Как продвигать онлайн-школу в 2024 году

Как продвигать онлайн-школу в 2024 году

Всем привет! На связи рекламное агентство “Нефтетрафик”. Мы помогаем экспертам и онлайн-школам расти за счет трафика из Telegram, Яндекс и ВК. Занимаемся этим уже 4 года и имеем опыт с 700+ проектами в 20 нишах инфобизнеса.

В этой статье мы даем развернутый ответ на вопрос, как рекламировать онлайн-школу:

  • краткая оценка рынка и конкуренции;
  • описание рабочих способов продвижения онлайн-курсов;
  • аналитика и оценка результатов.

Делимся своим богатым опытом и знаниями экспертов рекламного агентства «Нефтетрафик». Надеемся, что материал будет вам полезным. Приятного изучения!

Онлайн-образование сегодня

Онлайн-образованию есть куда расти даже в мировых масштабах. На 2021 год, согласно исследованию ВШЭ, объем мирового рынка образования составил 5 трлн долларов США. Доля онлайн-образования — 165 млрд долларов, всего 3%.

Поэтому сфера онлайна демонстрирует быстрый рост — 5–15% в год.

В России объем рынка образования в 2021 году составил 2 трлн рублей. Доля онлайна — 53,3 млрд рублей, или 2,6%.

Как продвигать онлайн-школу в 2024 году

Пандемия 2020 года заставила задуматься об онлайне даже тех, кто никогда не заходил в интернет. Многих коронакризис подтолкнул сменить профессию и / или формат работы.

По данным опросов платформы Geekbrains 2022 года, 60% россиян готовы заплатить за дополнительное образование. При этом 11% респондентов рассматривают стоимость курсов до 100 тыс. рублей. 34% из тех, кто пошел учиться, хотят полностью сменить сферу деятельности и получить новую профессию.

Закономерный результат — несмотря на сложную политическую и экономическую ситуацию в стране, в 2023 году на платформе GetCourse оборот онлайн-школ вырос на 50 млрд рублей. Выручка школ на октябрь увеличилась на 71% (всё по сравнению с аналогичным периодом прошлого года; данные GetCourse и банка «Точка»).

Конкуренция между игроками рынка

Быстрый рост рынка и популярности онлайн-образования совмещается с заметным усилением конкуренции между онлайн-школами.

Будущие ученики становятся разборчивей. Обращают внимание на такие плюсы школы, как:

  • официальный договор и возможность получить налоговый вычет;
  • государственная лицензия на образовательную деятельность;
  • выдача дипломов или сертификатов об обучении;
  • поддержка трудоустройства: базы стажировок и вакансий, клубы учеников; партнерские договоры школы с работодателями и пр.

И конечно же, на первый план выдвигаются взвешенная маркетинговая стратегия и грамотная раскрутка онлайн-школы. Когда на рынке уже есть игроки уровня SkyPro, Skillbox, Яндекс Практикума, Юкидс и др., сложно рассчитывать на успех и устойчивое развитие без вложений в бренд и известность.

При этом, чтобы получить свою долю рынка, совсем необязательно тратить на продвижение и рекламу миллионные бюджеты. Далее мы рассмотрим основные способы, как рекламировать онлайн-курсы. Важно, что часть этих способов требует сравнительно небольших затрат — при высокой эффективности.

SEO и оптимизация веб-сайта

SEO-продвижение, или продвижение в выдачах поисковых систем — даёт практически бесплатный трафик из поисковиков. Но в долгосрочной перспективе. Если один раз хорошо оптимизировать «техничку» и контент сайта и потом просто поддерживать результат, можно получать тысячи, десятки тысяч и даже миллионы визитов на сайт в месяц.

<i>Часть поисковой выдачи Яндекса по запросу «курсы маникюра онлайн»</i>
Часть поисковой выдачи Яндекса по запросу «курсы маникюра онлайн»

В рамках SEO-оптимизации сайта необходимы:

  • технические работы с кодом, админкой, скоростью загрузки и пр.;
  • разработка логичной, удобной и SEO-ориентированной структуры сайта;
  • сборка и кластеризация семантического ядра, разбивка ключевых фраз по посадочным страницам;
  • оптимизированный контент;
  • юзабилити сайта;
  • работа со ссылочным рейтингом (закупка качественных внешних ссылок).

