Как проводить эффективные встречи: опыт Heads and Hands и Skyeng

Всем привет, меня зовут Андрей, я тимлид проджект менеджеров в компании Heads and Hands. В рамках своей работы я регулярно провожу клиентские встречи, от эффективности которых напрямую зависит качество будущего проекта.

В статье я поделюсь результатом совместного исследования с топ-менеджерами Skyeng и отвечу на вопрос: как провести эффективную встречу.

​В конце статьи будет ссылка на шпаргалку.
​В конце статьи будет ссылка на шпаргалку.

Исследование включило в себя интервьюирование топ-менеджеров Skyeng, опыт внутренней и внешней коммуникации Heads and Hands, а также изучение тематических статей и зарекомендовавших себя практик. Например, приемов проведения встреч от T.J. Walker. (Walker обучал ораторскому искусству президентов, премьер-министров, нобелевских лауреатов, сенаторов и написал книгу ставшую бестселлером №1 на территории Соединенных Штатов — «Secret to Foolproof Presentations»)

Можно выделить много разных типов встреч: 1 на 1, регулярный митап, креативная сессия — все они могут проходить вживую, в формате конф-колла или быть чем-то смешанным. Предлагаю разложить по полочкам самый сложный, на мой взгляд, тип встречи:

  • Нерегулярная;

  • Много вопросов;

  • Часть участников подключены удаленно;

  • Представлено несколько сторон и несколько мнений;

  • Больше чем на 3 человека.

Подготовка ко встрече

Первый и самый важный этап — подготовка. Я поделил его на 6 шагов-вопросов которые стоит задать самому себе (далее каждый из этапов будут поделены на шаги-вопросы, они составят «карманную шпаргалку» приложенную в конце статьи).

1. Нужна ли эта встреча?

Обязательный вопрос, с которого стоит начать: Нужна ли эта встреча? Лучшая встреча та, которой не было. Можно ли решить все вопросы в переписке, можно ли обсудить их за несколько минут в коридоре? Прикиньте в уме среднюю часовую ставку специалистов, которых вы планируете позвать на встречу, умножьте на количество участников и на продолжительность встречи, получится итоговая стоимость встречи. Вопрос выносимый на встречу точно стоит денег, которые вы собираетесь потратить?

2. Что мы обсуждаем?

Определились, проблемы действительно требуют обсуждения, что дальше? Подготовьте список вопросов — адженду (специалисты советуют не выносить больше 5 основных идей на одно обсуждение/презентацию, даже если это годовое планирование для 17ти отделов сразу. Стоит разбить стратсессию на несколько осмысленных частей с перерывами). Составьте свой список вопросов или соберите список вопросов от участников. Отфильтруй их и выбери действительно важные. Итоговая адженда должна быть простой и понятной:

  • быть не больше 1 листа
  • объяснять повестку встречи
  • осведомлять о необходимости подготовки к обсуждению

3.Сколько нам нужно времени?

Оцени примерный тайминг на встречу. Это поможет участникам быстрее выбрать подходящий слот в расписании, а вам более структурировано подойти к встрече. Что стоит учитывать при выборе тайминга:

  • Оценить примерный тайминг на каждый из вопросов адженды и выбирать итоговый отталкиваясь от суммы времени на вопросы, на обсуждение адженды в начале и подведение итогов в конце.
  • Сколько времени вы даете участникам на опоздания/сборы/подготовку.
  • Если встречи идут друг за другом, выставляйте тайминг по 20/45 минут. Тогда у вас будут промежутки на подготовку к следующей встрече или написание фоллоуапа по прошедшей встрече.
  • Определите формат проведения: вы пытаетесь решить все как можно быстрее и проводите классический стендап, когда вся команда ведет обсуждение стоя или это встреча для важного гостя с комфортной переговоркой, горячим кофе и долгими приветствиями?
Как проводить эффективные встречи: опыт Heads and Hands и Skyeng

4. Кого еще стоит позвать на встречу?

Спроси участников кто еще может быть релевантным источником информации по обсуждаемым вопросам. Не стоит забывать, что чем меньше участников, тем лучше.

Держим в голове формулу: ставка участников*количество участников*время встречи = стоимость встречи

Кроме экономии денег и времени, это поможет сильно упростить фасилитацию (управление, написание заметок, подведение итогов и пр. Статья по теме) встречи, избежать множества споров. У Джефа Безоса (CEO Amazon) есть довольно известное правило двух пицц: Количество людей на встрече не должно превышать количество людей наедающихся двумя пиццами, т.е. 5-8 человек. Научные изыскания в области групповых коммуникаций доводят эту цифру до 10 человек.

