Возврат круиза – как вернуть деньги за вояж по закону?

Привет, это DestraLegal, ваш проводник в мир юридической грамотности.

Начинается сезон отпусков, каждая вторая новость с заголовком “Летний эксклюзив: круизы на Сейшелы и в Турцию. Раннее бронирование”. Ну как тут не сдаться и не купить путевку? Но жизнь может вносить свои коррективы, и долгожданный отпуск превращается в головную боль о том, как же вернуть деньги за поездку…

Давайте в статье поговорим, как же не остаться и без отпуска, и без денег.

Что говорит закон:

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 28.01.2022 N 117-р, "круиз" - комплексный туристский продукт, включающий перевозку пассажиров по заранее согласованному туристскому маршруту по морским и (или) внутренним водным путям.

А туристический продукт в свою очередь - это комплекс услуг по перевозке и размещению (см. ФЗ об основах туристской деятельности).

Получается, туристу как потребителю оказывается услуга.

Таким образом, в дело вступает Закон о защите прав потребителей, который дает туристу право заявить о возврате как части суммы, так и полной стоимости круиза.

Давайте рассмотрим несколько сценариев:

  • Туроператор отменил круиз. Сколько можно вернуть денег?

Если отмена была именно со стороны круизной компании, то по закону туроператор должен предложить перенос даты круиза или вернуть стоимость тура в полном объёме.

Круиз могут отменить и по независящим от туроператора причинам:

  • Погодные условия: сильные штормы, ураганы или тайфуны могут представлять угрозу для безопасности пассажиров и экипажа;
  • Технические проблемы: неожиданные поломки на корабле, такие как сбои в работе двигателей или проблемы с системой безопасности;
  • COVID-19 или другие вирусы;
  • Политические или геополитические события: например, военные конфликты, террористические угрозы или политическая нестабильность в регионе;
  • Естественные катастрофы: землетрясения, извержения вулканов или другие естественные катастрофы в прибрежных зонах могут привести к отмене круиза из соображений безопасности.
  • Ограничения въезда: изменения в правилах въезда и выезда в страны, через которые проходит маршрут круиза

Часто в этом случае круизная компания отказывается возвращать деньги, аргументируя это тем, что вины его в отмене нет и рейс состоится, но позже.

Спешим заверить, что в этом случае вы все равно имеете право на возврат средств. Однако стоит сказать, что если у вас в договоре с туроператором прописаны какие-либо штрафы за невыполнение услуги, то платиться в этом случае они не будут. Форс мажорные обстоятельства освобождают сторону от выплаты какого-либо штрафа. Стороны имеют право в контракте договориться о том, что они признают форс-мажорным обстоятельством. Никаких презюмируемых обстоятельств форс-мажора быть не может! Либо стороны соглашаются, что наступление определенных обстоятельств освобождает их от ответственности, либо не соглашаются.

Важно: повышение цены не является форс-мажорным обстоятельством, это – коммерческии риск.

Обратимся к ст. 32 Закона о защите прав потребителей,где говорится о том, что потребитель вправе отказаться от договора в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. Это значит, что турист действительно может требовать возврат денег, но компания вправе удержать деньги, которые уже потратила на организацию поездки. Например, затраты на бронирование отелей, транспорта и других услуг, связанных с поездкой ( эти обстоятельства обязательно должны быть документально подтверждены).

Важно: сам по себе факт перечисления денег турагентом в пользу туроператора, не подтверждает фактически понесенные турагентом расходы, связанные с оформлением и реализацией туристического продукта. А также с туриста не могут удержать плату за услуги турагента по договору между турагентом и туроператором, так как условия такого договора не распространяются на потребителя.

  • По личным обстоятельства отказался от круиза. Сколько денег мне вернут?

Возвращаемся к ст. 32 ЗоЗПП и вспоминаем, что вы вправе отказаться от исполнения договора о реализации туристского продукта в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

Сумма, которую вам вернут зависит от размера денежных средств, которые туроператор уже успел перечислить поставщикам услуг на дату поступления отказа от путевки. Поэтому, чем раньше вы обратитесь с заявлением об отказе от тура, тем больше вероятность возврата полной стоимости тура.

