Законно ли продавать услуги по очернению конкурентов

Законно ли продавать услуги по очернению конкурентов

Привет, vc.ru.

Меня зовут Александр, я хочу создать автоматизированный сервис, который предоставлял бы услуги, направленные на ухудшение позиций конкурентов. Позиции во «ВКонтакте», поисковых системах, YouTube, репутация среди подписчиков, репутация среди потенциальных клиентов и так далее.

Сами действия будут осуществляться без каких-либо взломов тех ресурсов, с которыми будет идти работа. Всё будет осуществляться такими методами, которые осилит любой обычный человек, только во много раз быстрее и автоматически. Само собой, с грубым нарушением правил самих ресурсов.

Законно ли это?


Отвечает Владимир Беляев, координатор «Центра управления законом»

Александр!

Если ружьё висит в первом акте, оно обязательно выстрелит во втором.

Оказывая услуги, «направленные на ухудшение позиций конкурентов», да ещё и «с грубым нарушением правил самих ресурсов», вы не только роете себе уютную яму на городском кладбище мёртвых стартапов, но ещё и подставляете своих клиентов.

Я рискну отступить от своего правила и процитирую первый пункт пятнадцатой статьи ГК РФ: «лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере».

«Полное возмещение убытков» — это то, что должно вам сниться каждую ночь. Если вас поймают за руку, вам придётся компенсировать объекту ваших действий реальный ущерб, упущенную выгоду и расходы на госпошлину, юристов, нотариусов и экспертов.

Если вам кажется, что не всё так плохо, расстрою: помимо прочего придётся компенсировать вред, нанесённый деловой репутации своих клиентов и их конкурентов, а заодно и разбираться с антимонопольной службой: недобросовестная конкуренция — non penis canina est. Порукой тому — статьи 152 ГК РФ и 14 ФЗ «О защите конкуренции» соответственно.

Посчитаем, у кого есть основания зарядить вам иск. Первая категория лиц — конкуренты ваших клиентов: здесь налицо причинно-следственная связь между вашими действиями и разгромными для них последствиями. Вторая категория лиц — социальные сети: вы нарушаете их правила, убивая их репутацию в глазах рекламодателей, что тоже влечёт убытки. Третья категория лиц — ваши клиенты: как только вы проиграете первый иск, они присоединятся к хору добросовестных участников рынка, чтобы не оказаться с вами в одной лодке.

К сожалению, я всего лишь гуманитарий и поэтому не могу точно спрогнозировать ваши расходы на организацию инновационного стартапа, однако я предполагаю, что парочка подобных исков навсегда отобьёт у вас охоту к подобным бизнес-идеям.

Конечно же, в этой вселенной есть некоторая вероятность того, что вас не поймают. В этом случае идея вашего бизнеса сводится к «всех обмануть, пока не поймали», а это, на мой взгляд, совсем не бизнес. По возможности избегайте этого.

12 комментариев

Законно, если вашим клиентом будет государство.

8
Ответить

В этом случае не только законно, но и традиционно.

Ответить

А какая разница, законно это или нет? Автор собрался платить налоги с этого что ли? Ахахахах.

7
Ответить

Детская травма автора этого сервиса дала о себе знать.

5
Ответить

Вот из за таких как автор у нас жопа с экономикой. Конкуренция - не здоровая, инвестировать мало желающих. Потом, если автор поднимется, его сервис станет небходимым условиям выживания бизнеса. Да уже много таких как он. Меня недавно шантажировали, что если я не куплю для своих клиентов сервис скликивания, это сделают конкуренты и будет поздно. Я отказался. Но скоро может наступить время, когда будут друг друга скликивать. А потом дружно будете перекладывать ответственность на чиновников за то, что зарплаты низкие и курс доллара заоблачный...

1
Ответить