Нужна ли айтишнику вышка? Инфоцыганство от государства

Нужна ли айтишнику вышка? Инфоцыганство от государства

Куда отдать абитуриента, чтобы вырос программистом? Можно ли совмещать ли работу с учебой и когда начинать? Получать ли второе высшее, если недавно устроился в IT и хочешь выучить недостающую базу? Как невообразимо благодарен за эту информацию в начале моего обучения… К сожалению, ее никто не дал, поэтому мне опытным путем пришлось получить ответы.

И да, мне можно верить, потому что:

Какие еще достижения нужны, чтобы иметь право рассуждать о пользе образования?

Из-за статуса кво высшее образование идеализируются и не подвергается рациональной оценке. Отцы и деды ходили в ВУЗ, значит и нам надо, чего тут рассуждать. Но у отцов и дедов не было столь стремительно развивающихся технологий, интернета и компьютеров. Во избежания когнитивных искажений, оценим высшее образование по критериям обычного курса. То есть, продукта со своими плюсами и минусами, который нам предлагает приобрести за деньги государство.

Инертность знаний

Есть факты:

  • IT быстро развивается, технологии и языки сменяют друг друга, 5 лет назад все было совсем по-другому
  • Обновить программу обучения по одному предмету занимает ~4 года: написать методички, соблюсти всю бюрократию, напечатать тираж, обновить курс лекций и убедить профессора оставить старые привычки

За эти 4 года IT “новая” программа устареет. Напечатанные методички уже нельзя поправить, курс лекций нельзя изменить в процессе. Система образования даже не пытается участвовать в этой гонке и делает упор на догматы, базу, академические знания. Они якобы помогут глубже понимать происходящее в компьютере и автоматически лучше выполнять любую прикладную работу: “главное ассемблер знать, а уж документацию библиотек любой дурак сможет прочитать”. Что сложнее для понимания: ассемблер или современные фреймворки — вопрос неоднозначный.

Представь себе курс, который вместо актуализации программы дает методичку 2000 года и говорит: “Глянь, это очень важно, у тебя, кстати, курсач по этому материалу через месяц”.

Актуальность знаний

Актуальность знаний с точки зрения ВУЗов не важна. Главное, понять как все устроено с нуля, тогда любая практическая задача будет по плечу. Поэтому программа для специалиста узкого профиля максимально широкая. Так оправдывают любой не относящийся к IT предмет: физика — электричество надо понимать, обществознание — основа личности человека, матан/линал/дискретка — делают твое мышление алгоритмическим и глубоким. Общий кругозор же! Кстати, что выберешь: твой коллега может поддержать дискуссию о марксизме-капитализме vs твой коллега пишет читабельный и поддерживаемый код?

Вот мой учебный план, реально программировать пришлось на 10% пар
Вот мой учебный план, реально программировать пришлось на 10% пар

Здесь я бы хотел обратиться к уважаемой аудитории VC с вопросом. Я понимаю дискомфорт от критики привычного института образования. Но это не нападение, а лишь просьба задуматься на 5 минут и честно ответить: оно того стоило? Действительно ли аргументы «потом пригодится», «будешь лучше понимать компьютер», «это — база» сработали? Используется ли сейчас на работе умение взять сложный интеграл или посчитать предел на бумаге?

Каюсь, я принимал эти рассуждения о высоком предназначении инженера на веру. И ощутил себя прогретым гоем, когда понял, что на работе мне предстоит учиться быть программистом заново. Оказалось, знания базы прикладывать некуда, а чтобы получать зарплату, нужно учиться делать задачи бизнеса.

Представь себе курс, который вместо актуальных знаний с рынка говорит: “Слушай, ну кнопки красить ты и сам научишься, давай лучше начнем с мировой истории, это база, это надо знать”.

Практика

Прорвавшись через вспомогательные предметы, подходим к желанным знаниям: программирование и командная работа над проектами. Я действительно любил программировать, поэтому про низкое качество практики мог бы исписать абзацы. Вкратце:

  • “непрактичная” практика. Посчитай результат математической функции, нарисуй график вручную. Нет задач из реального мира, за которые работодатель будет платить деньги

  • халатная проверка кода, отсутствие автоматизаций. Лишь один преподаватель догадался настроить CI/CD на Github с линтером. Остальные проверяли методом “показывай что выводится”. Пару раз я сдавал лабораторные, хитро спрятав <print>

  • технологии, которые даже на рассвете использовались в 0.01% компаний, выдаются за необходимые. Всякие прологи, фортраны, древние библиотеки для матана. Мы как-то убедили преподавателя Open MPI посмотреть на hh вакансии, требующие его технологию. Поиск выдал одну. Его лицо представили?

  • развитие навыков коммуникации и командной работы игнорируется. Максимум “разбейтесь на группы, вот задание, увидимся на сдаче”. Хотя как круто можно было организовать работу в команде с Jira, планированиями и спринтами, заранее подготовив студента к проектной работе.
  • Бюрократия, отчеты, колонтитулы, титульные страницы. Мои студенты на практике меня робко спрашивали: "А нам действительно придется на работе столько отчетов писать?"

