Как я применяю теорию архетипов личности для построения IT-компании

Теория архетипов личности — полезный инструмент не только для самопознания. В бизнесе она помогает с определением ценностей и подбором сотрудников. Расскажу, как с ее помощью сформулировать позиционирование и ценности компании и понять, соответствует ли им твоя команда. Это несложно — достаточно вспомнить любимых героев и осознанно соотнести их качества со своими.

Как я применяю теорию архетипов личности для построения IT-компании

Привет, я Иван Григорьев, управляющий партнер LARD. Теория архетипов — это многофункциональный инструмент. Его можно использовать для познания и распаковки личности, при создании эффективной команды, а также для формирования позиционирования компании и бренда.

Теория архетипов помогает определить суперсилу личности и за счет этого стать продуктивнее, понять логику поступков разных людей и выстраивать командную работу. То же самое относится и к бизнесу. Позиционирование через архетипы — классный ресурс для укрепления эмоциональных связей, повышения узнаваемости компании и лояльности к бренду.

Чтобы узнать свои архетипы по классическому методу, можно пройти длинный тест в интернете. Это долго и неудобно. Мне не хватало именно прикладной инструкции для определения архетипов. Именно поэтому я нашел свою методику. Перед тем как к ней перейти, коротко расскажу о теории архетипов: только самое главное и интересное.

Сначала коротко об архетипах личности: что это такое

Архетипы личности — это устойчивые паттерны поведения, через которые человек взаимодействует с миром. Сценарии поведения являются неосознанными и заставляют личность реагировать на обстоятельства определенным образом.

Классификацию придумал швейцарский психоаналитик Карл Юнг. На самом деле архетипов больше, но для простоты принято использовать 12 типовых моделей поведения.

Как я применяю теорию архетипов личности для построения IT-компании

Архетипы делятся на четыре группы в зависимости от их ценностей:

  • Индивидуальность — Простодушный, Искатель, Мудрец. Эти архетипы выбирают собственный путь, не зависят от действий и мнений окружения.
  • Принадлежность — Приятель, Влюбленный, Шут. Хотят быть ближе к обществу, работать в команде. Готовы подстраиваться под коллектив.
  • Стабильность — Служитель, Правитель, Творец. Выступают за безопасность и порядок, сохранение всего того, что уже есть.
  • Изменения — Воин, Бунтарь, Маг. Готовы рисковать, смелые, постоянно развиваются и двигаются вперед.

Теоретическая часть заканчивается, и мы подходим к самому интересному: как же определить свои архетипы.

Я заметил, что часто для решения простых задач, в том числе в бизнесе, мы ищем сложные решения и инструменты, когда в действительности они лежат на поверхности. Именно поэтому мой метод работы с архетипами несложный и эффективный, в нем всего два этапа.

Первый этап методики — выбрать из противоположностей

Даже сейчас, глядя на описания групп архетипов, вы можете сказать, что некоторые характеристики очень близки вам, а другие — совсем нет. Каждый из нас хорошо знает себя, поэтому важно отвечать максимально честно и осознанно: не приукрашивать действительность и отсекать лишнее.

Четыре группы, о которых я говорил выше, противопоставлены друг другу по смыслу. По горизонтали: общность — независимость, по вертикали: изменения — стабильность. На первом этапе ваша цель из каждой пары выбрать одну группу, которая точно не про вас.

Определите, что вам не отзывается в первой паре: общность или независимость. Подумайте, что вам ближе — идти своим путем или быть со всеми. Если вы не готовы подстраиваться и жертвовать собой ради общего дела, то группа «Принадлежность» не ваша. Вычеркиваем ее, и у нас «уходит» три архетипа: Приятель, Влюбленный, Шут.

Выберите свое «нет» во второй паре: изменения или стабильность. Задайте себе вопрос, что вам больше по душе: стабильность или изменения? Допустим, вы не любите ничего кардинально менять и неохотно покидаете зону комфорта, в приоритетах — улучшение того, что уже есть. Значит, группа «Изменения» выбывает, в том числе архетипы Воин, Бунтарь, Маг.

Как я применяю теорию архетипов личности для построения IT-компании

У вас останется всего шесть архетипов. Из них снова уберите те, чьи качества вам не откликаются. Например, для Простодушного характерна вера в лучшее, несмотря ни на что, оптимизм и наивность. Близка ли вам такая модель поведения? Если нет, вычеркиваем Простодушного. По такой логике действуем дальше. Обычно на этом этапе отсеивается еще 2–3 архетипа.