Туроператоры очень любят за отказ в одностороннем порядке взыскивать штрафы.

Например, если отмена происходит за 30 дней до даты начала тура, штраф составляет 30% от стоимости тура или если отмена происходит менее чем за 7 дней до даты начала тура, штраф составляет 100% от стоимости тура.

Заверяем вас, что штрафные санкции не предусмотрены законодательством и к фактически понесенным расходам исполнителя не относятся. В соответствии со ст. 16 Закона условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами признаются недействительными. То есть если между туристом и круизным оператором заключен договор, в котором предусмотрены штрафы, то такие положения считаются ущемляющими права потребителя и это может даже караться административной ответственностью для туроператора.

  • Круиз не соответствовал заявленному качеству. Сколько денег можно вернуть?

Такие ситуации встречаются очень часто. Например, дали номер в каюте классом намного хуже, чем покупали или же не был организован оплаченный трансфер, не было чистого белья, а может быть вовсе программа круиза изменилась без предупреждения. То есть произошло ухудшение условий путешествия, указанных в договоре.

Все это существенные недостатки услуги (см ст. 10 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: «…существенным условиям договора относится информация о потребительских свойствах туристского продукта - о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах и др.)”.

В этом случае турист вправе расторгнуть договор и: а)потребовать возврата уплаченной суммы; б)потребовать снижения цены услуги.

Кроме того, турист может требовать возмещения цены услуги между ценой по договору и ценой, которая действует на момент обращения за возвратом.

Помимо компенсации стоимости тура по закону у туриста есть право получить возмещение убытков, взыскать штраф в размере 50% от присужденной в пользу потребителя суммы и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора.

  • К кому обращаться к туроператору или турагенту?

Туроператор и турагент несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств как друг перед другом, так и перед туристом.

По закону ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание потребителю услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги, несет оператор путешествия.

Мы рекомендуем направлять заявления и претензии сразу к двум сторонам: туроператору и турагенту, так как каждый из них часто перебрасывает ответственность друг на друга.

Кроме того, случается, что при возврате денег за круиз удерживают определенную сумму, которую называют вознаграждением для турагента. Однако по закону вознаграждение турагента взыскивать с туриста не могут, так как турагентский договор, регулирующий обязательства между турагентом и туроператором, не распространяется на потребителя (см. Апелляционное определение Московского городского суда от 04.07.2023 по делу N 33-15933/2023)

В заключении следует подчеркнуть, что в контексте современных туристических реалий оказывается крайне важным знание своих прав как потребителя. Если открыть интернет и вбить “возврат денег за круиз”, то вы удивитесь, сколько открытых запросов на форумах от обманутых туристов, которые не знают, с чего начать и на что они имеют право. Информированность становится ключом к минимизации рисков.

Мы призываем не терять время и обращаться за помощью к квалифицированным юристам. Команда DestraLegal имеет обширный опыт работы с туристами в вопросах возврата средств за путевку. Наши юристы готовы отстаивать ваши права и обеспечить справедливость в случае возникновения спорных ситуаций.

1414
2 комментария

А давайте рассмотрим с другой точки зрения, гражданин оплатит тур, поездку отменяют, а деньги не возвращают. Чтобы вернуть свои деньги, нужна помощь квалифицированного юриста, который возьмет очень много денег. Так что будет выгодней, уже забыть про эти деньги или идти до конца и уйти в сильный минус?

Ответить

Добрый день, Степан
Стоимость круиза намного выше, например, услуг юристов Destralegal.
Помимо самой стоимости круиза, сверх вы можете взыскать моральный ущерб, штраф 50% от суммы иска и расходы на юриста. В итоге вы уходите в плюс.

В той ситуации, когда тур отменяют и деньги вам не возвращают, уйти в минус невозможно, потому что у вас по закону есть право на возврат.

Ответить