Как Tencent выстрелила себе в ногу, почему не стоит пить змеиную кровь и есть ли вежливость в Гонконге

Директор по развитию Joom в странах Азии рассказывает истории про китайский ecommerce и не только.

Что тут происходит

Виталий Еранов, директор по развитию Joom в странах Азии, делится интересными новостями с Востока и просто травит байки.

Формат такой:

Поехали!

История: как Tencent выстрелила себе в ногу

Pinduoduo — это китайская ecommerce-платформа, принадлежащая Tencent, а заодно восходящая звезда рынка. Вот небольшая предыстория.

Противостояние двух китайских интернет-гигантов Alibaba и Tencent уже давно не новость. У Alibaba есть Taobao, а у Tencent — JD.com (в премиум-сегменте) и Pinduoduo (в эконом-сегменте).

Платформа Pinduoduo запустилась относительно недавно — в 2015 году, и начала «давить» Alibaba, продавая товары онлайн в небольшие по китайским меркам города, используя механики совместных покупок и сильно снижая цены. Товары выставляли дешевле, чем на Taobao. И, конечно, в итоге на платформе появилось много подделок.

Весь прошлый год Pinduoduo сотрясала череда репутационных скандалов, что даже привело к обрушению ее котировок на бирже NASDAQ. Потом, правда, котировки восстановились, руководство платформы приняло ряд мер по контролю происхождения товаров, но полностью репутацию восстановить не удалось.

В сознании китайцев Pinduoduo по-прежнему остается маркетплейсом дешевых товаров, где запросто можно нарваться на фейк.

В ноябре прошлого года менеджмент платформы решил улучшить репутацию и поднять средний чек платформы. Для этого они анонсировали программу «10-миллиардных субсидий» (百亿补贴). Речь идет о 10 миллиардах юаней (почти 1,5 миллиарда долларов).

Руководитель программы Цзун Хуэй так описывает смысл акции: «План Pinduoduo очень простой, мы просто снижаем цены».

На самом деле не все так просто. Цзун Хуэй рассказал, что платформа сформировала группу менеджеров, которая во время выходных и праздничных дней в круглосуточном режиме мониторит поисковые запросы.

И как только они обнаруживают, что частота поисковых запросов увеличивается по какому-либо товару, они незамедлительно связываются с категорийным менеджером этого товарного направления, а категорийщик, в свою очередь, связывается с мерчантом для обсуждения планов по субсидированию продаж.

Платформа и мерчант совместно делают скидку, при этом большую часть субсидии делает именно платформа. В результате цены получаются действительно низкими. Так, например, iPad можно купить на 1000 юаней (144 доллара) дешевле, чем на JD.com и Taobao.

Интересно, как отреагировали на эту акцию китайские покупатели. Если прямо сейчас забить ее название в крупнейшем китайском поисковике Baidu, то самые популярные запросы будут выглядеть так:

  • Pinduoduo 10-миллиардная субсидия — оригинальные ли товары?
  • Pinduoduo 10-миллиардная субсидия — когда завершится?
  • Pinduoduo 10-миллиардная субсидия — безопасно ли покупать Apple iPhone?
  • Pinduoduo 10-миллиардная субсидия — товары настоящие?

Как видно, 3 из 4 наиболее популярных запросов имеют отношение к фейкам. Покупатели боятся, что товары поддельные, учитывая такую низкую цену и репутацию платформы.

Недавно я прочитал китайскую статью, в которой приводились результаты исследования поведения покупателей-саньгао в отношении этой акции от Pinduoduo.

Саньгао (三高,дословно «три высоких») — это социальный слой китайского общества, который имеет высшее образование, высокий доход и живет в высокоразвитых городах (так называемые first and second tier cities).

Так вот, в исследовании говорилось, что саньгао в основной массе на Pinduoduo ничего не покупают, предпочитая более «надежные» платформы, если что и берут, то что-то дешевое. Тем не менее многие представители этого социального слоя все же рискнули купить товары на Pinduoduo во время действия «10-миллиардной субсидии».

Исследователи, которые проводили опрос таких покупателей, пришли к следующим выводам.

  1. По результатам покупок, саньгао сменили отношение к платформе с «негативного» на «нейтральное».
  2. Цена доверия — 300 юаней (43 доллара). Саньгао готовы были купить товар на Pinduoduo, если экономия составляла от 300 юаней — по сравнению с ценами на эти же товары на «надежных» платформах.
  3. Пострадавший — JD.com. Исследователи спросили, где бы саньгао купили товар, если бы их не устроила цена на Pinduoduo во время акции «10-милиардной субсидии», и подавляющее большинство ответили, что на JD.com. У саньгао платформой первого выбора всегда был JD.com, и теперь часть спроса перетекла на Pinduoduo.

Таким образом, хоть Pinduoduo и удалось улучшить свою репутацию среди состоятельных потребителей, корпорация Tencent некоторым образом выстрелила себе в ногу — целились в Taobao, а попали в собственный JD.com.

Случай из жизни: «змеиные заведения»

Несколько лет назад мы с коллегами посещали одного из наших первых продавцов на юге Китая. У китайцев принято заканчивать переговоры ужином, и тот продавец не был исключением. Более того, наш партнер оказался с фантазией, и решил отвезти нас в необычный ресторан «для своих».

Продавец хранил интригу до последнего, и когда мы уже расселись за обшарпанные столы этого заведения, он сообщил, что заказал для нас жареную ядовитую змею, пойманную в местных горах. Узнав, что нас будут кормить змеей, я пришел в невероятное воодушевление, так как еще с университетских времен помнил рассказы нашего профессора-китаиста о знаменитых «змеиных заведениях» (蛇店) Гуанчжоу.

