Новая бизнес-реальность

Как вести свой бизнес дальше в этом году?

​Как вести свой бизнес дальше в новом году?
​Как вести свой бизнес дальше в новом году?

Что происходит во всем мире? Государства и глобальный бизнес борются за свое выживание в игре все против всех или каждый за себя. Хотя Евросоюз можно считать частично коллективной структурой. Ситуация не изменится быстро. Вмешался еще и биологический фактор. Вакцины от вируса появятся не раньше лета.

До этого момента задач у любого государства в мире три:

1. Минимизировать число тяжелых больных в моменте из-за крайней ограниченности мест для их излечения. Про «вылечить всех» разговора не может быть. Италия как пример. Оценки ученых говорят о том, что порядка 60% населения Земли независимо от их желания пройдет испытание вирусом в этом году. Даже 1% потерь будет трагедией.

2. Сохранить экономическую активность в этих условиях. Без нее начнутся проблемы у государства по всем параметрам. Люди без средств к существованию выйдут с кистенем и топором на большую дорогу. Это создаст проблемы для капитала.

3. Сохранить свою легитимность. Модели такого сохранения мы уже видим. От российской благостной картинки (мы только тяжелых и прилетевших проверим, чтобы нас не пожурили сверху, а на тотальную диагностику денег нет) до активных и очень жестких китайских мер (никого не интересуют ваши мнения и свободы, будешь делать то, что нужно)

Две новости. Одна из них плохая для вас.

Наблюдая общую картину глобальных и локальных событий в течение нескольких недель, анализируя лучшие идеи и уже получаемый практический опыт бизнеса, можно сказать, что этот год заставит вас изменить ваши бизнес-модели и сам подход к бизнесу. Даже если вы против этого, клиенты уже поменяли свое поведение и скорее всего в этом году назад они его не вернут. Значит нужно уже сегодня настроить вашу бизнес-модель, ваш бизнес под новые условия.

Если вы были убыточны в последние 5 месяцев или были в легком плюсе, ваши организаторские и предпринимательские способности не пройдут проверку новыми условиями. Это объективно, друзья мои. Если вы были в плюсе последние 5 месяцев или сверхдоходными, шансы выжить как бизнес у вас существенно выше. Особенно, если есть резервы на изменения.

Теперь хорошая.

Рынки не обнулятся совсем. Сожмутся. Некоторые очень сильно – HoReCa, туризм, пассажирский транспорт. До 90%. Но они останутся. Значит останутся те, кто будет здесь зарабатывать. Осталось только понять, как это делать. Универсальных рецептов здесь не будет. От человеческого труда нам не уйти. Но основные моменты новых моделей ведения бизнеса мы уже можем зафиксировать. И начнем с главного, с пересоздания самой модели.

1 Изменение модели бизнеса сейчас

Потребуется дополнительная экспертиза по этой теме – маркетинг, финансы, digital, управление, проектное управление. Ее можно найти как внутри компании, так и вне ее. Бюджет от условно бесплатного с карьерными возможностями для внутренних экспертов до закупки оптом времени внешних экспертов. Сейчас это довольно просто сделать через социальный сарафан. Даже я смогу подсказать кое-то, понимаю, как вам сейчас сложно.

Новая модель бизнеса потребует быстрого тестирования и внедрения. Быстрого. Здесь не должно быть сантиментов. Если у вас не получается – поговорите с экспертами. Ждать уже нельзя. Время сейчас стоит дорого, дороже чем вы будете ждать инсайтов от себя.

2 Дистанция людей

Вывести все процессы в автоматический режим нельзя по причине ограниченности ваших ресурсов и отсутствию таких системных решений в принципе. Поэтому все решения должны быть направлены на увеличение дистанции между людьми: сотрудниками и клиентами. Решения могут быть разными и комплексными:

1. Сменный график для людей. Один работает за троих, но в три раза реже и так по очереди. Выспавшиеся люди лучше соображают и меньше болеют

2. Домашний офис. Системы доступа к своим рабочим компьютерам есть, средства цифровой связи готовы передавать практически любые данные

3. Дистанция при разговоре – 1-2 метра. При рассадке людей внутри офиса, на презентации и т.д. Дистанция как знак заботы о клиентах и сотрудниках

4. Отмена всех рукопожатий. Приветствия ногами, поклонами, кивком головы, намасте (сложенные вместе ладони в стиле буддизма). Это даже клево!

5. Наличие мыла и дезинфицирующей жидкости на входе, в туалетах

6. Работа в контактных зонах с масками и в перчатках. Это не так дорого, как искать персонал, когда ваш незащищенный заболеет

7. Сокращение наличности. Бесконтактные платежи и безналичные деньги сокращают передачу инфекции от людей к людям

8. Выдача товара. Упрощение всех процедур выдачи и заполнения документов, сокращение времени контакта.

