Самые первые интернет-магазины

Почему важно знать историю? Чтобы не допустить ошибок в будущем. Почему важно знать историю интернет-торговли? Открытый вопрос, но сведётся всё к тому же. Вспомним же первопроходцев, не часто их вспоминаем, а иногда и не тех.

SABRE и предпосылки

Сначала наивный вопрос - из чего складывается интернет-магазин? Домен, хостинг, сайт, каталог товаров, crm, cms, оплата, доставка. Вроде так. И что из этого было самым первым? Вот тут смотря от чего начинать считать, и смотря что из всего этого главнее. Большинство источников (а их удивительно мало) начинают летопись интернет-торговли с SABRE - американской системы резервирования авиабилетов - это 1960-е годы. Через эту систему принимали заказы, а также анализировали продажи и формировали идеальную стоимость билета на конкретный момент времени. Этакий аналог современной CRM. Но это уже сложные технологии. А всякая летопись ведётся с простых, которые создали предпосылки к возникновению интернет-торговли.

И вот из этих предпосылок выходит вполне логичный вывод, что первый интернет-магазин - это человек. Человек раньше вообще был хорошим "инструментом", пока рабство не отменили (хотя что считать рабством?). Приказал барин дом подмести - вот тебе и робот-пылесос. Приказал спеть-сплясать - ютюб. А приказал сходить на ярмарку и купить пряник - пожалуйте - интернет-магазин (удалённый заказ, удалённая оплата, доставка, разве что сайтов нет с каталогами, так и в SABRE их почти не было, а опять же был человек. Да и какой мог быть во времена рабства каталог, если и условный пряник был один - выбирать не из чего). К чему это я? К тому, что если бы барину не стало лень на ярмарку ходить, то и интернет-магазина бы сейчас могло не быть. Барины уже тогда стремились к высоким технологиям. Но это лирика о двигателе прогресса.

В общем, смысл примитивных технологий понятен, поэтому пропустим первые каталоги товаров (1872, Чикаго, предприниматель Аарон Монтгомери. Если вспомните кого-то, кто до него продавал именно по каталогам или их подобиям, напишите) и первые службы доставки (Средневековье, Венеция, купеческая почта, до этого существовала только государственно-военная почта с несколько другим предназначением).

Далее, как уже было сказано, появились сложные системы, и первая среди них SABRE. Система, которая и поныне здравствует - в Аэрофлоте, в том числе. Популярной SABRE стала благодаря тому, что научилась зарабатывать на экономных гражданах, повышая или понижая для них стоимость в зависимости от времени до полёта и остатка. Ну и, само собой, ускорив процесс приобретения билетов. То, что в Аэрофлоте сейчас стоит SABRE, а не отечественная СИРЕНА, разработанная на 10 лет позже, о многом говорит.

Телевизор и телефон

Следующий этап - телетекст - началось это дело в семидесятые (Ceefax, 1974 г., Великобритания). Вначале пользователю только выводилась текстовая информация. Но затем телевизор подключили к телефону и модему (Видеотекс - так же Британия), и пользователь постепенно стал активным покупателем. Качественный прорыв в этой сфере суждено было совершить французскому Минителю (1980-е годы). Способствовало этому положение Франции, не завязанной на холодной войне, в отличие от двух полюсов, и достаточно централизованной для того, чтобы распространить свою технологию на всю страну. France Telecom - монополист телефонной связи - раздавала аппараты Минитель каждому жителю бесплатно. А за пользование услугами, предоставляемыми через этот аппарат, взималась абонентка.

Такая страничка сайта была в эпоху расцвета Минитель. Найти бы там первый магазин, да сейчас таких уже нет. Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fitc.ua%2Farticles%2Fminitel-proshhanie-s-epohoy%2F&postId=115512" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">https://itc.ua/articles/minitel-proshhanie-s-epohoy/</a>
Такая страничка сайта была в эпоху расцвета Минитель. Найти бы там первый магазин, да сейчас таких уже нет. Источник: https://itc.ua/articles/minitel-proshhanie-s-epohoy/

Как функционировал интернет-магазин в Минителе? Покупателю предоставлялся каталог товаров, в котором он мог сделать заказ. К каждому клиенту был привязан личный счёт, по которому можно было расплачиваться за совершённые заказы, другими словами, брать кредит, который затем погашался при внесении абонентской платы. Это ещё не классическая онлайн-оплата, но очень похоже.

