Когда рекламу признают спамом и как компаниям избежать штрафов?

С середины апреля 2024 года ужесточилась ответственность за т.н. Спам–звонки и рекламу без согласия получателя. Теперь компании могут попасть на штрафы до 1 млн рублей за неправильно оформленную рекламную рассылку или обзвон. И хотя эти штрафы существовали и ранее, существенный интерес к вопросу у компаний возник после ужесточения ответственности.

Отвечаем на их вопросы в рамках нашей сегодняшней статьи.

Когда рекламу признают спамом и как компаниям избежать штрафов?

Что вообще считается спамом, а что правильно оформленной рекламой?

По смыслу правил о штрафах, спам – это рекламная информация, на получение которой пользователь не давал согласие. Причем здесь мы говорим не о листовке, которую вам бросили в почтовый ящик, а о звонках, СМС и электронной почте.

Исходя из разъяснений ФАС, в категорию спам попадают следующие сообщения:

1. Направлены пользователю без его согласия.

2. Вводящие его в заблуждение относительно характера таких сообщений.

3. Вводящие его в заблуждение относительно отправителя сообщений.

То есть пользователь не соглашался и не понимает почему это информация ему прислана. Но главный критерий здесь – отсутствие согласия.

Также у нас есть и нормативное определение спама, чтобы понять как его определяет законодатель:

телематическое электронное сообщение, предназначенное неопределенному кругу лиц, доставленное абоненту или пользователю без их предварительного согласия и не позволяющее определить отправителя этого сообщения, в том числе ввиду указания в нем несуществующего или фальсифицированного адреса отправителя.

Чтобы вместо спама получить ту самую правильную рекламу, нужно:

  • грамотно оформить письменное согласие абонента на такую рассылку;
  • отправлять исключительно тем, кто согласился на получение рекламы;
  • указывать обязательно данные об отправителе, то есть о самой компании.

Какое соглашение нужно получить для отправки нашим клиентам сообщений и звонков?

Если говорим о регистрации пользователя на сайте, то достаточно сделать чекбокс с согласием на получение рекламной информации.

Чекбокс обязательно должен быть пустым – пользователь сам проставляет в нем галочку. Поскольку у нас здесь возникает своего рода сделка, и пользователь сам должен дать на нее согласие.

Рядом с чекбоксом нужно прописать, что клиент согласен на получение рекламной и информационной рассылки. И нужно вписать гиперссылку на саму форму согласия. Сама форма может выглядеть следующим образом:

В соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и Федеральным законом от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи» даю свое согласие ООО [«Наименование компании»] (ИНН [111111111], расположенное по адресу: [юридический адрес]) (далее – «Общество») на направление мне на указанные мной на сайтах [АдресаСайтов.ру] контактные данные (номер телефона и/или электронную почту) сообщений в информационных, рекламно-информационных целях об услугах (сервисах) Общества, а именно: рассылок о мероприятиях, контенте, акциях и др. информационного и рекламного характера в виде sms-сообщений, и/или электронных писем, и/или сообщений в мессенджерах, и/или push-уведомлений, и/или посредством телефонных звонков [указать каналы связи].

Я согласен(а) с тем, что текст данного мной по собственной воле и в моих интересах согласия хранится в электронном виде в базе данных Общества и подтверждает факт согласия на обработку контактных данных в соответствии с положениями настоящего документа и беру на себя ответственность за достоверность предоставления контактных данных.

Я подтверждаю, что владею информацией о том, что в любой момент в течение всего срока действия настоящего согласия, я вправе отозвать согласие и отписаться от получения рассылок как путем устного обращения к представителю Общества, так и путем перехода по соответствующей ссылке, существующей в любом письме.

Также я информирован(-а), что при возникновении вопросов относительно отказа от рассылки, я могу обратиться за помощью, отправив письмо в службу технической поддержки Общества: [адрес технической поддержки или электронной почты], либо самостоятельно отписаться на сайте Общества: [адрес сайта].

Настоящее согласие действует до поступления требования субъекта персональных данных о прекращении обработки персональных данных в соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Настоящим подтверждаю, что любое моё действие по нажатию на кнопку «Отправить», «Зарегистрироваться», «Записаться», «Оставить заявку», проставлению отметки «✓» на соответствующих блоках на сайтах [АдресаСайта.ру] является достаточной формой согласия и позволяет подтвердить сторонам факт получения такого согласия, при этом иных доказательств для дополнительного подтверждения моего свободного волеизъявления не потребуется.

Важный момент – нельзя сделать подписание договора или регистрацию на сайте автоматическим согласием на рекламу, и также нельзя включить это в обязательные условия по ним. Согласие на рекламу обязательно должен быть выражено отдельно.