Как я применяю теорию архетипов личности для построения IT-компании

В итоге у вас осталось 3–4 архетипа. Они понадобятся для второго этапа.

Второй этап методики — найти своих героев

У каждого человека есть персонажи, которые вызывают симпатию. Это могут быть герои кино, книг, мультфильмов, политические деятели, спортсмены, медийные лица. Определите, кто ближе вам. Если сразу ответить сложно, вспомните себя в период взросления. Кем вы восхищались, на кого хотели быть похожи?

Выпишите 3–4 таких персонажа и разберите их по оставшимся в первом этапе архетипам. Нужно найти качества, которые у них ярко проявлены, они укажут на лидирующий архетип. Как мейджик из 3–4 персонажей вы начнете замечать, что у них явно присутствует один архетип.

Расскажу подробнее о каждом архетипе и персонажах.

Бунтарь — человек, у которого проявлен этот архетип, склонен рушить устоявшиеся порядки, его выбор — новаторство, неподчинение, смелость, оригинальный ход мыслей. К бунтарям я отношу Джокера и Стива Джобса. Абсолютно разные, они оба меняют мир вокруг себя, так как не могут существовать в предложенных рамках. Они — революция. Только в случае с Джокером она несет разрушение, а с Джобсом — созидание.

Воин — как Арагорн из «Властелина колец». У него сильная воля, обостренное чувство справедливости. Он всегда держит слово, готов брать на себя ответственность и доводит до конца любую задачу.

Маг — человек, который трансформирует пространство вокруг себя. Мистик и психолог, изучающий работу сознательного и бессознательного. Манипулятор, он через смыслы умеет воздействовать на чувства людей. Яркий пример такого героя — Альбус Дамблдор.

Правитель — стремится к тотальному контролю, устанавливает рамки и правила и следит за тем, чтобы жизнь была максимально предсказуема и благополучна. Миранда Пристли из «Дьявол носит Прада» проявляет качества этого архетипа.

Творец — как Алиса из Страны чудес, создает необычные и креативные решения во всём. Ему важно быть вне рамок и получать свободу самовыражения.

Служитель — его задача состоит в том, чтобы помогать другим. Он альтруист и эмпат, как Амели. В жизни, если это руководитель, он будет опекать подчиненных и мягко, но настойчиво направлять их деятельность.

Шут — легко относится к жизни, принимает всё как есть, умеет прощать и не зацикливаться надолго на негативе, жизнерадостный, с отличным чувством юмора, смело высказывается и умеет жить с удовольствием. Пример — главный герой из «Не шутите с Зоханом».

Влюбленный — архетип, который заключает в себе все виды любви: родительскую, дружескую, романтическую, страсть к делу. Он ищет красоту и гармонию во всём, это эстет и ценитель прекрасного. Его цель — установить теплые доверительные отношения, личные или деловые.

Приятель — как Человек-паук, стремится быть принятым и понятым, не выделяться из сообщества, а стать его полноправным участником. Он выступает за равенство, дружбу, комфортное взаимодействие в коллективе.

Простодушный — архетипу соответствуют доверчивость, оптимизм, верность идеалам, наивность, честность и поиск безопасности. Например, Форрест Гамп — герой беззлобный и по-детски доверчивый, добрый, исполнительный и верящий в лучшее.

Искатель — в приоритете свобода, поиск нового. Человек всегда на волне трендов и в курсе всех изменений. Он видит новые возможности в многообразии вариантов и умеет их отобразить через призму своего мировоззрения.

Мудрец — это ученый и наставник. В приоритете точные знания, проверенная информация. Он всё подвергает анализу и делится выводами с окружающими. Умеет принимать взвешенные беспристрастные решения.

Второй чаще всего встречающийся у персонажей архетип — второстепенный, он менее проявлен. Второстепенные архетипы тоже часто будут совпадать у нескольких героев.

Архетипы, лидирующий и второстепенные, которые вы определите у персонажей, — это и есть ваши архетипы.

Как пользоваться методом персонажей: покажу на своем примере

После первого этапа у меня остались архетипы Искатель, Мудрец, Служитель и Творец. Теперь нужно выбрать героев. Для меня кажутся наиболее близкими Бэтмен и Железный человек — они вызывают у меня яркие положительные эмоции

У них есть одинаковый приоритет — помощь людям. У Бэтмена была большая цель — помогать жителям Готэма противостоять преступному миру и коррумпированным властям. Железный человек помогал своей команде бороться с врагами.