9. Доставочные сервисы. Тут в принципе все понятно и есть откуда списывать лучшие практики

10. Перемещение встреч и переговоров в цифровые коммуникации без командировок и использования общественного транспорта

Для нас этот опыт будет сложнее внедряться. Но он возможен. Данные о ситуации в Японии говорят о том, что национальные правила уважения к окружающим, их здоровью и прабабушкины правила «Угай, тэ-арай, суймин» (Полоскать горло, мыть руки, высыпаться) позволили в условиях тесноты японского метро, переработок и сжатости личного пространства показать двойное сокращение сезонного гриппа и очень сдержанное распространение вируса. Бизнес в Японии не остановлен, просто работает в новых условиях. Как раз в рамках указанных выше решений.

3. Системы доступа и контроля

Они есть и сегодня, благодаря развитию цифровой коммуникации. Речь идет как о них, так и о второй, более значимой составляющей – логика доступа и контроля. Оцифровка неудачных или дорогих бизнес-процессов не даст ничего кроме прироста издержек. То есть и бизнес-модель должна быть разумной и бизнес-процессы эффективными. Тогда ваши расходы на контроль сокращаются.

Примеров тому было много и в мирное время. Реинжиниринг бизнес-процессов коммерческих служб, логистики, закупок, производства обычное явление в каждом из коротких проектов по созданию систем управления. Так простая маршрутизация и алгоритмизация работы супервайзеров и торговых представителей в работе с мясом, или сокращение длительности этапов логистики орехов и сухофруктов, или создание распорядка дня по типам задач в отделах сбыта и тендеров в системах телекома и связи дают сокращение затрат от 7% до 28%. При больших оборотах это существенная прибыль и сокращение рабочего капитала компании. Что дает вам хорошие шансы пережить разрывы ликвидности сейчас и в этом году.

Системы контроля за ТМЦ и контроля за действиями сотрудников и их результатами может быть внедрена с помощью систем BI. Состояние компании можно видеть в любую минуту по любым параметрам в любой точке Земли с интернетом на экране мобильного телефона. Однако само внедрение BI без переборки системы управления не дают эффекта. Это, наверное, понятно. Изменение системы управления в режиме проекта возможно от 2 месяцев. Нужны ресурсы и мотивация. Как ваша личная, так и участников проектной группы. Можно обойтись внутренними силами. Можно добавить внешней экспертизы по вашему бюджету. Как это лучше сделать?

4 Мониторинг клиентов

Сегодня маркетологов в стране больше, чем таксистов. Как вы заметили это не помогает. Скорее мешает. Изучение изменений в поведении клиентов должно быть поставлено на ежедневной основе. Клиентское поведение, как вы увидели, стало максимально подвижным. Сейчас в одной банковской сфере можно внедрять до десятка новых продуктов в новых условиях. Кто первый заметил, тот первый поймет, тот первый выведет новый продукт, тот первым соберет урожай прибыли.

Как внедрять мониторинг клиентов, анализ и разработку новых продуктов? Нужна настройка системы контроля и системы управления. Если раньше отчеты делались по итогам недели, возможно сегодня их нужно собирать каждые 6 часов. Дистанционные контакты с клиентами нужно делать чаще. Вообще период настройки чего-либо обычно этого и требует. Можно сделать все проектной командой своей, можно привлечь внешних экспертов. Время ваше дорого вам обходится без решения.

5 Финансовые потоки

Сложная тема, но попробую объяснить в нескольких словах. Регулярность поступлений в сегодняшних условиях имеет большее значение чем размер, который может сжиматься. Не стоит копить задолженность, лучше быстро ее реструктуризировать – о регулярных расчетах, путь меньшими суммами. Этот опыт антикризисного управления деньгами спас за 20 лет работы много компаний. Если у вас опытный финансист – он подскажет и настроит. Если в периметре вашего ближайшего окружения такого нет, то выше я уже подсказал решение. Важно действовать.

Второе финансовое решение, которое прекрасно работает на практике – это сокращение запасов. Нам кажется заманчивым купить большую партию с хорошей скидкой. В результате происходит заморозка ваших денег в товаре или сырье. Это нарушает мой первый тезис про сохранение потока денег. Посмотрите, как выглядит формула компании Дюпон про оборачиваемость и наценку. С наценкой 1% можно заработать 200% годовых на свой капитал. И с наценкой 200% можно заработать 1% годовых на свой капитал. Понимаю, что финансы довольно специфичная тема. Но решения как решить вашу ситуацию есть. Думать нужно, но уже пора прекращать эти раздумья и последовательно действовать.

Верю в вас, в вашу разумность и удачу!

Берегите себя, уважайте ваших сотрудников и клиентов, берегите стариков, им сейчас очень страшно и трудно.

Да пребудет с вами Прибыль!

55
3 комментария

Про финансы точно написали. От заказчиков платежи сейчас здорово застопорились. Особенно с ближнего зарубежья. Не могут обычным способом - автоперевозками, товар забрать. Соответственно платежи откладывают. Ситуация не здоровая.

Ответить

Спасибо!!

Ответить

Вместе мы сила)

Ответить