Критерии отличия команды от коллектива (и что с ними делать)
Jobby рассказывает, как из группы людей сделать команду единомышленников, способную достигать самые амбициозные цели.
«Не финансы, не тактика, не технологии, а именно работа команды в силу своего потенциала и неповторимости является основным звеном деятельности компании. <…> Командная работа — значительное конкурентное преимущество: в отличие от организаций, терпящих крах, в преуспевающих компаниях она встречается почти всегда», - пишет в своей книги «Пять пороков команды» Патрик Ленсиони, основатель и президент консалтинговой компании The Table Group.
Но в чём же разница между группой людей и командой? Каждый, кто хочет работать в команде, сам для себя определяет, какие критерии будут отличать его команду от коллектива.
Основная специализация HR-агентства Jobby - формирование и развитие эффективных команд. Мы вывели для себя пять основных критериев, без которых точно никак не обойтись:
- наличие единой цели;
- четкие роли и зоны ответственности;
- признанный командой лидер;
- единое информационное поле;
- доверие.
Наличие единой цели
Во-первых, чёткость целей является мотивирующим фактором для всей команды. Чем яснее цель, тем вероятнее yспех. Эффективность работы увеличивается в среднем на 16%, когда частью деятельности команды становится самостоятельная постановка себе цели. Однако здесь есть важное условие, все члены команды должны одинаково понимать эту цель и способы её достижения. Тут может помочь система SMART или OKR (мы писали об этом в предыдущих рассылках).
Во-вторых, у команды должна быть личная заинтересованность в достижении цели. Смогут ли члены вашей команды на вопрос «Зачем вы участвуете в проекте?» дать развернутый, эмоциональный ответ или ответят что-нибудь вроде «Мне за это платят»? Найдите с каждым членом команды ответ на вопрос «Как мне поможет то, что я делаю, достигнуть yспеха в жизни?». Это существенно увеличит шансы на командный yспех.
Четкие роли и зоны ответственности
В эффективной команде у каждого участника чётко определены функциональные обязанности, полномочия и зоны личной ответственности. В противном случае, возникает большая вероятность «перетягивания одеяла» и перекладывания ответственности друг на друга. Выпишите все зоны ответственности каждого члена команды и посмотрите, где есть пересечения. Определите "правила игры" для этих зон: кто и за что будет отвечать.
Также, могут быть введены дополнительные командные роли, например, критик или эксперт. Если сотруднику прекрасно удаётся поднять командный дух и найти нужные слова, когда у кого-то опускаются руки, отдайте ему роль вдохновителя и проговорите, как и когда ему необходимо включаться.
Признанный командой лидер
У эффективной команды должен быть признанный всеми членами команды, лидер. Лидер — мотор команды, он должен обладать движущей силой и энергией, настойчиво вести всю команду к достижению общих целей.
Лидер отвечает за командный результат и умеет слышать мнение каждого участника, команда в ответ обязуется слушать и принимать все финальные решения лидера.
Если эта связка рвётся, то результата не будет. На бывает yспеха, если лидер не берёт ответственность за результат и говорит, что это не его, а командное решение. Так же как не бывает yспеха там, где решения лидера не принимаются к исполнению.
Наличие общего информационного поля
Чтобы принимать правильные решения, необходимо владеть актуальной информацией. Внутри эффективной команды обмен информацией происходит быстро и без искажений. Общий трекинг движения к командной цели, открытое обсуждение вопросов, оперативное информирование о новостях и изменениях - лишь малая часть того, что должно быть в общем информационном поле.
Воплотить это построив систему из регулярных очных встреч команды, рассылок со статусом и ключевыми новостями (в дополнение к обновляемому в режиме реального времени трекинга движения к цели) и общего чата для оперативного обсуждения срочных вопросов.
Доверие
И последний критерий, но не по значимости - доверие. Его сложно измерить, но вы его точно почувствуете. Это может показаться странным, но побед добиваются те команды, в которых существуют обычные человеческие взаимоотношения. Доверие не появится за один день, однако его можно развить, если усиленно работать в этом направлении. Несколько способов развития доверия:
- проводите время командой вне работы, общайтесь на личные темы;
- открыто говорите о своих ошибках и слабостях;
- давайте и принимайте обратную связь.
Командной работы не всегда просто добиться, но сама по себе она ничего сложного не представляет. Оценить сплоченность команды по-настоящему можно по результатам, которых она стремится достичь и достигает.
Сплачивайте ваши команды и достигайте вместе поистине выдающихся результатов!