Желание помогать, опекать и заботиться о безопасности является приоритетом для одного архетипа — это Служитель. Он и есть мой основной архетип.

Далее определим менее проявленный архетип. Что одинаково характерно для Бэтмена и Железного человека? Они ищут тех, кому могли бы оказать помощь. Значит, мой второстепенный архетип — Искатель.

Синергия архетипов Служитель и Искатель может проявиться через желание работать на благо общества и всегда быть готовым помогать людям.

Как применять теорию архетипов в бизнесе для построения команды и при позиционировании бренда

Перед тем как определять архетипы, важно задать себе вопрос: зачем я это делаю и для чего хочу применять теорию?

Допустим, вы хотите понять, как собрать эффективную команду, которая работает на синергии сильных качеств участников. В такой команде не должно быть случайных людей, а ценности сотрудников должны совпадать с ценностями компании.

Расскажу на своем примере, как сформировать ценности внутри компании, чтобы привлекать только нужных людей.

Для определения ценностей компании я использую вторую часть своего метода — выделяю персонажа, который мне ближе всего.

У любого героя можно выделить пять базовых характеристик: его миссия, цель, ценности, убеждения, ограничения.

Моя задача: выписать человеческие ценности персонажа и сравнить их с ценностями руководителя, то есть в данном случае с моими. Они должны совпасть.

Для примера выберем персонажа, с которым я буду сравнивать себя с точки зрения бизнеса. Это Железный человек.

  • Его миссия: безопасность общества любой ценой. Готов пожертвовать всем ради большого блага. Переводя в бизнес, своей миссией я вижу безопасность компании и сотрудников прежде всего.
  • Цель: поиск утопающих. Он ищет тех, кому сможет помочь. Мы в компании помогаем заказчикам добиваться поставленных целей и решать трудные задачи.
  • Ценности (личные качества): ответственность. Только ответственный человек может сказать, что он — Железный человек. Также активность, упорство. Для моей компании важна репутация, мы ответственно относимся к взаимоотношениям с заказчиками, условиям работы, дедлайнам.
  • Убеждения: добро побеждает зло. Мне тоже близко это убеждение. Справедливость и честность всегда выигрывают в долгосрочной перспективе.
  • Ограничения: непримиримость к предательству. Предательство для него равно невозможному. Для меня тоже предательство недопустимо. За что можно уволить человека? Не за то, что он что-то не сделал или сделал неправильно, а потому, что предал. Если сотрудник предал, я больше не смогу с ним работать

Таким образом мы выписываем человеческие ценности этого персонажа, которые, как мы удивимся, будут очень похожи на мои ценности. От них выстраиваются ценности компании, которые я учитываю при подборе команды. Так рождаются те самые команды, которые с тобой.

Также можно применять архетипы для выстраивания бренда.

Архетип бренда — это универсальный образ, набор характеристик и ценностей, которые определяют позицию компании на рынке. Он помогает очеловечить бизнес, провести аналогию с личностью.

Мои лидирующие архетипы — Служитель и Искатель. Именно поэтому моя компания транслирует заказчикам, что мы приветствуем сложные задачи и нетипичные проекты. Работа над ними несет пользу для бизнеса заказчика и позволяет нам постоянно развиваться, становясь лучшей версией себя.

Вот так можно интересно и без тестов определять архетипы личности и бренда, а также использовать эти знания в бизнесе. Попробуйте сами и поделитесь впечатлениями, какой метод определения, классический или мой, вам больше откликается?

Про digital-проекты в различных отраслях бизнеса и свои мысли я рассказываю у себя в телеграм-канале.

6262
86 комментариев

Шут по жизни,
Маг по нужде,
Воин по масти,
Искатель в душе.

8
Ответить

Вот так можно все мои собрать: Искатель по жизни, творец по нужде, мудрец по масти, служитель в душе. ))

1
Ответить

а если все сразу, азчем делить, если нравится быть всем, просто по очереди и по ситуации))

Ответить

Скоро в айти начнут брать в расчёт натальные карты и делать таро расклады для прогнозов, простите) А вообще инструмент интересный! Круто, что он вам подошёл))

7
Ответить

У нас сейчас один проект с натальными картами и астрологией в работе, наберёмся экспертизы и вернусь )))

4
Ответить

будущее уже наступило, недавно видела здесь статью про таро :/

Ответить

Уже ж так и есть, предпочтение в работе определенным знакам зодиака отдается)

Ответить