Не обещаем роста в 2 раза и заставляем бизнес разрабатывать стратегию. Но участники программы всё равно довольны

Когда бизнес не знает, куда двигаться дальше, на помощь приходит стратегия. Чтобы ее разработать, приходится платить экспертам несколько миллионов рублей — потратить такую сумму готов не каждый. Мы нашли вариант дешевле: написали программу «Несокрушимость», провели уже шесть потоков и получили почти сотню крутых отзывов.

Не обещаем роста в 2 раза и заставляем бизнес разрабатывать стратегию. Но участники программы всё равно довольны

Привет, я Зоя Стрелкова, руководитель направления «Экономика компании» в «АРБ Про». Мы помогаем предпринимателям разрабатывать бизнес-стратегии, проводим обучающие семинары для собственников и руководителей направлений.

На рынке много разных курсов, которые обещают золотые горы и доход ×10. Мы придумали программу «Несокрушимость», которая ничего не гарантирует, но дает четкое понимание будущего компании. В чем плюс такого подхода и как выглядит обучение, расскажу в статье.

Придумали Несокрушимость, чтобы клиент мог сам разработать стратегию и не потратить 5 миллионов

Придумать стратегию бизнеса можно разными способами. Например, собрать свою команду, обменяться оценкой ситуации и прогнозами и на этой основе составить планы на будущее. Плюс такого варианта — вы используете идеи сотрудников, затраты на разработку стратегии будут минимальными. Мы предлагаем другие варианты.

Стратегический консалтинг. Сначала анализируем рынки и саму компанию, а уже потом даем советы. Над проектом работает команда аналитиков, по итогу партнер получает 300 слайдов с цифрами и выводами. Формируем стратегию не из опыта и представлений отдельных людей, а на основе объективных данных. После такого проекта вы можете быть уверены, что рассмотрели все возможные варианты будущего развития. Такая работа стоит пять миллионов рублей.

Трехдневные семинары. Не каждый бизнес может позволить себе платить большие суммы за стратегическое планирование, поэтому мы стали проводить семинары. Участие в них стоит 75 000 рублей. На обучении рассказываем, как разработать концепцию, даем «шаблоны» и примеры стратегий разных компаний.

Команда может подумать над вопросами, заполнить таблички и получить проект стратегии. В нем будет прописан продукт, его конкурентные отличия, клиенты. Но важную информацию об объеме рынков придется искать самостоятельно. Некоторые участники берут наши примеры и отталкиваются от них.

После семинара все команды обязательно получают новые идеи, но далеко не каждый участник уходит с готовой новой стратегией

Несокрушимость. Эта программа берет лучшее из двух форматов. Она стоит 1 200 000 рублей, а осенью цена увеличится. Но сумма всё равно меньше, чем за консалтинг, при этом участники получают реальные инструменты для воплощения своих идей и проработки стратегии, которая принесет результат. Структуру курса собрали быстро: упаковали в компактные модули знания команды и в каждом блоке назначили ведущего эксперта.

Столкнулись с проблемами в период запуска Несокрушимости, но быстро нашли решение

Думали, что быстро наберем участников программы. Казалось, что наполнение Несокрушимости и ее структура — одно из лучших предложений на рынке, и аудитория это оценит. Но вышло всё иначе.

Аудитория не понимала ценность продукта. Многие участники похожих курсов хотят сразу видеть результат, который они получат на выходе. Например, прошел обучение — увеличил доход в три раза или занял 20% рынка. Мы не даем таких гарантий, и это стало проблемой: когда продвигали программу, многие партнеры-провайдеры не спешили ее продавать.

Приходилось объяснять, что в первую очередь учим предпринимателей думать и анализировать, потому что стратегия — это план. Когда есть заданный курс, можно ставить цели и искать пути, чтобы их достичь. Некоторые из провайдеров даже сами стали участниками, чтобы понять, как всё устроено изнутри.

Участники не усваивали программу. После первого потока увидели еще одну проблему: давали слишком много информации. Часто команды теряли фокус и не знали, как использовать инструменты.