Поисковую выдачу можно использовать и по-другому. Поисковики высоко ранжируют различные агрегаторы услуг и платформы курсов. Создавайте аккаунты на сайтах и порталах, которые уверенно стоят в ТОП выдачи — и пользуйтесь их миллионным трафиком.

Обязательно разместите свою школу на Яндекс Картах (в целом в Яндекс Бизнесе). Неважно, что вы работаете на всю страну и даже мир. Наличие вашего офиса и филиалов на карте, профиля вашей организации в Бизнесе повышает доверие поисковика к вам и улучшает ранжирование сайта в выдаче. Только не забывайте работать с отзывами.

Недостатки способа — результат только вдолгую, от 2-3 месяцев, и отсутствие прогрева аудитории, а значит, невысокая конверсия в продажи. Улучшить ситуацию можно, если начинать продвижение заранее и выводить в ТОП страницы бесплатных прогревающих автовебинаров, лид-магнитов, трипваеров.

Контекстная реклама и РСЯ

Контекстная реклама и РСЯ обеспечивают вам гарантированное место в рекламном блоке поисковой выдачи или рекламных блоках на сайте. Под контекстную рекламу используют обычно:

  • страницы курсов и обучающих программ на основном сайте;
  • лендинги.
<i>Контекстная реклама по запросу «курсы маникюра онлайн»</i>
Контекстная реклама по запросу «курсы маникюра онлайн»

Работа с этим инструментом позволяет довольно точно настроиться на нужную аудиторию с помощью всё тех же ключевых фраз и быстро собрать трафик на мероприятия.

Недостаток — стоимость участия в аукционе Директа может зашкаливать. В целом, при неправильных настройках рекламной кампании здесь легко слить бюджет впустую.

Наша команда в 2023 году с помощью контекстной рекламы приводила клиентам целевые лиды по цене от 57 рублей. Средняя стоимость посетителя обучающих мероприятий составила около 500 рублей.

Конечно, нужно учитывать, что в разных нишах ситуация сильно различается. Вдобавок, через Директ мы продвигали и франшизы, где только паушальный взнос от 300+ к. Стоимость лида в таких случаях очень высока.

Контент-маркетинг и образовательные материалы

Работа с контентом, как и SEO — игра на долгосрок. Но множество контентных воронок на рынке доказывают также, что вы можете продавать практически только через контент, причем с первых дней запуска.

Контент — способ постепенно прогревать аудиторию, превращая ее в суперлояльную. В блоге на сайте, в статьях на тематических ресурсах или в своих группах и каналах (про SMM ниже) вы можете рассказывать о:

  • продуктах;
  • спикерах, экспертах, преподавателях;
  • конкурентных преимуществах;
  • результатах учеников;
  • внутренних событиях школы, достижениях;
  • участии школы в отраслевой жизни (конференциях, благотворительных проектах);
  • акциях, скидках, программах лояльности.

Важно не забывать, что скучные длинные кейсы или сухие отчеты сплошным текстом мало читают. Видео- и фотоматериалы, инфографика, развлекательные и игровые форматы гораздо лучше вовлекут аудиторию, сформируют узнаваемость бренда и лояльность к нему.

<i>Полезный пост с карточками в группе Яндекс Практикума в ВК</i>
Полезный пост с карточками в группе Яндекс Практикума в ВК

У онлайн-школ есть еще одно мощнейшее средство рекламы контентом — это собственно их курсы. В тренде сейчас небольшие, по сути клиповые, уроки, где много визуала, юмора, игровых техник и где дают готовые схемы для решения одной конкретной задачи за один урок. Обычно доступ к урокам на образовательной платформе даёт возможность ученику проходить курс, когда и где ему удобно.

Только ваши продукты позволят человеку окончательно убедиться, что он не зря выбрал вас. Поэтому, например, вы можете продавать большие и дорогие продукты с помощью маленьких (трипваеров), с помощью бесплатных лид-магнитов, мастер-классов и марафонов. А также открывать доступ к отдельным урокам или модулям платных курсов.

Выдача бесплатных продуктов за подписку в рассылку / бота / на канал, за телефон или адрес электронной почты позволит вам пополнять холодную базу, а далее прогревать ее и получать постоянные продажи.

Социальные сети и взаимодействие с аудиторией

С помощью SMM, продвижения в социальных сетях, вы подберетесь к вашим будущим ученикам намного ближе, чем если бы у вас был только сайт.

Критично важно, чтобы у онлайн-школы были представительства на всех популярных в стране площадках. Из легальных с наибольшими охватами это:

  • ВК,
  • Telegram,
  • Youtube,
  • Дзен (принадлежит ВК).

