Спам в Gmail: как вернуть репутацию домена

Что делать, если письма не приходят в почту Gmail? Как мы помогли клиентам: два способа вернуть репутацию домена.

Как вернуть письма во ​«Входящие» Павел Подольских, sxema.agency
Как вернуть письма во ​«Входящие» Павел Подольских, sxema.agency

В email-рассылках много подводных камней. У вас должен быть свой домен. Он должен быть прогрет. Базу нужно холить и лелеять, постоянно обновлять и периодически реанимировать. Должны быть настроены записи SPF, DKIM и DMARC. Чтобы отслеживать репутацию домена в почтовых сервисах, нужны постмастера.

Новичок подумает: «Ого, тяжело, много, долго и нудно». Бывалый email-маркетолог пожмёт плечами — рутина.

И для новичка, и для бывалого самый большой провал — оказаться в спаме. Усилия маркетолога, дизайнера, копирайтера — команды или многорукого сотрудника — пропали даром. Репутация домена утрачена. Это начало долгой борьбы: написать в платформу для рассылок, чтобы они проверили доставляемость на своей стороне, достучаться до техподдержки почтовика, получить непонятный ответ — и всё заново.

Но если в Mail.ru ответят, что нужно сделать и репутация вернётся, то с Gmail так не выйдет. Придётся действовать самим. Как?

Ликбез: почему письма попадают в спам

Здесь, помимо причин, советы и немного о законах и штрафах. Если уже в курсе, скролльте к следующему пункту.

Кошмар email-маркетолога Павел Подольских, sxema.agency
Кошмар email-маркетолога Павел Подольских, sxema.agency

Почему рассылка может не достичь почтового ящика подписчика:

  • Старая/купленная база. Рассылки без согласия

Если у вас старая база или ваш предшественник её купил, всё очень плохо. После отправки письма ждите одного из двух: пользователи не отреагируют на рассылку или пожалуются на спам. Если повезёт, они отпишутся или пожалуются почтовому провайдеру — тогда письма будут приходить в спам. А если не повезёт, на вас подадут жалобу в ФАС.

Не верите в нашу судебную систему? В 2018 году Сбербанк оштрафовали на 250 тысяч рублей за одно!!! сообщение.

  • Резкий рост базы

Если первое письмо получили 500 подписчиков, а второе — уже 5 000, почтовики решат, что вы получили контакты нелегально. Письма окажутся в спаме. При прогреве домена можно увеличивать базу на 30% за отправку от объёма существующей. Причём начинать отправку нужно со 100 писем. Первое сообщение отправили 100 пользователям, второе — 130, третье — 170 и т. д.

  • Исключительно рекламная рассылка

Реклама надоела всем. Даже тем, кто её создаёт. Получив очередное предложение купить со скидкой, установить приложение или оформить кредит, пользователь просто отправит письмо в спам. Этим он испортит репутацию домену.

  • Слишком много писем

Самый терпеливый подписчик пожалуется на спам, если будет получать от одной компании по десять сообщений в неделю. Лучше меньше да лучше — тогда ваших писем будут ждать. Пишите только о том, что действительно ВАЖНО. Для пользователей, а не для вас.

А ещё алгоритмы считывают контент: картинки, текст, вложения, ссылки. Повлиять на доставку может любая часть письма.

Как избежать попадания в спам в Gmail?

  • Завести корпоративную почту. Массовая рассылка с адреса vasya914@mail.ru не пройдёт.
  • Настроить аутентификацию, т. е. внести записи SPF, DKIM и DMARС в доменную зону сайта. Так почтовые службы убедятся, что письма приходят из заявленного источника. Аутентификация не только улучшит доставляемость писем, но и убережёт от атак спамеров – никто не сможет отправить массовые письма с вашего домена.
  • Настроить Postmaster Tools. Вы сможете наблюдать, как дела с рассылками, и вовремя отслеживать положительные/негативные изменения.
  • Следить за репутацией IP-адресов, с которых уходят ваши рассылки.
  • Использовать домены разного уровня для отправки рекламных и транзакционных писем.

Почему вытащить домен из спама в Gmail так сложно?

У Gmail более жёсткие алгоритмы, чем у Yandex и Mail.ru. Массовые рассылки по умолчанию попадают в папку «Промоакции», а письма, которые Gmail посчитает подозрительными, окажутся в папке «Спам» или вообще не дойдут до пользователя.

