизнес - это бизнес, дружба или родственники - это в свободное время. Есть категория людей которые в случае чего могут тебя послать на болт, а вечером сидеть пиво пить как ни в чем не бывало. И делают они это так что у человека нет обиды.
Работать в одной компании друзьям, родственникам категорически запрещено, я думаю, у каждого руководителя должен быть такой принцип, рано или поздно конфликт настигнет.
работаем всей семьей, всё здорово и отлично. Каждый член семьи это руководитель отдела. Главное не доверие, а прямота и открытость. Родному человеку первому надо говорить в лоб, что он не прав - это есть ключ.
Соглана с автором. Найти людей, близких по духу и умеющих разделять лично и рабооту, очень сложно. Мой кейс супер-редкий: за 10 лет ведения общих дел с подругой ни одного конфликта. Но мы и познакомились на работе, там изначально было понятно, что как коллеги мы идеально совместимы
Работаю с родственником, пожалел много раз. А начал работать вместе из-за первоначального капитала, который было сложно накопить одному.
Он часто забывает, что хотели доделать вместе накопившиеся дела, аргументируя, что забыл из-за занятости.
Часто подкидывает новые идеи и спрашивает: -ну как там дела, получилось или нет? Хотя я еще прошлые накопившиеся дела не успел доделать.
Думаю, что нормально можно работать с другом или родственником только в том случае, если негласно в паре один готов подчиняться другому и не претендует на роль лидера. Но если оба лидеры, будет соперничество. А в случае с наёмным работником, уже априори работник - подчинённый.
"Семейный бизнес более устойчив". Окей. Знаю я одну крупную компанию косметики, где есть "семейный подряд". Но в нём каждый член этой семьи, кроме основателя, поднимался с самых низов самостоятельно. Их не ставили сразу главными. Повышали их такие же наёмники, какими были и они сами.
Ещё есть один техногигант. Но внука сейчас турнули оттуда, а других родственников в компании не осталось - у них только акции.
А какие ещё есть? Никаких. Это единственные два крупных семейных бизнеса, которые имеются. Так что единственный способ построить здоровый семейный бизнес - относиться с самого начала к родственнику как к наёмнику. А 74% - это очень малый бизнес. Я вот знаю две семьи. В обеих женщита ведёт документацию и бухгалтерию, а мужчина занимается закупками. Дети иногда поменяют на точках продавцов. Это очень маленький бизнес, там негде развернуться, потому и можно делать семейным. Знаю ещё несколько питейных заведений, где работает семья. Но опять же размер.