ИИ убьет SEO? Нужно ли оптимизировать сайт под Нейропоиск от Яндекса

В апреле 2024 года Яндекс выкатил сервис Нейро — принципиально новый поисковик, который использует технологии искусственного интеллекта. Рассказываем как работает индексация в нейропоиске и объясняем, что делать уже сейчас, чтобы ваш сайт не упал на дно выдачи.

ИИ убьет SEO? Нужно ли оптимизировать сайт под Нейропоиск от Яндекса

Что это вообще за зверь?

Нейро — сервис, который можно описать фразой «ChatGPT встретил Яндекс». Нейропоиск соединил функции поисковика и способность нейросетей генерировать уникальные тексты. В обычном поисковике вам нужно выбрать определенную ссылку и перейти на сайт, чтобы что-то узнать. А новый сервис выдает ответы, которые можно использовать сразу. Не нужно искать крохи знаний по нескольким ресурсам. Вы сразу получаете связный текст и список ссылок, из которых понятно, где поисковик брал данные.

<i>Нейро объясняет, почему небо голубое. Как видите, первостепенен тут полноценный ответ, а не ссылки.</i>
Нейро объясняет, почему небо голубое. Как видите, первостепенен тут полноценный ответ, а не ссылки.

Яндекс активно пиарит новый сервис, но пока он доступен только в их собственном браузере, а для использования нужно авторизоваться через ЯндексID.

10 млн пользователей

Будут пользоваться Нейро к концу года, по ожиданиям Яндекса

Точной статистики по количеству активных пользователей пока нет. При этом аудитория самого поиска от Яндекса — 50 млн, а непосредственно на браузер приходится 30% визитов в рунете. Сам Яндекс рассчитывает на 10 млн. пользователей Нейро к концу 2024 года. В общем, нейропоиск — это инструмент, который скоро поменяет понимание о поиске в рунете. А значит уже сейчас нужно учитывать его при решении бизнес-задач.

Как отличается выдача поиска и Нейро?

Маркетинговые инженеры в перформанс-агентстве Top-Spot проанализировали, в чем сейчас состоит отличие выдачи обычного поиска и сервиса Нейро. В качестве примера мы взяли один из наших проектов — ONE! International School. Это частная школа с кампусами в Москве. Для нее мы настраивали контекстную рекламу, а также делали SEO-оптимизацию сайта (скоро расскажем в кейсе).

Сначала посмотрим на обычную выдачу Яндекса. Во-первых, мы видим, что по запросу «частная школа на Мосфильмовской» ONE! International School отображается на 2 месте. Как в выдаче на картах, так и в виде обычной ссылки на сайт.

В случае с выдачей Нейро, результат, который получит пользователь, не сильно отличается от поисковой выдачи в «обычном Яндексе». Если никак не менять запрос, то на втором месте все так же окажется школа ONE. При этом Нейро не показывает ссылку на официальный сайт, а источник, с которого искусственный интеллект взял информацию о школе, — это подборка частных школ на агрегаторе услуг и компаний www.yell.ru.

Интересная особенность: в нейропоиске в принципе нет ссылок на официальные сайты школ. Нейросеть предпочитает собирать информацию со сторонних ресурсов и ориентируется на сайты-каталоги и статьи в СМИ.

ИИ убьет SEO? Нужно ли оптимизировать сайт под Нейропоиск от Яндекса

Тут стоит немного объяснить, как работает Нейро. Об этом рассказал один из разработчиков «Яндекса» в блоге на Habr, а мы коротко опишем схему тут.

Пользователь спрашивает о чем-то в чате с Нейро.

Этот вопрос трансформируется в поисковый запрос.

Поисковик ищет топ релевантных документов и выбирает пять из них.

Специализированная генеративная модель из семейства YandexGPT 3 получает на вход диалог, запрос пользователя и полезные фрагменты текстов из пяти документов и формирует ответ, который мы видим в чате.

Если смотреть на эту схему работы, становится понятно, что Нейро все равно смотрит на сайты в топе поисковой выдачи. Но как именно ИИ отбирает пять ссылок — вопрос, ответить на который могут разве что разработчики сервиса.

Если изменить запрос и попросить нейропоиск «посоветуй 5 частных школ на Мосфильмовской», новый поиск выдает ONE! International School на первом месте. Но снова делает это без ссылки на официальный сайт. При этом по такому же запросу в поисковике мы увидим как ссылки на сайты-агрегаторы, так и на официальные сайты школ.

<i>Школа клиента Top-Spot все еще на первом месте, хотя в остальном выдача Нейро сильно отличается от обычного поисковика.</i>
Школа клиента Top-Spot все еще на первом месте, хотя в остальном выдача Нейро сильно отличается от обычного поисковика.

Выдача для интернет-магазинов отличается сильнее. В поиске Яндекс активно пиарит свои сервисы. Например, если поискать «фиолетовый шерстяной свитер», то Яндекс выводит на первые места Яндекс.Маркет и популярные сайты брендов, у которых явно проведена поисковая оптимизация.

ИИ убьет SEO? Нужно ли оптимизировать сайт под Нейропоиск от Яндекса

А вот Нейро выдает абсолютно другую подборку сайтов при таком же запросе. В случае с другими товарами вроде канцелярии или бытовой техники отличия в поисковой выдаче также были сильными.

ИИ убьет SEO? Нужно ли оптимизировать сайт под Нейропоиск от Яндекса

Что делать со стратегией маркетинга уже сейчас?

Прямо сейчас у нас мало данных, чтобы говорить о том, что менять в стратегии маркетинга. Нужно следить за развитием инструмента.

