Как «нерабочие дни» ударили по частным детским садам

В средствах «массовой и не очень» информации значительное внимание уделяется кризису сектора ресторанов и гостиниц как наиболее пострадавшему от ограничительных мер при пандемии. Но белый пушистый зверек пришел не только к владельцам заведений в секторе HoReCa.

Спальня частного садика в Подмосковье
Спальня частного садика в Подмосковье

Я хочу немного расширить понимание ситуации и написать о том, как чувствуют себя частные садики в московской регионе. И это скорее не для того, чтобы поплакаться о тяжелой судьбе или из желания поделиться проблемами, а чтобы этот материал можно было отправить напрямую всем заинтересованным сторонам (сотрудникам, арендодателям, клиентам и контрагентам) и вести последующие разговоры уже с людьми, которые немного поняли ситуацию.

Слишком много раз я отвечал в последнюю неделю на вопросы типа «что такого страшного в том, что садик полтора месяца не будет работать».

Как это было у нас

Оплата большинства садиков производится раз в месяц по системе предоплаты. То есть родители оплачивают месяц пребывания ребенка в саду, и с этих денег в конце месяца выплачивается зарплата и все обязательные платежи. Оплаты либо раскиданы по разным числам, либо подведены под одно или несколько чисел пачками.

Предоплаты за год обычно составляют значительную часть только в премиальном сегменте рынка, к которому большинство частных садиков не относятся.

В начале марта мы неспешно готовились к расширению, приему новых детишек и уже успели закупить все необходимое для этого оснащение. Впереди нас ждал один из самых приятных весенних периодов работы.

И вот в стране начинают говорить про вирус. Сначала эти разговоры вызывают смешки, затем уже заставляют задуматься и очень быстро все переходит к панике. Все поменялось фактически за одну неделю с 23 по 27 марта.

Если в начале недели все занимались своими рутинными делами — думали, куда поставить новые шкафчики, как обновить сетку активностей и найти время для реализации всех задумок, то уже в середине недели мы обратили внимание, что все оплаты второй половины месяца почему то задерживаются слишком массово (задержка около 20–30% оплат в нашем бизнесе — обычное дело), к четвергу посыпались отказы от посещения.

​

Картина крайне угнетающая — вечер четверга, мы с супругой сидим за столом и гадаем, кто же следующий позвонит и захочет расторгнуть договор. Этих клиентов мы с трудом привлекали, выстраивали личные отношения с ними на протяжении многих месяцев.

Переписав бюджет около 20 раз за два дня, мы прошли через все классические стадии — от отказа до принятия. Все разваливалось на глазах, а ты только сидишь, а сделать ничего не можешь и вообще не понимаешь, как действовать дальше.

Финалом стал запрет на ведение деятельности под страхом огромных штрафов с вишенкой на торте в виде возможной квалификации работы в карантин как уголовного преступления. А дальше все знают — «новый год весной» и последующее продление «нерабочих дней с сохранением заработной платы» на весь апрель, а может и дальше.

Когда прошла первая реакция, стало понятно, что ситуация имеет несколько подводных камней, о которых ни сотрудники, ни арендодатели, ни тем более клиенты даже не подозревают.

Цифры и прогноз

Поговорив с десятком владельцев частных садиков в Москве и Подмосковье и имея под управлением два своих проекта, я могу сделать определённый прогноз и порассуждать о ситуации предметно.

За март выручка садиков составила от 40 до 70% от ожидаемой. Таким образом, убыток примерно равен чистой прибыли садика за два-три месяца (далее будет пояснение). В апреле удастся собрать лишь от 5 до 15% выручки, да и то в большей степени в качестве предоплат за май. Это происходит на фоне общего снижения числа клиентов.

Если говорить про деньги, полтора месяца простоя весной и потеря клиентов равны чистой прибыли небольшого садика за шесть-восемь месяцев.

​

Тут важно пояснить две вещи, которые относятся к специфике бизнеса.

Молодой проект в сфере дошкольного развития первый год приносит минимальную прибыль, зарабатывая репутацию и привлекая стабильную аудиторию клиентов. Грубо говоря, основные деньги приходят в нашу сферу только на третий год работы.

Сейчас же молодые садики (младше трех лет) поставлены в ситуацию, когда у них нет и не может быть своих ресурсов стабильно пережить эпидемию. В нашей сфере обычно очень дорогие просторные помещения, чтобы можно было соблюдать СанПиН, а персонал получает фиксированный оклад (в отличие от многих других отраслей сферы услуг), который не зависит напрямую от загрузки группы. Итого, первые несколько лет проект не может получать значительную прибыль.

Второй важный момент заключается в том, что частные детские сады работают циклами и зарабатывают основные деньги в осенний (сентябрь-октябрь) и весенний (март-апрель) наборы детей. В это время создается подушка, которая позволяет проработать лето — традиционно сложное для дошкольного проекта время.

