Как я сделал тренажёр-задачник для дизайнеров продукта
Я Андрей, Senior UX Designer в Raiffeisen Bank. Тут я расскажу про все этапы запуска своего пет-проекта — от идеи до первых денег.
Для тех, кто не хочет читать всё, я выделил основное:
- Я сделал сайт с продуктовыми задачами и личными консультациями для дизайнеров продукта — https://whiteboard.framer.wiki/
- Я запустил проект за пару недель самостоятельно
- За полтора месяца после запуска заработано >40к рублей на 1-1 консультациях, всего на сайт пришло ~1.2к человек
А теперь по-порядку.
Как появилась идея
1.5 года назад, пока я работал в Cloud.ru, я внедрял в процесс найма дизайнеров этап whiteboard вместо тестового задания (а-ля live-coding для разработчиков). В тот момент я перерыл много инфы и заметил, что в ру-сегменте интернета не так уж много чего-то полезного на эту тему.
Тогда я старался наращивать популярность whiteboard в РФ, писать об этом статьи на разных ресурсах (про внедрение и фреймворк на VC) и в своем tg-канале. Не могу обосновать связь себя и текущей популярности whiteboard в РФ, но факт остается фактом:
За прошедшие полтора года whiteboard появился в компаниях OZON, Avito, Tinkoff, Raiffeisen Bank, Самокат, Самолет и других
В феврале 2024 я узнал о том, что whiteboard все чаще cтал встречаться как этап собеседования, и вспомнив свой опыт, решил посмотреть — а стало ли больше инфы в ру-сегменте интернета? Так вот, не стало. Тогда я подумал, что было бы здорово иметь какой-то портал/базу знаний, где можно узнать больше о формате и о том, как проходить whiteboard. Ну и совсем шикарно было бы иметь опцию «попрактиковаться».
При этом, я примерно прикинул сколько денег может быть в этом продукте:
→ пошел на linkedin
→ сделал выборку по всем продуктовым дизайнерам в России
→ предположил, что треть или четверть в течение года планируют менять работу внутри РФ
→ предположил, что я смогу проконсультировать 1% из них, взяв за это стоимость своего часа
А дальше, чтобы не галлюцинировать, что это нужно только мне — я пошел проверять потребность.
Как я проверил, нужен ли кому-то «продукт»
Сначала я пошел к тем, кто уже проходил whiteboard, и узнал, что они делали для того, чтобы подготовиться. Так я проверял, есть ли у людей задача «подготовиться к whiteboard» (работа, если на языке JTBD).
Вот, что делали люди, когда готовились:
- Смотрели видео на YouTube
- Читали статьи и посты
- Пытались найти примеры задач (мало кому удалось)
По счастливой случайности, в это же время ко мне в личку постучалась девушка, которая готовилась к собеседованию, и ей нужна была консультация от того, кто разбирается в теме.
Привет!
Я продуктовый дизайнер, нашла твою статью про wb, сейчас как раз готовлюсь к собеседованиям. Подскажи, пожалуйста, ты не проводишь личные сессии/консультации?
Я бы взяла у тебя пару консультаций для тестирования навыков для прохождения вайтборда.
На основе этих факторов я допустил, что потребность есть, и спрос на продукт, который закрывает задачу, будет. Сегменты, на которые я ориентировался:
- Те, кто собеседуется в большие компании, где есть whiteboard
- Те, кто уже проходил whiteboard, зафейлил его и хочет разобрать ошибки
- Те, кто хочет почелленджить себя и понять формат
Как я формировал сам продукт
Мне нужно было понять, что именно я должен предложить людям. А поскольку я сам в какой-то момент был представителем сегмента (я готовился и проходил whiteboard) — я просто сформулировал задачи в формате «я хочу».