В 2022 году школы, которые делали ставку только на запрещенные сейчас в стране сети компании Meta (Facebook, Instagram), убедились на своем горьком опыте: важно иметь представительства и подписчиков на как можно большем числе площадок.

Развитие своих страниц в соцсетях – это тоже регулярная работа с контентом вдолгую. Но здесь на первое место выходят развлекательные форматы, геймификация, а также активное взаимодействие с аудиторией в комментариях и сообщениях групп / каналов.

<i>Наш старший таргетолог отвечает на вопросы подписчиков в ВК. Группа, если что, здесь: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2Fneftetraffic&postId=1038314" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">https://vk.com/neftetraffic</a></i>
Наш старший таргетолог отвечает на вопросы подписчиков в ВК. Группа, если что, здесь: https://vk.com/neftetraffic

При умелом использовании и отслеживании обратной связи соцсети — неиссякаемый источник продаж и мощное средство управления репутацией.

Даже с учётом платного трафика на подписку и покупку — это еще и весьма бюджетный способ взращивать популярность и прибыли.

Таргетинг и посевы

Таргетинг и посевы — способ получить как подписчиков сообществ, так и прямых посетителей / покупателей.

Основное преимущество таргетинга — высокая точность настройки аудитории по одному или нескольким факторам:

  • профессия;
  • увлечения;
  • группы в подписках;
  • возраст, пол;
  • место проживания;
  • доход.

Такие точные настройки доступны в рекламном кабинете ВК (как старом, так и новом) и, частично, в Tg Ads.

<i>Настройки аудитории в старом кабинете ВК</i>
Настройки аудитории в старом кабинете ВК

Посевы – это закупка рекламных мест в группах / каналах через Маркетплатформу ВК или напрямую у администраторов каналов в Телеграме либо через TelegaIn.

Проблема таргета ВК в 2022–23 годах — это заметно перегретый аукцион. Частично ситуацию смягчил новый кабинет, но он только начал развиваться, поэтому есть вопросы к масштабированию кампании и к окупаемости трафика.

По итогам года в таргете ВК и на Маркетплатформе мы приводили клиентам лиды по стоимости от 22 рублей (как будто 2015-й на дворе!) — в нише здоровья. Но средняя стоимость в итоге составила 410 рублей за лид, в течение года колебалась от 310 до 500 рублей. Опять-таки, у нас в работе самые разные ниши, от бьюти на широкую аудиторию до бизнес-франшиз. Потому средняя стоимость регистрации так превышает минимальную.

Telegram, по сравнению с ВК, пока очень радует ценой. В 2023 году через посевы нам удавалось приводить подписчиков в каналы по цене от 7,5 рубля (канал по инвестициям!), в бота — от 11 рублей.

В Tg Ads стоимость подписчика составила от 45–50 рублей. Более высокая цена связана с форматом рекламы через биржу Телеграм — это короткое объявление в конце просматриваемого канала размером в 160 символов, где запрещены многие средства привлечения внимания и воздействия, например глаголы в повелительном наклонении.

Наши кейсы регулярно выкладываем в нашем телеграм-канале: https://t.me/Otzivineft

Партнёрский маркетинг, PR и GR

Онлайн-образование в значительной степени публичная ниша. Для развития школы важны контакты:

  • в первую очередь в самой сфере образования;
  • с обществом и бизнесом;
  • с органами власти.

Участие во всевозможных открытых и закрытых офлайн / онлайн мероприятиях позволит найти клиентов и партнеров.

<i>Глава «Нефтетрафика» выступает на «Делай SMM»</i>
Глава «Нефтетрафика» выступает на «Делай SMM»

Партнерство с инфлюэнсерами в нише образования, со смежными вам онлайн-школами (не с прямыми конкурентами), с потенциальными работодателями, с вузами открывает поистине обширные возможности роста. При определенном уровне связей вы сможете влиять даже на политику государства в отношении рынка.

Нельзя не упомянуть и про сотрудничество с агрегаторами курсов, справочными порталами. Начинающим школам или экспертам тяжело вести сразу все процессы помимо собственно контента и преподавания: продвижение, трафик, свой сайт, прием платежей, банковские программы и пр. Если вы подключаете такие мощные инструменты, как Геткурс, Бизон, Инфохит, Курсхаб и пр. — десятки вопросов решаются практически за один шаг. Как минимум это реклама, высокие позиции в поисковиках, внушительный трафик, рабочие кабинеты учеников, платежи и банки, техподдержка.