«Я не очень понял, зачем вы нас этому учили и какое отношение это имело к моей будущей стратегии».

Фидбэк одного из участников первых потоков

Пересобрали модули Несокрушимости, убрали некоторые инструменты — решили рассказывать меньше. Сделали акцент на том, чтобы предприниматели лучше понимали и сразу же применяли полученные знания, а в будущем могли это делать уже без нашей помощи.

Придумали карту, которую участники заполняют во время курса. На ней разместили все элементы программы, которые показывают структуру будущей стратегии. Работает карта так: прошли модуль, выполнили домашнее задание, разработали еще один элемент стратегии.

Ограничиваем количество участников, а некоторым даже отказываем

Мы проводим небольшие потоки: в каждом — до 12 компаний-участников, от каждой компании — три человека. С таким количеством человек удобно работать: можно целиком погрузиться в историю бизнеса, изучить проблемы, не просто дать глубокие знания, а добиться их применения для решения насущных проблем конкретной компании. С каждой из команд работают топы «АРБ Про» — эксперты в своих областях. Проверяем домашние задания, даем фидбэк и помогаем командам найти свои точки роста.

У наших специалистов огромный бэкграунд, которым они делятся с предпринимателями

На потоки берем не всех. Например, если видим, что у компании есть проблемы с операционкой или финансами, — отказываем. Чтобы разрабатывать стратегию, сначала надо навести порядок в управлении и наладить работу команды. Другой пример — бизнес пользуется рабочей стратегией, но есть точечные проблемы, например в маркетинге. В этом случае компании не нужен новый план — достаточно подкрутить одно направление, и всё будет работать как надо.

Обучаем в гибридном формате

Сначала проводили занятия полностью офлайн, затем из-за пандемии перешли в онлайн. Решили объединить два варианта: часть модулей предприниматели проходят в формате видеозвонков, а на другую часть приезжают лично. Обучение длится полгода.

Во время очных встреч участники находят новых партнеров
Во время очных встреч участники находят новых партнеров

Такой подход хорошо работает: участникам не нужно искать время и деньги, чтобы постоянно ездить по стране, но при этом каждые две недели они изучают новый блок под руководством экспертов «АРБ Про». Самые сложные из них, например создание первой версии стратегии, проходят на очных встречах. Можно сразу задать вопросы, если что-то непонятно, и получить ответ специалиста, а еще обсудить детали с другими командами и вместе найти решение. Вот как выглядит обучение.

Взяли лучшее от онлайна и офлайна и объединили это в одной программе
Взяли лучшее от онлайна и офлайна и объединили это в одной программе

Структура Несокрушимости выстроена последовательно — участники получают знания поэтапно и применяют их на следующих модулях. Всего в программе 12 блоков, расскажу о некоторых из них.

  • Стратегия и управление изменениями. Рассказываем, что такое стратегия, и объясняем, зачем она нужна. Предприниматели получают общее представление, как работать дальше.
  • Генераторы прибыли и актуальные клиенты. Анализируем состояние бизнеса и фиксируем, что не нравится в текущих делах. Например, зависимость от персонала, консолидация рынка и слабые перспективы развития.
  • Рынок и его тренды. Учим, как собирать информацию о рынке, анализировать своих конкурентов, составлять карту рынка и измерять его объем.
  • Digital в стратегии. Объясняем, как работает рынок технологий и как найти те инструменты, которые помогут сделать рывок в развитии. Делаем акцент на то, почему важно не упустить время и в каких направлениях бизнеса стоит использовать искусственный интеллект.
Основные модули по стратегическому планированию дополняют другие. На них мы с командами добавляем важные детали: как организовать торговые силы и привлечь персонал, какие технологии изучить, что за процессы автоматизировать
Основные модули по стратегическому планированию дополняют другие. На них мы с командами добавляем важные детали: как организовать торговые силы и привлечь персонал, какие технологии изучить, что за процессы автоматизировать

Что получают участники после обучения

Планирование — это работа вдолгую, и стратегия дает результат спустя время. Например, один из наших участников занимается металлотрейдингом, но есть проблема — потолок роста. В его сфере много крупных игроков, которые занимают высокую долю рынка и пытаться с ними конкурировать нецелесообразно: всё равно что сырная лавка у дома будет соперничать с крупной федеральной сетью.