Таким образом «принудительная самоизоляция» забрала у владельцев бизнесов возможность подготовиться к сложнейшему этапу года. Прибыль марта не равна прибыли июня даже в обычный годовой цикл. Она во много раз меньше, и скорее принято минимизировать убытки в летние месяцы, чем рассчитывать на заработок.

В сухом остатке мы получаем ситуацию, в которой большинству дошкольным проектам уже на начало карантина не на что выплачивать зарплаты и аренду.

Через месяц ситуация не вернется к показателям февраля и садики продолжат терпеть убытки. Это приведет к увольнениям сотрудников, снижению зарплат в отрасли, уменьшению общего качества услуги повсеместно в среднем ценовом сегменте.

Открывшись в мае, владельцы садиков и центров начнут истерично пытаться хоть что-то заработать к лету. Нас ожидает очень агрессивный период после «карантина Шредингера». И масса сложных решений. Если не адаптироваться к ситуации и продолжить работу как ни в чем не бывало, к моменту возобновления спроса в сентябре-октябре садик среднего ценового диапазона понесет убыток, равный прибыли за пару лет успешной работы.

Как «нерабочие дни» ударили по частным детским садам

Поэтому если у кого-то из читателей ребенок ходит в частный садик и вас просят оплатить предоплатой май, по возможности, пойдите навстречу :). Эта сфера пострадала не меньше, а среднесрочной перспективе может и больше сегмента HoReCa и других услуг.

Владельцам помещений, в которых расположены дошкольные проекты, я могу с уверенностью сказать, что если хотя бы год-полтора собственники бизнеса стабильно платили арендную плату — они выкарабкаются, ведь дети не перестанут рождаться и частные дошкольные проекты доказали свою востребованность.

Просто важно понимать, что в мае для частных садов все не закончится, люди смогут выплачивать прежний уровень арендной платы без ущерба для бизнеса не ранее конца сентября.

Ну а всем управленцам и собственникам дошкольных проектов я желаю крепких нервов и холодной головы. Не принимайте быстрых решений, ведь слишком многое еще непонятно.

В нашем бизнесе как нигде важно оставаться людьми и входить в положение друг друга. Если пойти по простому пути оптимизации и начать паниковать — потеряется та атмосфера, которая делает хороший садик или клуб особенным местом, где ребенку хорошо как дома, а вернуть эту магию будет очень непросто. Мы продаем, прежде всего, атмосферу, без которой смысл нашего дела теряется.

Где-то к началу июня, если снимут карантин, мы окончательно поймем, во что все вместе вляпались.

99
реклама
разместить
17 комментариев

Мы в пятницу 27/03/2020 пришли наш сад а там говорят подпишите заявления на отпуск сад на карантин закрывается а это значит мы как родители внесем предоплату почти полную стоимость (около 80%) за апрель и будем с сыном сидеть дома. Уже тогда мне понятна была позиция директора но я все равно решил к нему сходить. Он начал разговор с манипуляции на жалости к работникам "понимаете, они могут потерять работу, сейчас не будет денег им заплатить и блаблабла". Хотя у меня сейчас тоже такая же ситуация: тоже сотрудники сидят дома, тоже офис простаивает и прочее. И почему еще и директор детского сада должен решать свои проблемы за мой счет на тот момент мне было не понятно. Я смогу пережить пару месяцев оплаты зп и аренды. Почему также не может сделать директор со своими сотрудниками? Директора вижу постоянно на 2 машинах : audi q7 и range rover. В итоге не стал дальше общаться, написал заявление об отчислении, собрал вещи сына и ушел. Вернемся через месяц-другой. Хотя я бы на его месте всем родителям подкидывал не заявление об отпуске а новый договор на июнь-август со скидкой в 30% при условии предоплаты сегодня. Я бы с удовольствием заплатил сейчас за июнь с такой скидкой, но у директора другое видение на удержание клиентов.

2

Сарказм: Эх, жалко владельца садика в который ходил мой ребенок, ведь наверное ей придется продать свой новенький Макан, а он такой крааасненькииий.

А вы не думали не расторгать договоры, а предложить родителям какие-то скидки за эти неиспользуемые дни по примеру арендодателей из соседней темы? Или повернем по-другому: как по-вашему, что вы продаете родителям?

1

Видимо ваш садик из сегмента премиум, потому что в частных садиках куда ходил мой ребенок и дети из окружения в принципе особого жирования не было, ни о каких маканах речи точно не шло

2

думаю, тот макан в тот ещё кредит/лизинг взят, в итоге продавать-то нечего

2

Если вы арендуете городской объект, то по идее можно рассчитывать на освобождение от оплаты аренды за второй квартал.

В Санкт-Петербурге.

1

Проблемы индейцев