Надо сказать, что змеи были всегда экзотической пищей в Китае: это не то, что принято есть в семье на завтрак. Теперь это и вовсе диковинка, так как официально подавать в общепите мясо диких животных запрещено.

В общем, ресторан этот был нелегальным, и то, что он работает «только для своих», было понятно по его расположению и довольно убогому интерьеру — обычный человек со стороны никогда бы в него не зашел.

Змея на вкус была не очень. Как принято говорить в таких случаях — «по вкусу напоминает курицу». Но поскольку мы пили китайскую водку, меня озарила «гениальная» идея. Я рассказал продавцу, что слышал о том, будто в таких заведениях можно выпить водки, смешанной со змеиной кровью и внутренностями. Продавец ответил, что такого они не делают.

Но я был настойчив: не мог же седой профессор из университета рассказывать нам неправду в курсе лекций по китайской культуре. Наш партнер позвал хозяина ресторана, тот был очень удивлен, но сказал, что может сделать такой коктейль.

Нам принесли две стопки с мутной жидкостью. По цвету она напоминала перемешанную «Кровавую Мэри», а по вкусу что-то среднее между китайской водкой и змеиной кровью.

Когда я рассказывал другим китайцам, что пил такое, они в ответ называли меня дураком. Оказывается, в змеях много разных бактерий, и кроме того они передают разные вирусы. Вам это ничего не напоминает?

В новостях про коронавирус в Китае уже успели сделать предположение о том, что змеи с «рынка морепродуктов» — источник его распространения, а потом и опровергнуть эту версию. Но меня все еще не отпускает мысль о том, как сильно мы рисковали.

Повод заскучать: не хватает вежливости

Обычно Россия и вежливость не упоминаются вместе. Считается, что русские люди достаточно угрюмые, никогда не улыбаются, и особенно это касается тех, кто работает в сфере услуг. И все это непременно контрастирует на фоне доброжелательности и вежливости жителей восточно-азиатских стран.

Разумеется, мы должны ожидать только приятных впечатлений от работников сферы услуг Гонконга — ведь им, бывшим подданным Ее Величества, полагается быть максимально воспитанными.

Но если мы говорим о таксистах, то любой водитель «Яндекс.Такси» будет в сто раз вежливее среднестатистического гонконгского таксиста. Приведу пример.

Когда я сажусь в такси, на автомате здороваюсь с водителем, а когда выхожу — прощаюсь. Большинство водителей в Гонконге никогда не используют слова «здравствуйте», «спасибо» и «до свидания» даже в ответ. Дело, впрочем, не только в таксистах — соседи в Гонконге тоже не здороваются друг с другом, закрывающиеся лифты и двери в домах никто не придерживает.

Сначала я был в шоке от такой невежливости и начал было играть по местным правилам, превращаясь в угрюмого безразличного человека. А потом решил — с чего это вдруг я должен менять свое поведение?

В общем, я решил прививать знакомую мне культуру общения, и для того, чтобы мало не показалось, решил делать это в экстремальном варианте — то есть устраивать small talk в американском стиле.

Вот, сажусь, например, к очередному такому таксисту и начинаю: «Здравствуйте. Как прошел ваш день, сэр? Должен отметить, у вас отличная обивка салона. Что это, японский дермантин? А таксист — это ваша основная работа? Вот у нас в России все таксисты — бизнесмены, а таксуют они чисто из удовольствия. Ну, по крайней мере, они так мне рассказывают…».

Таксист смущается и не знает, как реагировать. Вроде бы понимает, что ответить нужно доброжелательно, но делает это односложно и неохотно.

Полноценно диалог пока никто поддерживать не захотел, а уж с шуточками или даже сарказмом совсем беда. Хочется верить, что после такого общения гонконгские таксисты все-таки задумываются о том, как реагировать иначе. Но даже если это не так, то всегда есть другой вариант, который меня тоже устраивает — я просто жирный тролль и издеваюсь над бедными угрюмыми гонконгцами.

Согласны или нет — оставляйте свое мнение в комментариях! А еще лучше тоже расскажите какую-нибудь историю из жизни в Китае 🇨🇳

3636
12 комментариев

Побывать в Китае и не попробовать водку со змеиной кровью - это разводка для лохов!
Молодец, автор, не подвёл своего седовласого профессора-китаиста!
Пусть все китайцы знают о смелости русских предпринимателей!
Россия, вперёд!

16
Ответить

Иглоукалывание ядовитыми пауками с водкой. Если не пробовали, в Китае не бывали!

Ответить

Было это в начале двухтысячных. Я без языка английского и соответственно китайского сажусь в такси гонконгского "шумахера". Вместе с коллегой, который с тем же языковым уровнем. Показываю визитку места, куда нас нужно доставить. Мы немного "на веселе". Играет в приемнике какая-то китайская заунывная песня. Водитель сам начал интересоваться откуда мы. Когда услышал: Раша, Москоу тут же переключил свою магнитолу и зазвучала ТАТУ "Нас не догонят". 
Пели в пять ртов: китаец на китайском, мы на русском и Тату на английском... 

7
Ответить

Да, с таиландом не сравнить, там таксиста фиг заткнешь

5
Ответить

Забавная история, а китаянок на вкус пробовать доводилось?

4
Ответить

не пейте змеиную, кровь, пробуйте в китае летучих мышей - и будет вам счастье как и тем, кто вас знает ;)

3
Ответить

Панголинов ещё можно.

Ответить