Первые штрафы за нарушение правил о маркировке: теория и практика

Первые штрафы за нарушение правил о маркировке: теория и практика
Дарья Резникова 
Специалист направления "IT и персональные данные" 

В ноябре 2023 года было возбуждено первое административное дело по вступившим в силу в сентябре того же года частям 15, 16, 17 ст. 14.3 КоАП РФ, предусматривающим ответственность за нарушение ст. 18.1. Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе).

На своем сайте мы делали обзорную статью об этих изменениях, где рассказывали о характере новых штрафов, их размере и особенностях.

В этой статье мы поговорим о практике применения санкций за нарушение правил о маркировке рекламы.

Одно из первых административных дел о нарушении правил маркировки интернет-рекламы в соответствии с ч. 16 ст. 18.1 Закона о рекламе возбудило Нижегородское УФАС в отношении владельца Telegram-канала «Мой Нижний Новгород» (Постановление Нижегородского УФАС России от 04.12.2023 по делу № 052/04/14.3-2678/2023). Владельцу канала назначили штраф размером 2 000 руб. (ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ).

Почему такой маленький штраф?

Мы предполагаем, что уполномоченные органы сначала идут по пути применения ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, этой нормой предусмотрен более мягкий штраф за нарушение рекламного законодательства, чем частями 15-16 ст. 14.3 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, за нарушение законодательства о рекламе физическими лицами грозит штраф в размере от 2 000 до 5 000 руб. Нижегородское УФАС в Постановлении от 04.12.2023 по делу № 052/04/14.3-2678/2023 делает акцент на следующие обстоятельства:

  1. Правонарушение было совершено лицом впервые.
  2. Отсутствуют смягчающие и отягчающие обстоятельства.

  3. Непродолжительное время совершения правонарушения — с 02.09.2023 по 12.09.2023, т. е. всего 10 дней – это обстоятельство также могло сыграть роль в назначении минимальной санкции.
  4. При этом правонарушение не признается малозначительным и освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием нельзя.

Санкция за повторное правонарушение

Несмотря на наложение штрафа, администратор канала восстановил удаленные материалы в упомянутом Telegram-канале, после чего по жалобе физического лица провели повторную проверку. По ее итогам материалы предыдущего дела были переданы в Роскомнадзор.

16 ноября 2023 г. Роскомнадзор вынес определение о возбуждении дела по привлечению за административное правонарушение, предусмотренное уже не ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, а недавно введенной ч. 16 ст. 14.3 КоАП РФ. Повторное размещение ненадлежащей рекламы Роскомнадзор посчитал нарушением ч. 17 ст. 18.1 Закона о рекламе.

12 декабря 2023 г. Роскомнадзора вынес постановление № ПО-52/3/363, согласно которому владельцу Telegram-канала был назначен штраф в размере 30 000 руб. (ч. 16 ст. 14.3 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от 30 000 руб. до 100 000 руб.).

При рассмотрении дела Роскомнадзор учел следующие смягчающие обстоятельства (ст. 4.2 КоАП РФ):

  1. Раскаяние лица, совершившего правонарушение.

    На основании смягчающих обстоятельств был вынесен минимальный штраф по ч. 16 ст. 14.3 КоАП – 30 000 руб.

  2. Добровольное прекращение противоправного поведения (владелец канала удалил ненадлежащую рекламу).

  3. Правонарушитель оказывал содействие в ходе производства по делу.

На основании смягчающих обстоятельств был вынесен минимальный штраф по ч. 16 ст. 14.3 КоАП – 30 000 руб.

Таким образом, при совершении административного правонарушения впервые, вероятнее всего, дело будет возбуждено УФАС по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ. Предусмотренная ею ответственность ниже, чем по частям 15 и 16 ст. 14.3 КоАП РФ.

Однако если произойдет повторное правонарушение, то дело будет передано в Роскомнадзор, который может применить ч. 16 ст. 14.3 КоАП РФ.

