Как перестать бояться агрессии в переговорах

Агрессии в переговорах часто боятся, как чего-то деструктивного и разрушающего. Страх агрессии, которая гипотетически может встретиться в переговорах, - это самая частая проблема у моей аудитории. Меня зовут Марина Акчурина, я юрист частной практики (в прошлом юрист международной юридической фирмы Cleary Gottlieb) с опытом более 17 лет и бизнес-тренер по переговорам. Я сама веду переговоры, консультирую, преподаю и делюсь многими переговорными приемами и историями в своем телеграм-канале "Переговоры с волками".

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Когда я проводила исследование своей аудитории вопросы про давление, агрессию, хамство в коммуникации были самыми частными и наиболее болезненными:

⛔ незнание, как реагировать на хамство и агрессию;

⛔ страх того, что агрессия в переговорах вынудит согласиться на невыгодные условия и действовать против своих интересов;

⛔ невозможность противостоять "жёсткой манере" ведения диалога собеседником;

⛔ страх конфликтов в переговорах, которые могут привести к потере отношений и т.д.

Этот страх абсолютно понятен, особенно принимая во внимание множество фильмов, в которых жёстким переговорам уделяется повышенное внимание. Ведь это зрелище более захватывающее, чем коммуникация "в рамках приличий".

К сожалению, такой страх играет с нами злую шутку:

  • заставляет отказываться от своих интересов,
  • уступать,
  • терять прибыль,
  • избегать возможностей,
  • не идти вверх по карьерной лестнице.

Хорошая новость в том, что с этим страхом можно работать!

Вот 6 шагов, которые помогут вам перестать бояться любой агрессии в переговорах.

Шаг 1. Понять, что такое агрессия

Агрессия в переговорах часто может быть неосознанной, спонтанной, когда партнер случайно срывается на эмоции.

Она может быть:

  1. вербальной, например, повышение голоса, крики, обвинение, запугивание, сарказм или нецензурная брань,
  2. но может быть и пассивной - игнорирование, сопротивление переговорному процессу, невыполнение обещаний.

Агрессия в переговорах - это не всегда однозначно плохо! Часто это возможность и шанс прямо обсудить острые углы, найти корень проблемы и начать её обсуждать.

Если видеть и понимать причину возникновения агрессии, можно подобрать нужную стратегию и точный механизм ее дезактивации.

Шаг 2. Быть готовым

Вот просто внутренне и психологически быть готовым, что агрессия в переговорах бывает и это нормально. Это возможная часть процесса, а не что-то катастрофическое. Стоит относиться к этому спокойно!

Шаг 3. Сдержать первую автоматическую реакцию

Самый сложный и важный шаг! Нужно постараться сдержать первую реакцию, которая может автоматически возникнуть в момент агрессии.

Это может быть:

❌ импульс проявить ответную агрессию (оппонент ожидает такого шага и воспринимает его как повод для эскалации конфликта);

❌ замораживание/застывание, неконтролируемая пауза (оппонент воспринимает это как признак вашей слабости);

❌ желание встать и выйти из-за стола переговоров;

❌ желание моментально согласиться на требования оппонента;

❌ желание оправдаться (даже просто использовать оправдательные интонации при желании сгладить конфликт) -

«Ну, подождите!», «Зачем же вы так?», «Давайте мы с вами будем общаться культурно», «Давайте искать зоны компромисса»

Все это воспринимается оппонентом как слабость или приводит к эскалации конфликта.

Шаг 4. Взять контролируемую паузу

После того, как мы остановились и предотвратили реакцию автоматическую, нужно быстро и оперативно собраться и понять стратегию дальнейших действий.

Хороший способ в такой ситуации - использовать приём "контролируемой паузы".

Вместо "паузы" можно войти в свое ресурсное состояние другим способом:

  • используйте для этого вдох/выдох,
  • можно незаметно сильно сжать и разжать кулаки,
  • можно даже взять с собой заранее приготовленный талисман, до которого просто дотронуться в кризисный момент.

Главное, заранее продумать, что может быстро вернуть вам почву под ногами в случае кризисной ситуации.

Шаг 5. Применить одну из техник работы с агрессией

Трезвая голова и спокойный разум (шаг № 4) позволят правильно оценить сложившуюся в переговорах ситуацию и выбрать подходящую технику работы с агрессией.

Шаг 6. Практиковать переговоры постоянно

Без практики, к сожалению (или к счастью), ничего не получится. Чтобы избавляться от страхов или оттачивать свои навыки, обязательно придется практиковать. Как можно чаще!

2 ПРИМЕРА ТЕХНИК РАБОТЫ С АГРЕССИЕЙ В ПЕРЕГОВОРАХ

Техник работы с агрессией очень много. Понимая причины агрессии можно подбирать наиболее подходящие приемы и оттачивать свое мастерство.

А я для начала дам вам 2 работающих варианта:

Техника № 1. "Заезженная пластинка"

Как перестать бояться агрессии в переговорах

«Заезженная пластинка» – хорошая техника в тех случаях,

  • когда вы уверены в своей позиции и праве относительно чего-то;
  • когда очевидно, что собеседник вас не слышит и не хочет слышать, а для вас возникший вопрос имеет принципиальное значение;
  • когда у вас есть позиция которая для вас супер важна;

Ее суть состоит в отстаивании своей позиции путем постоянного повторения фразы (что именно вы хотите получить или узнать). Причем, фраза условно должна состоять из двух частей:

  1. высказывание понимания точки зрения собеседника,
  2. формулировка вашей позиции.