Рассылки и электронная почта

По результатам нашей практики, использование сервисов рассылок, таких как Senler, Salebot, Bothelp, помогает заметно удешевить стоимость регистрации в ВК в сравнении с переходом на сайт. В этих сервисах можно не просто рассылать цепочку прогревающих и дожимных писем, но и автоматизировать, геймифицировать общение с клиентом.

У нас есть клиенты, которые через рассылку сообщества и чаты ВК проводят полностью весь запуск и получают стабильно высокую окупаемость.

Email-маркетинг многие считают устаревшим. Якобы электронные письма никто не читает. Но это не так. По данным Campaign Monitor, на которые в своём блоге ссылается Unisender, в среднем рассылки в почту открывает каждый пятый получатель. Средняя кликабельность — 2,3%. Средние значения были найдены для самых разных ниш, для B2C и B2B-сегментов.

Если бы рассылки совсем не работали, их бы не использовали 75% маркетологов в B2B и 71% маркетологов в B2C. На Западе различные форматы email-рассылок переживают второе рождение.

Как и с любым контентом, не открывают и не читают скучные рассылки. Цепляющие заголовки, геймификация, AMR-письма, триггерные сообщения, обязательная персонализация в разы повышают открываемость писем, конверсию в клик и в покупку.

Аналитика и оценка результатов

По нашему глубокому убеждению, без предварительной, промежуточной и итоговой аналитики раскрутку онлайн-школы не стоит даже начинать. Особенно это важно для каналов трафика, где результат в принципе количественно измерим.

Без нормально построенной системы аналитики очень сложно вести рекламную кампанию. Нам довелось получить такой печальный опыт с некоторыми заказчиками.

Если у вас нет стратегии, и всё продвижение идет хаотично, вы не сможете прогнозировать загрузку отдела продаж. Не поймёте, когда увеличивать и снижать бюджет, по каким показателям оптимизировать кампанию.

Внедрить хотя бы минимальный учет несложно. Многие наши клиенты разрабатывают дашборды для трафика, особенно с несколькими подрядчиками. Для блога, соцсетей, рассылок необходимы контент-стратегия и контент-план с графиком публикаций — ну или хотя бы список тем.

Что касается таргетинга, контекстной рекламы, SEO — для каждого вида продвижения есть целый ряд сервисов аналитики. С ними вы сможете отслеживать и регулировать основные показатели.

Как продвигать онлайн-школу в 2024 году

Выстроить единую стратегию рекламы для онлайн-школы — сложная, но вполне выполнимая задача. А частности можно делегировать специализированным подрядчикам.

Настраиваем и ведем заказчикам рекламные кампании с 2018 года с помощью:

  • таргетинга и посевов в ВК;
  • таргетинга и посевов в Telegram;
  • контекстной рекламы в Яндексе.

Свыше 700 проектов более чем в 20 нишах. Дополнительно и бесплатно поможем с анализом посадочной страницы и воронки. Оставьте заявку на первичную консультацию.

Заключение

На рынке онлайн-образования есть много эффективных маркетинговых и рекламных стратегий, а инструментов для раскрутки — еще больше. Важные правила, которых мы рекомендуем придерживаться:

  • Всегда использовать несколько каналов продвижения.
  • Обязательно выстроить аналитику.
  • Не брать на себя всё, делегировать ряд задач специализированным подрядчикам.
  • Следить за трендами в маркетинге и рекламе. Например, весь 2023 год прошел под знаком нейросетей. Но это тема отдельной статьи.

Желаем вам космической популярности, крутых курсов и всегда благодарных учеников!

Подписывайтесь на Телеграм-блог основателя и руководителя рекламного агентства "Нефтетрафик" Андрея Анцибора. На канале он рассказывает интересные кейсы, фишки запусков, делится внутрянкой агентства и отвечает на вопросы.

55
2 комментария

Полностью согласна! А еще на продвижение влияет непосредственно сам продукт школы), чем уникальнее и содержательнее курс/уроки/контент- тем лучше. Самые продвинутые школы сейчас берут на вооружение материал/онлайн лекции/вебинары иностранных школ/коучей/экспертов и адаптируют под свой курс, получается очень круто.

1

Да, сам продукт - важный элемент, с него все начинается. Маркетинг - лишь мостик между потребителем и продуктом.