Иные случае из судебной практики

Анализируя практику рассмотрения дел, возбужденных в связи с нарушением законодательства в сфере рекламы, можно прийти к выводу, что УФАС на данный момент применяет лишь ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в качестве наиболее щадящей меры юридической ответственности и зачастую выносит штрафы по нижней границе санкции при отсутствии отягчающих обстоятельств.

Так в Постановлении Тюменского УФАС России от 25.10.2023 по делу № 072/04/14.3-496/2023 юридическому лицу был назначен штраф по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ в размере 110 000 руб. (при санкции от 100 000 руб. до 500 000 руб.). Компания нарушила не только ч. 16 ст. 18.1 Закона о рекламе, но и ч. 7 ст. 24 Закон о рекламе, поэтому штраф превышает минимальный размер на 10 000 руб. (также отсутствовали отягчающие обстоятельства).

В Постановлении Кемеровского УФАС России от 28.02.2024 по делу № 042/04/14.3-168/2024 предприятию также был назначен административный штраф в размере 100 000 руб. за нарушение ч. 16 ст. 18.1 Закона о рекламе. УФАС признало лишь одно нарушение, отсутствовали отягчающие обстоятельства, а также был сделан вывод о наличии смягчающего обстоятельства — совершения административного правонарушения впервые. Нарушителю назначили минимальный возможный штраф по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Приходим к выводу, что крупные штрафы за нарушение правил маркировки Интернет-рекламы, предусмотренные частями 15-16 ст. 14.3 КоАП РФ, на данный момент практически не применяются, за исключением случаев неоднократного нарушения соответствующих норм со стороны правонарушителя.

Как снизить сумму штрафа?

Согласно рассмотренной практике УФАС и Роскомнадзора, для назначения наименьшего штрафа из возможных важны следующие обстоятельства:

  • отсутствие отягчающих обстоятельств и лишь одно нарушение законодательства о рекламе;

  • добровольное прекращение противоправного поведения, т. е. удаление ненадлежащей рекламы;

  • раскаяние лица, совершившего правонарушение, в качестве смягчающего обстоятельства;

  • содействие лица, совершившего правонарушение, в ходе производства по делу.

Таким образом, на данный момент возможно пройти по низшему пределу санкции, учитывая ряд факторов: совершение правонарушения впервые, смягчающие обстоятельства, признаки малозначительности нарушения. Если принять эти обстоятельства во внимание, риски наложения крупных штрафов снижаются.

Чтобы избежать штрафов, связанных с нарушениями правил о маркировке рекламы, необходимо соблюдать требования рекламного законодательства, а также рекомендации, разработанные уполномоченными органами.

Юристы ЦПО групп готовы ответить на любые вопросы о маркировке интернет-рекламы, а также оказать услуги, связанные с защитой интересов лица при рассмотрении дел о нарушениях рекламного законодательства.

Контакты для связи:

Резникова Дарья

+7 (812) 603-45-25 (доб. 555); +7 969-210-37-42

E-mail: cpo36@pravorf. ru

ТГ-аккаунт @DariaRezzzz_CPO

Много интересного контента по правовым вопросам в сфере IT, рекламы, персональных данных, мы публикуем

Подписывайтесь и изучайте!

1010
2 комментария

в качестве наиболее щадящей меры юридической ответственности и зачастую выносит штрафы по нижней границе санкции при отсутствии отягчающих обстоятельств.это конечно можно отнести к категории плюсов , но какие факторы являются отягощающими ?

Здравствуйте, Эльчин. Спасибо за вопрос!

Перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, закреплен в статье 4.3 КоАП РФ. К ним относятся:
• продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных лиц прекратить его;
• повторное совершение однородного правонарушения;
• вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
• совершение правонарушения группой лиц;
• совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
• совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования.

На практике в делах о нарушении правил маркировки рекламы к отягчающими обстоятельства можно отнести продолжение противоправного деяния - когда уполномоченный орган выдал предупреждение, но со стороны лица не поступило действий по удалению ненадлежащей рекламы.