Нужно понимать, что чем больше участников, тем выше вероятность развития:

  • Группового мышления (боязнь продемонстрировать свое мнение, боязнь осуждения)
  • Социальной лени (в большой группе у индивида меньше мотивации, т.к. ответственность распределена между участниками)

5. Когда и где будет проходить встреча?

Маленький вопрос, за которым часто скрывается куча потраченного времени. Чтобы выбрать удобное время для всех участников можно использовать следующие решения:

  • опрос в чате со всеми участниками (предлагаете сразу несколько слотов, смотрите распределение ответов, склоняете меньшинство к удобному остальным варианту)
  • открытые google календари (если у всех участников можно посмотреть свободные слоты, ищем совпадения, идем всех переспрашивать, действительно удобно ли им)
  • сервисы вроде calendly (https://calendly.com/ — удобный сервис, когда вас всего двое на встрече. Выдаете человеку ссылку, он выбирает тип встречи, выбирает твой свободный слот, добавляет описание — все готово. Вы потратили минимум времени на планирование встречи. Чем отличается это от открытого календаря? Гибкие настройки типов встречи и слотов под них. Допустим вам на неделе могут назначить только один «Совместный обед» и только три «60 минутных встречи» исключительно в четверг и пятницу).

Определились со временем? Забронируйте переговорку, выберите удобное всем место, подготовьте комнату в Zoom, Hangouts, добавьте всех заранее в Skype.

Этот вопрос я лично считаю самым проблемным, потому что до сих пор не нашел универсального инструмента для его решения. Если у вас вдруг есть такой, пожалуйста, напишите мне в комментариях :)

6. Все ли получили адженду? У всех ли есть все необходимое для подготовки ко встрече?

Никогда не будет лишним перепроверить себя:

  • все ли участники встречи получили адженду?
  • у всех есть доступ к материалам которые надо прочитать перед встречей?
  • все ли одобрили выбранное время встречи?
  • у всех ли есть Skype? и т.д. (С этим, думаю, все понятно).

Начало встречи

1. Все ли участники готовы ко встрече?

Начинаем с того же, чем закончили прошлый этап: Все ли готовы? И первый кого стоит проверить — это вы сами. Ваша встреча — ваша ответственность, по возможности придите в переговорку заранее, разложите раздаточные материалы, подключите оборудование, настройте соединение. В конце концов, убедитесь что всем хватает стульев.

В применении к приглашенным, этот пункт не обязательно про подходящую информацию в голове, скорее про эмоционально-физическое состояние. Возможно, встречу стоит перенести, если один из ключевых участников мучается сегодня от головной боли. Есть одна крутая практика для быстрой синхронизации участников встречи, ее мне посоветовали ребята из Skyeng : Check In/Check Out

2. Какие ожидания от встречи?

Спросите участников, что они ожидают от встречи. Важно синхронизировать этот момент сразу и понять какой должен быть итоговый результат. Утрируя, при одном и том же вопросе адженды «Требования к новым баннерам на сайт» — приглашенные контентщик и разработчик могут ожидать абсолютно разного обсуждения.

А теперь задайте тот же вопрос себе: Чего жду я от этой встречи? Что Я хочу, чтобы эти люди сделали? Что может мотивировать их на это? Ведите встречу исходя из полученного ответа.

3.Еще раз, какая адженда у встречи?

Предыдущий вопрос плавно перетекает в фактический список вопросов на встречу, повтори его для всех участников. В 21 веке раздаточные материалы все еще считаются хорошей практикой. Распечатайте лист с адежндой для каждого участника, и им будет легко оставаться в контексте обсуждения и следить за прогрессом.

4. Кто что делает на встрече?

Представим что у вас не получилось последовать совету Джефа Безоса и ваша встреча напоминает собрание межгалактического сената. Раздели роли:

  • фасилитатор встречи («Человек обеспечивающий успешную групповую коммуникацию», ведущий встречу)
  • ответственный за тайминг (вместо отдельного человека, можно использовать обычный таймер, который даст понять что время на обсуждение вопроса вышло)
  • ответственный за заметки (многие привыкли самостоятельно фиксировать важные вещи по ходу разговора, но в активном обсуждении на большое количество человек это может быть крайне сложно. Диктофон и отдельный ответственный помогут решить эту проблему)
  • Online амбассадор (если по ту сторону экрана находится полная переговорка людей из другого города, есть смысл выбрать одного ответственного, который будет озвучивать мнение всех своих)

Возможно кому-то стоит вообще запретить участвовать в обсуждении и оставить наблюдателем.

Обсуждение

1. То ли мы обсуждаем?