НО! В инструкции Gmail сказано, что алгоритм сортировки адаптируется к действиям и предпочтениям пользователя. Если он будет регулярно переносить определённые сообщения из спама (например, подписался на рассылку, которую Gmail считает потенциально спамной, но хочет видеть её во входящих), почтовик постепенно откорректирует алгоритм с учётом этих действий.

Чтобы ваши письма стали приходить во «Входящие», просите подписчиков о помощи: нажать «Не спам» и добавить вас в контакты, чтобы не пропустить новости от компании.

Спам в Gmail: как вернуть репутацию домена

Трудностей добавляет и тот факт, что постмастер Gmail отдаёт статистику по отправке рассылок спустя три-семь дней. Даже если вы ежедневно будете отслеживать доставляемость, можете упустить момент ухудшения показателей. Следующая рассылка может стать тем самым гвоздём, которым на ваш домен прибьют табличку с надписью «спамер» :)

Что делать, если вы уже в спаме?

Первый. Если всё ОЧЕНЬ плохо.

MarketingOne

Клиент обратился за помощью — упала открываемость писем. Статистика постмастеров показала, что письма не доходят только сегменту с @gmail.com.

Спам в Gmail: как вернуть репутацию домена

Начали с обычной серии реанимации и прогрева. Gmail считает массовой любую рассылку, которая насчитывает более 100 адресов-получателей. С такого количества мы и начали. Но тактика не принесла результата — спам-фильтр не пропускал письма со ссылкой на сайт клиента.

Спам в Gmail: как вернуть репутацию домена

Тогда мы выбрали самых активных пользователей — тех, кто открывал рассылки от MarketingOne, читал и отвечал. Написали им личное plain-text письмо без дизайна с просьбой ответить. Предложили пользу — бесплатный доступ к онлайн-конференции.

Спам в Gmail: как вернуть репутацию домена

Это сработало — подписчики открывали рассылку и отвечали. Алгоритм Gmail увидел, что пользователи реагируют на письма. В итоге репутация начала расти. Но впереди было ещё много работы над регулярными рассылками.

Мы восстановили репутацию домена за четыре месяца.

Второй. Если успели отследить, когда репутация стала ухудшаться

Клиент попросил не упоминать компанию

Клиент отправлял письма раз в полгода — анонсировал тематическое мероприятие. Реактивационной рассылки не проводил. Получая письма так редко, пользователи забывали отправителя и массово жаловались на спам. Репутация домена стала ухудшаться.

Три шага к решению проблемы:

  • Настроили SPF и DKIM — методы email-аутентификации, которые подтверждают право отправки писем с конкретного домена.
  • Добавили DMARC — политику, в которой прописаны правила приёма почты. Например, что делать, если письмо не прошло проверку SPF и DKIM.
  • Прогрели домен: рассортировали адреса, составили реанимационное письмо, где рассказали о преимуществах компании и в первом экране дали возможность отписаться. Постепенно отправили подписчикам.
Спам в Gmail: как вернуть репутацию домена

В итоге в базе клиента остались только заинтересованные люди, а репутация домена была полностью восстановлена.

Работа заняла два месяца.

Что в итоге?

Гораздо проще предотвратить попадание в спам, чем выбраться из него. Приложите минимум усилий в начале, чтобы в перспективе сэкономить деньги, время и нервы. Сделайте записи SPF, DKIM и DMARС, следите за чистотой базы и регулярно проверяйте постмастера.

Если репутация вашего домена для Gmail всё же упала ниже плинтуса, исправить положение сложно, но можно. Используйте наши алгоритмы — они работают.

1818
20 комментариев

Рассылки в 2020 ?) Вы издеваетесь ?)))

Ответить

С чего вдруг? До сих пор отлично работают. А главное стабильно.

20
Ответить

вот уже лет 5-7 каждый пост про имейл стабильно сопровождается таким комментарием))

7
Ответить

Все здорово и по делу. Только не DMARK, а DMARC. 

3
Ответить

Я через два-четыре месяца прокомментирую, помогло ли.

2
Ответить

пора)

Ответить

Отличный материал, спасибо. Мы в свое время головы сломали борясь с этими явлениями в Gmail. 

1
Ответить