Сама форма получения может быть практически любой – здесь нет стандартной формы для всех. Главное, чтобы она «была достаточной для идентификации пользователя и подтверждения его разрешения на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя».

Автоматические обзвоны роботом лучше заменить на стандартный обзвон менеджером?

Автоматизированные обзвоны еще не под полным запретом, но такие планы уже есть у Минцифры. На данный момент если абонент дал согласие на получение рекламной информации, то такой обзвон еще может быть уместен. Но «холодные звонки» роботом естественным образом повышают риск получить жалобу в ФАС и от этого рекомендуется полностью отказаться.

Как уменьшить риски получить штраф за отправку рекламы?

Чтобы минимизировать риск штрафов, есть по сути два варианта:

  • Получение согласия абонента – как требует того закон, описано ранее.
  • Изменяем содержание сообщений, чтобы получить информационный характер – это значит, что мы не должны «продавать» абонентам свои услуги или товары, а сообщать им информацию по ним.

Например, у абонента договор на подключение интернета в дом. 5 июня у него запланирован платеж по нему. Можно позвонить и сообщить, что в этот день деньги будут автоматически списаны, в ином случае их отключат. Или же можно сообщить о повышении тарифов. Главное сделать акцент на оповещении, а помимо этого, можно попробовать упомянуть ваши иные услуги. Например, о тарифе получше.

Тогда риск попасть под спам все еще есть, если согласия нет. Но он куда ниже, поскольку при потенциальном споре можно доказать информационный характер сообщения вместо рекламного. Но шансов больше у обратного, поскольку по закону определение рекламы слишком обширное.

Еще вариант – информация о чем-либо от лица компании. Вот, например дело Premier против ФАС. Там госорган посчитал рекламой почтовую рассылку про одну из российских актрис. Но суд не согласился, и обозначил следующее:

Сообщение не обладает признаками рекламы, т.к. не содержит объекта рекламирования, к которому необходимо привлечение внимания с целью продвижения на рынке, поскольку в нем отсутствует описание каких-либо преимуществ сервиса или фильмов, упоминания о стоимости услуг по пользованию сервисом, призыва приобрести услуги заявителя и иного объекта рекламирования, к которому необходимо привлечение внимания.

Основной темой сообщения является творчество конкретной актрисы. Перечисленные в сообщении фильмы доступны пользователям сервиса, оплатившим подписку, в рамках заключения соглашения с владельцем (без дополнительной платы), а спорное сообщение направлялось пользователям в рамках исполнения договора с владельцем сервиса, в нем присутствует исключительно информация о самом сервисе и не содержит сведения о третьих лицах.

Сообщение имело адресный характер, что указано в самом тексте: "Такие письма получают те, кто зарегистрировался на сервисе Premier...", предназначено для более удобного пользования сервисом пользователями его услуг.

Подробнее об этом и других делах, где удалось отстоять использование рекламы в этом материале.

Как должны предоставить возможность отписки от рассылки рекламы?

Пользователь может это сделать в любом удобном ему письменном виде. Для таких случаев лучше это производить путем обращения в техническую поддержку компании. Можно сделать форму на сайте или обозначить электронную почту для этого.

Некоторые компании обходят закон следующим образом: начинают звонок не сразу с продажи, а косвенно интересуются потребностью. И уже потом предлагают. Это действительно не будет подпадать под спам?

В итоге если нет согласия, обзвон ведется «всем подряд» и привлекается внимание к каким-то услугам или товарам, то и здесь звонок можно признать спамом. Даже если это начинается не как реклама, это скорее может быть как метод для запутывания потребителя. Что в некоторых случаях может даже быстрее привести к жалобе. Лучше так не делать.

***

С апреля 2024 г. ничего существенно не поменялось в практике применения закона о спаме и об обзвонах, просто увеличилась ответственность. Если предыдущие практики обходились без штрафов, то вероятно далее так будет продолжаться. Однако при продолжении отправки рекламы без согласия нужно понимать цену риска, в случае если в один день жалоба от ФАС все же прилетит.

Потому глобально есть три варианта действий:

  • Продолжать практику такой рекламы с пониманием возможных последствий;
  • Отправлять рекламу исключительно по согласию абонентов;
  • Отправлять абонентам адресные, индивидуализированные и информационные сообщения, которые сложнее признать рекламой.

Если возникнут вопросы по любым связанным вопросам с рекламой, то всегда готовы проконсультировать.

Также для рекомендую подписаться на наш телеграм-канал Bodilovskiy&Partners для еще больше количества полезного контента по праву.

44
11
2 комментария

Пожалуйста, не обходите этот закон, никому не нравятся эти звонки и смс

Ответить

Как всегда лучшая стратегия – это соблюдение закона :)

1
Ответить