Когда рассылка не является рекламой?

Маркировка рекламы, в том числе рассылок — самая обсуждаемая тема среди маркетологов, блогеров и предпринимателей.

Сегодня поговорим о рассылках.

Позиция ФАС сводится к тому, что рассылки маркировать не нужно.

Вместе с тем, такая рассылка должна осуществляться с учетом требований Закона о рекламе, то есть:

  • с согласия пользователя на получение рекламных сообщений;
  • с соблюдением ограничений и запретов, установленных Законом о рекламе.

За незаконную рассылку компании ждут крупные штрафы.

Сегодня приведем реальные кейсы, когда бизнесу удалось отменить штрафы ФАС по рассылкам и доказать правомерность своих действий.

Изучайте и берите на вооружение.

Спортмастер против ФАС. SMS-рассылка — реклама или нет?

дело N А28-13637/2021

Спортмастер оштрафован на 100 тыс.руб. за смс о бонусах:

"Алексей! 1000 бонусов действуют до 13.11.2020! Успейте потратить!"

Позиция судов: В рассматриваемом случае SMS-сообщение содержит персональное предложение конкретному клиенту с информацией о предоставлении ему бонусов. Данное сообщение не представляет интерес для неопределенного круга лиц, носит персонализированный характер и не является рекламой.

Суды указали на отсутствие в действиях Спортмастера состава вмененного административного правонарушения.

Кроме того, Спортмастеру удалось доказать, что отказ от рассылки был совершен клиентом уже после направления ему SMS.

Онлайн-кинотеатр Premier против ФАС. Рассказать про актрису без рекламы.

дело N А40-50244/21-139-361

ФАС посчитал рекламой сообщение, направленное на электронную почту физическому лицу, следующего содержания: "Специальный выпуск нашей рассылки. Звезда, кинодива, эффектная актриса Светлана Ходченкова в специальном выпуске рассылки Premier. Через свои работы и образы она рассказывает о любви, внутренних демонах, кризисах личности и поисках счастья..."

Позиция судов:

Сообщение не обладает признаками рекламы, т.к. не содержит объекта рекламирования, к которому необходимо привлечение внимания с целью продвижения на рынке, поскольку в нем отсутствует описание каких-либо преимуществ сервиса или фильмов, упоминания о стоимости услуг по пользованию сервисом, призыва приобрести услуги заявителя и иного объекта рекламирования, к которому необходимо привлечение внимания. Основной темой сообщения является творчество конкретной актрисы.

Перечисленные в сообщении фильмы доступны пользователям сервиса, оплатившим подписку, в рамках заключения соглашения с владельцем (без дополнительной платы), а спорное сообщение направлялось пользователям в рамках исполнения договора с владельцем сервиса, в нем присутствует исключительно информация о самом сервисе и не содержит сведения о третьих лицах.

Сообщение имело адресный характер, что указано в самом тексте: "Такие письма получают те, кто зарегистрировался на сервисе Premier...", предназначено для более удобного пользования сервисом пользователями его услуг.

Кроме того, по делу была проведена экспертиза. В лингвистическом заключении было указано на информационную направленность сообщения.

Заявление онлайн-кинотеатра удовлетворено в полном объеме.

Какие выводы можно сделать из этих кейсов:

  • Если ФАС привлекает вас к ответственности — защищайте свои права, идите в суд.
  • Грамотно выстраивайте правовую позицию по делу, при необходимости привлеките профессиональных юристов.
  • При выборе стратегии защиты проанализируйте все признаки рекламы. Возможно, рассылка не подпадает под ряд из них.
  • При необходимости, назначайте лингвистические, компьютерные и иные экспертизы. Стоимость экспертизы, зачастую, ниже размеров штрафов.

Если вам нужна правовая поддержка, обращайтесь к юристам Академии правовых и финансовых советников, напишите слово «рассылка» и получи бесплатную консультацию от юриста.

5
4 комментария

Не будет, потому что нет рекламы автора. Указание на его преимущества. Обычное упоминание при цитировании

2
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Эта тонкая грань между рекламой и нет

Ответить

Что одно, что другое бесит

Ответить