Зато точно можно сказать, что в нейропоиске появляются сайты, которые уже ранжируются поисковиками так, что попадают в ТОП-3 или в ТОП-5. Это ресурсы, которые уже оптимизированы для поисковых алгоритмов на максимум. Это понятно как из практики поиска, так и из объяснения разработчиков, которые рассказали, что выдача Нейро формируется именно из результатов выдачи обычного поисковика.

Как попасть в выдачу «Нейро», используя инструменты SEO?

Чтобы попасть в выдачу, нужно сначала понять, в каком состоянии ваш сайт сейчас. Вы уже занимаетесь SEO? Или у вас есть только лендинг на конструкторе или вообще только аккаунт в Telegram или известной запрещенной сети? Схема действий для двух этих ситуаций будет разной.

Если ваш сайт уже хорошо ранжируется в поисковиках, стоит продолжать делать все стандартные работы, чтобы удерживать сайт как можно выше в поисковой выдаче по нужным запросам.

Если вы «новички», то не сможете конкурировать с большими сайтами по коммерческим запросам, вроде «купить куртку». Зато у вас есть возможность писать информационные статьи, которые могут попасть в топы. Ниже расскажем, как этого добиться.

Как написать статью, чтобы она попала в выдачу Нейро?

Чтобы написать статью, которая попадет в топ поиска и Нейро нужно учесть несколько факторов. Разберем это на примере статьи о том, как выбрать школу для ребенка. Вот что должно быть в такой публикации.

Точный ответ на вопрос или же использование нужных «ключей». Специалист, который пишет статью сам, в любом случае будет использовать слова, которые нужны, чтобы поисковик понял, что статья отвечает на запрос пользователя. Например, в случае с выбором школы, это слова «учиться», «школьник», «классы» и другие.

Широкая семантика или плотность ключевых слов. Важно использовать ключевые слова в определенной плотности по тексту. Этот параметр отдельно рассчитывается для каждой статьи, чтобы она получилась конкурентоспособной.

Ширина ответа на вопрос. Тут важно понимать, что в качественной статье расскажут не только о том, как выбрать школу для первоклассника, но и объяснят, как выбрать школу, если ребенок удаленно учится в другой стране. Чем шире раскрыта тема, тем больше шансов, что эта статья удовлетворит все интересы читателя.

Поведенческие факторы лучше, чем у конкурентов. Важно, чтобы поисковые алгоритмы видели, что пользователи дочитывают статью. Если поисковик фиксирует, что человек зашел на ваш сайт, начал читать статью, дошел до конца, а после перестал вбивать в строку вопросы по теме — значит, текст полностью удовлетворил запрос. Яндекс и Google держат такие страницы в топе выдачи.

Цитируемость. Важно, чтобы другие сайты ссылались на статью, которую вы опубликовали. Чем более авторитетный сайт запостил ссылку, тем лучше ваша статья в глазах поисковика. То есть, если на вас сослался Forbes, то это более весомый фактор, чем гиперссылка на каком-то неизвестном ресурсе.

Если соблюсти все это, можно выйти в топ, особенно по узкой теме, в которой в принципе мало контента.

Вывод: стандартное SEO работает и в Нейро

Пока нельзя точно сказать, как именно потребуется изменить стратегию. Но вот что точно нужно делать:

Продолжайте продвижение в поисковиках, если уже его делали. Ведь Нейро подбирает сайты из поиска. То есть базово это все еще поисковик, просто с немного другими технологиями под капотом.

Нейросеть во многом ориентируется на сайты-каталоги и статьи в СМИ при формировании выдачи. Позаботьтесь, чтобы у вас как минимум был хороший рейтинг на популярных площадках.

Если у вас небольшой бизнес и есть только лендинг или соцсети, вы можете попробовать продвинуться через информационные статьи в блоге.

1515
12 комментариев

После того, что Яша сделал с выдачей - ему уже и Нейро не нужен, чтобы убить поиск. На "Сёрче" уже 556 страниц исписано о том, как неожиданно в ТОП вылезли все ГСы и дорвеи мира, как массово поползли вверх зарубежные сайты (при том, что запрос задаётся на русском и имеется куча релевантных ответов в рунете), ну и как выдачу отдали под "крупняк", который теперь пишет на все существующие темы, от ухода за огородом до обзоров фильмов и сборки парапланов. Сейчас Яндекс Поиск это просто безликая тень того, что было раньше, помноженная на ложь, лицемерие и недальновидность. Единственный шанс попасть в ТОП это либо фарт, либо полное игнорирование всех рекомендаций Яндекса (проверенно).

5
Ответить

Отчасти соглашусь.
Но это может быть не баг, а фича.
Чем сложнее вылезти в ТОП, тем больше тратят денег на контекст в Яндексе

2
Ответить

Хорошая попытка, кожаные мешки! ИИ убьёт всеееееех))))))) Если серьезно, то после таких материалов начинаешь задумываться о выборе профессии.

3
Ответить

тренд на профессию промтера растет ))

Ответить

Схема (для любой ПС):
1. Выдавать результат от "ИИ" с сохранением обычного поиска.
2. Максимально уронить качество обычного поиска, перенаправить всех на результаты от нейросети.
3. Оставить только иишный результат. Скрытно получать денежки от тех, кто сможет хорошо заплатить за партнерство, и незаметно внедрять материалы партнеров в результаты "ИИ".

1
Ответить

Еврейская схема

1
Ответить

Скрытно они никогда не получат столько бабла ни от кого, как от всех участников рынка с помощью Я.Директа. СЕОшники всегда стонут от того, что их сайты не лезут в топы). Профессия такая. Учимся попадать в нейропоиск. А затем учимся покупать там Директ

1
Ответить