Итак, 3 основные задачи:
- Пройти тестовый whiteboard/получить консультацию по теме
- Найти кучу полезной инфы по теме в одном месте
- Посмотреть примеры задач, попрактиковаться на них
И эти задачи я решил закрыть так:
- Платные консультации (от меня, потому что я проходил и проводил whiteboard-ы, и вообще много нанимал)
- База знаний с материалами (Notion-таблица с фильтрами)
- Примеры задач от chatGPT + реальные примеры из компаний (если компании готовы ими поделиться)
С помощью чего я все это реализовал
Базу в Notion я собрал довольно быстро, потому что большинство материалов осталось у меня после изучения темы.
С СhatGPT пришлось какое-то время поиграться с промптами, чтобы прийти к нужному результату при генерации примеров задач.
Самое интересное тут — дизайн и сборка сайта для проекта. Я решил делать все дешево и сердито. Сначала собрал дизайн в Figma, где использовал free-шрифты и open-source иллюстрации из коммьюнити (немного дотянул их до нужной мне стилистики) .
А потом пошел собирать сайт в конструктор. Был выбор между Tilda, Webflow, Readymag, Framer — и я остановился на Framer, потому что у него домен не ужасный + он довольно интуитивный (похож на Figma).
Я раньше уже работал с этим конструктором, когда собирал сайт для еще одного проекта — карточной игры для айтишников «Релиз»
На дизайн ушло ~ 4 часа, на сборку во фреймере ~ 6-8 с учетом адаптива под разные экраны.
Я хотел автоматизировать процесс записи, поэтому прикрутил бесплатный сервис по букингу слотов в календаре (сначала это был qlick, но он начал сильно сбоить, поэтому я перешел на planerka.app)
Тем не менее, я просил всех, кто записывается, дополнительно оставлять свой tg, чтобы я мог контактировать и узнавать детали. Так я понимал, зачем приходят люди на самом деле. Зачем это мне? Чтобы корректировать тексты на сайте, позиционирование и развивать проект.
Как я продвигал проект
После того, как я опубликовал сайт, мне нужно было как-то привлечь внимание дизайн-сообщества к нему.
Первое, что я сделал — написал пост в свой tg-канал. Почти сразу после публикации у меня случилась первая запись. А потом я пошел на linkedin, чтобы продублировать пост там. Дополнительно, я пошел в свои старые статьи на vc. ru про whiteboard и отредактировал их, дополнив ссылкой на свой проект.
Что бы еще можно было сделать? Пойти и купить рекламу в телеге, написать еще доп. статьи или заколлабиться с компаниями, которые проводят whiteboard. Но это я оставил на попозже.
Мне вообще нравится, как тут сработало сообщество — пост быстро полетел и по linkedin-у, и по дизайн-тг-каналам. От этого тепло: )
Результаты
Весь этот проект был всего лишь гипотезой, которую мне удалось подтвердить. Немного цифр:
- За полтора месяца сайт посетило 1100+ человек
- На консультацию записалось >10 человек
- 50% из всех — были в процессе собеседования. Ни у кого из них не было опыта в whiteboard. После реальной задачи я собрал фидбек — и 50% считают, что сделали все круто и в целом довольным своим решением
- Стоимость сессии со мной изначально была 3000₽, но я решил повысить ее до 5000₽, потому что есть спрос, а времени у меня может не хватать
- На весь проект я потратил 0₽, а заработал 40к+
Рефлексия
Я искренне считаю, что быстрый запуск помог мне вообще дойти до релиза. Раньше я часто выступал сторонником исследований, глубинной проработки, правильной последовательности действий перед созданием чего-то. И часто я видел это как единственный верный путь.
Этот проект открыл мне глаза на другую точку зрения — запускать быстро тоже можно хорошо. Я думаю, что шаги, которые я предпринял на начальном этапе, помогли мне в достаточной мере понять потребность людей и сформировать какую-то ценность в продукте.
Я бы не назвал все, что я сделал, универсальной инструкцией. Но если я пойду делать очередной проект для себя — я буду делать это по схожей схеме и стремиться к выходу в прод как можно раньше
Спасибо, что дочитали!
Если вы нанимающий дизайн-менеджер и хотите, чтобы пример задачи из вашей компании появился на моем сайте — напишите в личку
Если вам нравится стиль и формат того, что я делаю — велком в мой канал