После обучения предприниматель решил расширить бизнес и занялся модульным домостроением. Рынок молодой и перспективный: пока конкурентов не так много, есть спрос на дома из готовых блоков как для частного заказчика, так и для крупных предприятий, которым нужна удобная инфраструктура на объектах вдали от цивилизации. Бизнесмен уже построил завод по производству модулей и сейчас ищет дистрибьюторов.

Зоя Стрелкова
руководитель направления «Экономика компании» в «АРБ Про»

Участие в Несокрушимости позволило предпринимателю найти новые каналы развития и диверсифицировать бизнес

Другой пример — производитель крафтовых продуктов питания. Ситуация у них была неплохая, но не нравилась низкая динамика роста. Чтобы развиваться, пришлось бы крупно вкладываться — собственник не решался на такой шаг.

Вместе с нашими экспертами команда составила подробную карту своего рынка и увидела десятки направлений развития без больших инвестиций — например, запуск производственной франшизы. Команда поняла, как действовать и использовать инструменты. Если бизнес снова «забуксует», сотрудники смогут самостоятельно найти новые варианты развития.

Мы провели шесть потоков Несокрушимости, за это время обучили 88 человек и 38 компаний. Вот какие отзывы дают участники программы.

Юлия и Сергей Морозовы
собственники стоматологической клиники «АртДенталь»

Мы шаг за шагом работали над написанием нашей стратегии. Получили огромный опыт и понимание того, как это делается. Это очень важно и полезно для развития бизнеса.

Ольга Раева

директор по маркетингу сыроварни «Соболев сыр»

Главное, что дает программа, — объективный поиск слабых и сильных сторон бизнеса с помощью трендов рынка. Нас учили ликвидировать неперспективные направления, а преимущества — усиливать и улучшать.

Юлия Прохорова

руководитель группы компаний Mama Brands

В 2017 году я была предпринимателем с одним каналом продаж. Благодаря Несокрушимости мы одними из первых среди конкурентов вышли на маркетплейсы и освоили еще три канала, в том числе и экспорт.

Мы запускаем Несокрушимость два раза в год, сейчас идет седьмой поток. Продолжаем проводить и трехдневные семинары — в этом году запланировали 13 мероприятий в разных городах России, например в Ульяновске, Сочи, Калининграде.

Если вы тоже хотите научиться самостоятельно находить проблемные места и точки роста компании, планировать собственную стратегию, напишите — мы поможем.

Разрабатывали ли вы стратегию бизнеса? Или считаете, что планирование вам не нужно, и управляете компанией по наитию?

99
28 комментариев

А вы каждый поток меняете программу? Рынок ведь постоянно меняется)

2
Ответить

Диана, это Зоя Стрелкова из АРБ Про. Структура остается, а контент меняем под состав группы, благо материала из проектов много. Вот сейчас в потоке учится сразу 4 инжиниринговые компании))) а в прошлом потоке был микс - и металлы, и медицина, и сельхозпроизводство.

1
Ответить

А какое из направлений у вас самое популярное? Консалтинг, семинары или Несокрушимость?

2
Ответить

Добрый день, это Зоя Стрелкова из АРБ Про. Самое главное у нас - это консалтинг, проекты разработки стратегии. Коллеги умеют отвечать на вопрос "что будет с рынком, и что в связи с этим делать моей компании"

Ответить

если что угодно назвать Несокрушимостью, будет звучать ОФИГЕННО

2
Ответить

Мария, спасибо на добром слове)) Несокрушимость - это способность не падать под "ударами судьбы" и быстро от них оправляться. В бизнес-мире это важно

Ответить

Вы такую программу придумали, а сами у себя не отбираете хлеб? так то можно всех брать на консалтинг и рубить много денег)

1
Ответить