Двигаясь по вопросам адженды, следите за тем, чтобы обсуждение не отдалялось от их сути. «Заземляйте» слишком сложные вопросы, которые точно не уложатся в текущий тайминг и переноси их на отдельные встречи (время будущих встреч лучше сразу зафиксировать по итогам текущей). Поддерживать обсуждение в правильном русле поможет лайфхак, которым со мной также поделились ребята из Skyeng: правило одного вето. Каждый участник встречи, будучи приглашенным получает возможность один раз наложить запрет на релиз продукта, без принятия решения по конкретному вопросу. Пример: Участники встречи уже 10 минут бурно обсуждают какая должна быть иконка у будущего мобильного приложения, хотя у вас нет даже готового дизайна для начала разработки. Вы останавливаете их и просите поднять руку того, кто готов запретить старт разработки приложения без конкретного решения по его иконке. Как показывает практика, если применять это правило исключительно для сохранения вектора развития обсуждения, руку никто никогда не поднимет и вы сможете вернуться к действительно важным вопросам. Если же кто-то считает возникшую проблему слишком важной, возвращайтесь к пункту про заземление.

2. Хватит ли нам времени?

Включаясь в бурное обсуждение, следите за таймингом встречи. Если встреча больше часа — подумайте про короткие перерывы. Если у тебя нет ответственного за тайминг, используйте обычный таймер на телефоне или Tomato на ноутбуке. Подготавливая презентацию ко встрече, я всегда оставляю на ней роадмап — небольшой каунтер на слайдах, который позволяет всем понимать сколько тем мы уже отсмотрели/обсудили. Мне же помогает сравнивать текущий прогресс с оставшимся временем.

В нижней части слайда указываю общее количество слайдов буллитами и отмечаю на каком этапе мы сейчас находимся.
В нижней части слайда указываю общее количество слайдов буллитами и отмечаю на каком этапе мы сейчас находимся.

3. Все ли высказались?

Фасилитатор встречи должен обязательно следить за тихими и замкнутыми участниками, так как ценная информация может храниться в их мнении с такой же вероятностью как и во мнении всех остальных. Я уже упоминал про эффект социальной лени, в разделе подготовки ко встрече. Размытая ответственность может помешать высказаться даже не замкнутым, при других обстоятельствах, людям. Обращайся к ним напрямую и задавай открытые вопросы.

4. Что полезного в итоге получилось?

За 5 минут до конца встречи начни подводить итоги, какие вопросы обсудили, какие решения по ним приняли, какие вопросы вынесли на другие встречи, когда назначаем эти дополнительные встречи, какие задачи и кому были поставлены. Но ваша задача не просто подвести итоги, а дать всем участникам осознание ценности потраченного времени. Насколько вы продвинулись к общей глобальной цели проведя эту встречу?

5.«Спасибо!»

Не забудь поблагодарить участников за уделенное время, внимание и проделанную работу

Постпродакшн

Все обсудили, решение приняли, ответственных назначили и даже уложились в тайминг, но расслабляться еще рано!

1. Осталась ли встреча где-то кроме как в головах участников?

Собери фоллоуап: кратко опиши итоги встречи, поставь задачи ответственным людям по этим итогам, прикрепи материалы со встречи (запись аудио, фото доски).

2. Что думают остальные?

Собери обратную связь по проведенной встрече. Для этого тебе вполне хватит простого формата: хорошо/плохо, полезно/не полезно, что понравилось/что не понравилось.

Это можно сделать в виде анонимного опроса в чате со всеми участниками прошедшей встречи. Если вы используете описанную в разделе «Начало встречи» методику Check Out, можете опросить участников до того как все разошлись.

3. Были ли выполнены договоренности?

За этим может следить сам исполнитель договоренности, специальный ответственный или, если формат встречи позволяет, выполнение договоренностей можно проверить в начале следующей встречи.

Заключение

Не смотря на то, что в статье я старался разобрать максимально возможное количество проблем и их решений, осталось еще много факторов, которые могут сильно повлиять на эффективность вашей встречи. Опоздания участников, открытый конфликт (тема для отдельной статьи) и даже плохой интернет. Поэтому я был бы рад услышать с какими проблемами при проведении встреч сталкиваетесь вы и какими инструментами пользуетесь.

Спасибо за прочтение, ниже прикладываю ссылку на мою шпаргалку для проведения эффективной встречи и надеюсь что она окажется полезна многим: Шпаргалка в Notion

1414
4 комментария

И снова этот назойливый скайенг

2
Ответить

Адженда. Адженда. Адженда.

1
Ответить

За шпаргалку спасиб. Открыла для себя notion

1
Ответить

Полезная статья, спасибо!
Правда, многовато англицизмов. Адженда — это повестка. Ну и "не смотря".

1
Ответить