Дальше ожидаемо Минитель пришёл в тупик, исчерпав ресурсы телефонной связи. Никакие надстройки не помогли (среди причин не на последнем месте влияние топорного государства как владельца компании). Правда, стоит признать, что тупик продлился довольно долго за счёт французов-пенсионеров, которым было привычно пользоваться такими услугами. France Telecom пыталась несколько раз свернуть проект, однако из-за этого даже волнения возникали ("хотите как во Франции?" - простите, всю жизнь теперь вспоминать буду). В итоге закрыт он только в 2012 г. (это при Амазоне, который уже миллиардами ворочал в e-commerce), впрочем функция чата для оставшегося миллиона пользователей до сих пор вроде как присутствует.

Безос - Цукерберг?

Кстати, об Амазоне. Большинство считает именно amazon.com первым полноценным интернет-магазином, какой мы сейчас везде наблюдаем (домен 1994-го года). Но есть также и меньшинство, приписывающее первенство books.com и якобы его создателю Чарльзу Стэку (домен от 1992-го года, к слову, старейший домен датируется 1985-м г.). Никаких подробностей про самого Стэка найти не удалось. Зато домен принадлежит (и возможно, принадлежал) компании Barnes and Noble - очень старой и крупнейшей американской компании по продаже книг. Пара интересных нюансов в связи с этим.

  1. Амазон Джеффа Безоса начал свою торговлю с книг. Barnes and Noble, разумеется, тоже, в интернете в том числе.
  2. На books.com веб-архив фиксирует активность в 1996 г. На amazon.com - только в 1998 г. (но вряд ли и там, и там продажи начались так поздно). Тем не менее это занятно.
  3. Безос и владельцы BN находятся в состоянии постоянной конкуренции.

И кто знает, с чего началось это соперничество? Может, Безос стал первым Цукербергом, который подсмотрел, подузнал и подукрал идею либо у BN, либо у Чарльза Стэка? А до суда и публики не дошло, так как интернет тогда был диковинкой.

Почему важно отобедать вовремя?

Индустрия безналичных расчётов развивалась с 1940-х годов. Первые кредитные карты, способствовавшие автоматизации продаж, появились в середине 1960-х годов в США. Популяризация началась с ресторанного обеда, который не смог оплатить один дальновидный человек Фрэнк Макнамара (основатель Diners Club), так как забыл бумажник.

А первая защищённая онлайн-транзакция произошла в 1994-м году, благодаря американским студентам из Лондонской экономической школы во главе с Дэном Коном, впоследствии основавшим маркетплейс Netmarket.com (1997 г.).

О некоторых первых мы умолчали, потому как это были различные технологические надстройки, хоть и принципиально новые, однако основной продукт появился ранее. Разве что про возникновение самого важного - сети Интернет (1983 г.) и персонального компьютера - не сказали, но тут материала и без того много.

Выходит интересная цепочка, без каждого звена которой интернет-магазин и интернет-торговля могли возникнуть гораздо позже:

1. Рабовладельческая лень

2. Венецианская почта

3. Каталог Монтгомери

4. Билеты по SABRE

5. Обед Макнамары

6. Минитель

7. Протокол TCI/IP

8. Транзакция Кона.

Восемь китов-черепах, на которых зиждится интернет-магазин.

Платформа Pokupo.ru, конечно, не претендует на первенство в вышеозначенном. Однако старается сделать интернет-магазин для продавцов максимально доступным, удобным и бесплатным.

77
10 комментариев

Мне кажется, где-то еще должны были промелькнуть телемагазины. Это, конечно, не интернет, но взаимное влияние ощущается

1
Ответить

вот хотел их помянуть, но передумал почему-то, т.к. автоматизации там мало было. 

1
Ответить

Интересно было бы представить, какими будут интернет-магазины будущего :-) поговаривают, они скоро выжмут brick&mortar stores на обочину истории, превратив последние в шоу-румы, предлагающие приобрести пользовательский опыт еще до покупки

1
Ответить

Сейчас уже встречаются онлайн-примерочные с дополненной реальностью 🤔

1
Ответить

brick&mortar stores - сразу чувствуется акцент)) кстати, как с шоу-румами в ваших краях?

Ответить

Вот только сИрена, а не сЕрена.

1
Ответить

оу, простите) Видимо, о теннисе задумался))

Ответить