Первая часть может изменяться, в зависимости от контекста разговора, вторая же – остается практически неизменной.

– Да, мы все понимаем, но для нас этот пункт очень важен...

– Да, да, мы все понимаем, ваши объяснения слышим, но для нас пункт очень важен...

– Да, вы правы, такое действительно бывает, но для нас пункт очень важен....

📌 Эта техника очень действенна, хотя использовать ее можно не во всех ситуациях. Кроме того, нужно иметь выдержку и психическую устойчивость (которая тренируется).

📌 А еще нужно понимать, что если и вторая сторона будет использовать эту технику, переговоры могут зайти в тупик.

Техника № 2. "Консультация у другой стороны"

Изображение из свободных источников и носит шуточный характер
Изображение из свободных источников и носит шуточный характер

Очень интересная техника. Ее можно использовать:

  • когда вам предлагают что-то такое, что в реальности реализовать очень сложно или невозможно;
  • когда вы хотите, чтобы сейчас поговорила другая сторона, а не вы.

Суть в том, что вы пытаетесь спросить у другой стороны, как бы она повела себя на вашем месте. И дальше смотрите, что она сможет вам ответить и предложить.

– Вы нам предлагаете принять вот эти условия, а как мы можем их принять?

- Если бы вы находились на нашем месте, как бы вы приняли такие условия? Что бы вы сделали?

Смысл данной техники в том, что иногда, когда другая сторона начинает говорить от вашего имени,

  1. она может предложить вам какие то решения, которые в конечном итоге вас и устроят;
  2. либо начнет сама понимать что та позиция, которую она предлагает, просто нереализуемая.

Благодаря этому может получится сместить другую сторону с той позиции, которую она занимает.

Это было описание 2-х интересных техник, которые можно противопоставить агрессии в переговорах. Стоит понимать, что, чем большее количество переговоров вы проведете, тем более эффективными станут ваши переговорные навыки.

Чтобы точно перестать бояться агрессии в переговорах и самих переговоров - надо проводить их постоянно!

Проводить, применять техники, анализировать ошибки и результаты.

Если вас интересует тема эффективной коммуникации в бизнесе и жизни, подписывайтесь на мой телеграмм-канал "Переговоры с волками".

❗ Если вы хотите узнать больше про работу с давлением и агрессией, вы можете приобрести запись мастер-класса "Как противостоять агрессии в переговорах". Тут можно почитать о нем подробнее.

📌 И обязательно изучите рубрику "Переговорная мастерская", где мы разбираем и анализируем фрагменты из фильмов и решаем переговорные задачки.

Хорошего чтения!

55
11 комментариев

Статья рассказывает о преодолении страха агрессии в деловых переговорах

Саммари:
- Агрессия в переговорах может быть спонтанной
- Страх агрессии часто ухудшает переговорные позиции
- Идентификация и правильная реакция на агрессию важны
- Шаг 1: Понять агрессию (вербальная и пассивная)
- Шаг 2: Быть готовым к агрессии
- Шаг 3: Сдержать автоматическую реакцию
- Шаг 4: Взять контролируемую паузу
- Шаг 5: Применить технику работы с агрессией
- Шаг 6: Практика переговоров
- Техника 1: "Заезженная пластинка" для отстаивания позиции
- Техника 2: "Консультация у другой стороны" для поиска решений
- Постоянная практика улучшает навыки переговоров

Стараюсь выделять самое важное для вас.

3
Ответить

Я лет 20 работала с ИТ и очень переживала, что в агрессивных переговорах меня никто не слышит... я грешила на слабый голос, на неумение аргументировать.. Прошла пару курсов и даже посешала курсы вокала, чтобы сделать голос мощнее.. А потом заговорила матом.. И - аллилуйя.. зал затих и сказал: "Точно, она говорит правильно!"

2
Ответить

Да, в каждой конкретной ситуации – свои методы) К сожалению, иногда людям проще «понять» такой формат) Но интересно, что существует миф, что люди с тихим голосом не могут быть успешными переговорщиками. Конечно же, сильный голос добавляет баллов, но это далеко не самый важный аспект. Самый крутой переговорщик, которого я когда-либо встречала – это хрупкая девушка с очень тихим голосом. Самые громкие и агрессивные оппоненты-мужчины пасовали перед ней. Против ее тщательно проработанной позиции, нереального самообладания и умения парировать любые аргументы никто не мог ничего противопоставить.

2
Ответить

Не думаю, что агрессия уместна

1
Ответить

К сожалению, агрессия в коммуникации есть и ее много. Можно считать, что она уместна или нет, но пока тенденций на ее уменьшение не видно.

Я сама амбассадор переговоров, основанных на взаимных интересах (это возможно в большинстве случаев), стараюсь показывать людям, что это на самом деле гораздо выгоднее) Но уметь иметь дело с агрессией – это навык абсолютно необходимый, иначе слишком от многого придется отказываться.

Кстати, уметь работать с агрессией – не равно вести себя агрессивно в ответ. Нужно понимать, что это за агрессия. Есть просто эмоции (от бессилия, отчаяния, гнева), есть попытка надавить, когда другие методы исчерпаны, есть просто холодная манипуляция и т.д.. И в каждом случае применять соответствующие техники.

1
Ответить

агрессия заложена в любом индивидууме на уровне эволюции

Ответить

меня всегда учили , что если чувствуешь признаки агрессии от другого человека , нужно нападать первым , на первых порах так и было, а потом понял, что не обязательно отвечать на агрессию так же, можно спокойно поставить человека на место, главное сдержать порыв

1
Ответить