Как выйти на маркетплейсы и не нарваться на штрафы и компенсации

Если вы твердо приняли для себя решение стать селлером, то эта статья для вас.

Оговорюсь сразу: вопросы закупки, продажи, аналитики и т. п.- это не ко мне.

Я-юрист и помогаю не нарушать закон. А если он нарушен, то минимизировать последствия.

Вернемся к нашей теме.

Первое, что нужно сделать, это открыть ООО или зарегистрироваться в качестве ИП. Последнее будет быстрее и дешевле. Кроме того, если вы в процессе деятельности что-то нарушите, то административные штрафы для ИП в разы меньше, чем для ООО (читайте об этом ниже).

Второе-определиться с товаром, которым вы будете торговать (можно поменять эти пункты местами).

При этом вам необходимо знать, что есть товары, подлежащие обязательной сертификации и декларированию. Перечень их установлен Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2021 № 2425 и постоянно обновляется. На одни товары выдаются сертификаты соответствия (например, трубы полимерные, цемент, радиаторы отопления), на другие-декларации (керамическая и стеклянная посуда, различные комбикорма, средства по уходу за контактными линзами и т. д.).

Если ваш товар не подлежит ни сертификации, ни декларированию, можно запастись отказным письмом. Законодательно его оформление не предусмотрено никакими нормативными актами. Письмо носит чисто информационный характер о том, что конкретный товар не включен в список, предусмотренный Постановлением Правительства, и действительно до тех пор, пока товар не включат в этот список.

Для чего нужно отказное письмо? Цитирую оферты:

Вайлдберриз

9.5. Предоставление документов.

9.5.1. Продавец обязан по запросу от Вайлдберриз и/или потребителя предоставить все необходимые документы на реализуемый Товар (декларации о соответствии, сертификаты соответствия, свидетельство о государственной регистрации продукции, регистрационное удостоверение на медицинское изделие и т. п.) в течение 3 рабочих дней с момента поступления запроса. Если документы не будут предоставлены, Карточка Товара, в отношении которого был отправлен запрос, может быть заблокирована.

Озон:

1.5 Предоставление документов

Продавец обязан в течение 3 рабочих дней с даты направления запроса предоставлять Ozon заверенные копии любых запрашиваемых документов, подтверждающих соответствие товара требованиям применимого законодательства и Договора.

Несмотря на то, что маркетплейсы не запрашивают при регистрации сертификаты, декларации и отказные письма на продукцию, продавцы должны быть готовы предоставить эти документы в любой момент. Если не предоставить документы, то площадки могут заблокировать карточки соответствующего товара и наложить штрафы.

Как правило, маркетплейсы запрашивают указанные документы по требованию покупателей. Последние, не удостоверившись в безопасности товара, могут и в соответствующие контрольно-надзорные органы пожаловаться. В этом случае продавец может быть привлечен к административной ответственности по ст. 14.45 КоАП РФ с наложением штрафа на ИП — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей, на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Ряд товаров помимо сертификации/декларирования подлежит также маркировке. Перечень этих товаров можно узнать на сайте «Честный знак». Там же содержится вся необходимая база знаний по этому вопросу.

За отсутствие маркировки предусмотрена административная ответственность по ст. 15.12 КоАП РФ.

Так же маркетплейсы против торговли контрафактным товаром. Поэтому закупайте его либо у производителей, либо у официальных дилеров. У них же требуйте договоры (включая лицензионные) /соглашения на использование объектов авторских прав/товарных знаков/патентов.

Надеюсь, с товаром немного разобрались.

Теперь открываем магазин. Вы можете указать в качестве продавца себя как ИП или наименование своего ООО. А можно придумать красивый логотип и зарегистрировать его в качестве товарного знака. Этот вариант в последнее время пользуется все большей популярностью. Потратившись один раз на товарный знак вы сможете 10 лет (именно на такой срок Роспатент выдает свидетельство, его можно продлевать неограниченное количество раз) работать спокойно, заведомо зная, что сможете «отбиться» от претензий других правообладателей и патентных троллей. А ведь размеры компенсации предусмотрены немаленькие- от 10 тысяч до 5 млн. рублей.

Аналогичная ситуация возможна и при размещении в своем магазине чужой карточки товара. Не забывайте, что любая фотография либо разработанная дизайнером карточка товара является объектом авторского права. За ее копирование помимо вышеуказанной компенсации в пользу правообладателя продавцу придется заплатить штраф (для ВБ-25 тыс. рублей за каждую карточку товара). Кроме того, маркетплейсы могут заблокировать как отдельно взятые карточки, так и весь магазин нарушителя. А это, как вы понимаете, влечет простой в работе и убытки в виде неполученной прибыли.

Поэтому делаем вывод: за карточками обращаемся к фотографу/дизайнеру, обязательно составляем с ним договор и храним его у себя, желательно пожизненно (шутка. Просто к одному из моих клиентов претензия от правообладателя пришла через 2 года после закрытия им магазиа).

Если у вас возникли вопросы по регистрации товарного знака, к вам пришла претензия от правообладателя либо вы обнаружили нарушение своих прав на интеллектуальную собственность, можете обратиться ко мне:

8-920-219-08-08 -любой мессенджер

ipyurist77@mail. ru

2 комментария

Больше про интеллектуальную собственность на маркетплейсах, ееее!
Юлия, а сталкивались ли в с тем, что клиенту приходит претензия на маркетплейсе от заявителя, у которого всего лишь заявка на товарный знак?

Анна, таких пока не было. Чаще фото "воруют" , ну и ТЗ, конечно

1