  • Человеческий фактор и синдром вахтера. Киньте в меня камень, кто ни разу не страдал из-за профессора, готового уничтожать за количество знаков после запятой/неправильный оступ/свое плохое настроения.

Это письмо дипломного руководителя, реальный ответ. Лицо топовых компаний, использующих React
Это письмо дипломного руководителя, реальный ответ. Лицо топовых компаний, использующих React

Представь себе курс, преподаватель которого не принимает домашнее задание просто потому, что ты ему не нравишься.

Армия, отсрочка

Тут без комментариев, жирный плюс.

Релокация и виза талантов

Помогает, но не является необходимым. Где-то рабочий стаж засчитывают за диплом, в других странах дипломы СНГ не котируются, либо нужна магистерская степень. Существуют рабочие визы, где диплом не нужен. Если есть четкая задача на релокацию, лучше обсудить индивидуально кейс с адвокатом, а не уповать на "авось диплом пригодится".

У тебя просто ВУЗа хорошего не было

Наверняка, кто-то возразит: “ой, автор, так плохо только в твоей шараге, вот в МФТИ/МГУ/Стэнфорде/Гарварде все иначе”. Допустим. Но когда в IT упоминают о важности вышки, говорят “Высшее образование — база, без него не берут, иди в ВУЗ”. Характеризуют качество образования по лучшему ВУЗу в стране, не пытаясь критически посмотреть на все остальные. Если бы формулировка была “Если не поступил в МГУ, то забей на вышку”, этой статьи бы не было.

Путевка в жизнь

Релокация из региона в Москву/Питер, бесплатное жилье, какая-то стипендия и бесплатная каша. Жирный плюс. Но почему бы не устроиться на мидла после самообучения и распоряжаться зарплатой на те же нужды (переезд, свое жилье)?

Трудоустройство и маркетинг

Маркетинг курсов часто опирается на ключевую метрику — трудоустройство: “Мы даем актуальные знания с рынка, получи их и тебя возьмут на работу, где ты будешь их применять”. Приводят кейсы своих выпускников, бравируют конверсией в трудоустроившихся. Над этой метрикой работают: резюме учат писать, собеседования проходить, о себе рассказывать.

ВУЗ это игнорирует. Диплом как бы автоматически является путевкой в жизнь. Пруфов не будет. Каково же удивление выпускника, когда про диплом просто спрашивают есть/нет, а дальше бомбят не обсуждавшимися в ВУЗе прикладными вопросами. А на работе надо решать реальные задачи бизнеса, а не абстрактную теорию.

Еще ВУЗы сотрудничают с крупными компаниями, которые приходят набирать студентов на стажировки. Расчет на то, что благодарный студент проработает много лет, не особо интересуясь своей стоимостью на рынке (превышающей его зарплату в разы). Опасайся этой схемы, ходи по собеседованиям минимум раз в год.

Упомяну знаменитый прогрев питерского ВУЗа: “а вот смотрите, у нас студенты на мировой олимпиаде побеждают, го к нам”. Безграничное уважение победителям, правда. Но непонятно, как одна специально отобранная кафедра талантливых детей и их победы в спортивном программировании влияют на шанс трудоустройства других студентов.

И ведь столько убедительных аргументов можно было бы привести: вот зарплаты программистов с дипломами, а вот без. Вот процент руководящих должностей с дипломами, а вот без. Вот роскошная вилла на Бали обладателя диплома бакалавра, а вот каморка программиста из колледжа. Но этого нет (если есть, киньте). А нет потому что статистика пользу образования не подтверждает. Мой личный опыт: 1 раз относил на работу диплом. На 10+ работах на западный рынок за валюту он не пригодился ни разу.

Сопутствующие бонусы

Часто не найдя убедительных аргументов ЗА, защитники высшего образования накидывают сопровождающие бонусы: “Ну там изворотливости учишься, дедлайны соблюдать, еще там окружение можно найти… вооот…”. Это как продавать дрель с аргументом “она тяжелая, если сядет, можно забивать ей гвозди”.

Нетворкинг + друзья + тусовка

Задача, с которой университет справляется хорошо — сбор людей со всей страны в одной душной аудитории. С ними неизбежно придется общаться и сближаться. Во времена отсутствия интернета это действительно был крутой способ найти окружение, но сейчас…

На любой запрос есть бесплатные сообщества, чаты, митапы. Зачем общаться со случайными сверстниками (кто-то ЕГЭ купил, кому-то на образование похер, родители заставили), если можно прийти в окружение уже работающих специалистов и общаться с ними?

Стрессоустойчивость + умение договариваться

Если ты дочитал до сюда, напиши в комментариях, в чем вообще смысл экзаменов раз в полгода? Может так лучше усваивается материал? Или просто кто-то когда-то решил, что готовить 100+ вопросов за пару недель под страхом отчисления будет правильно.

Умение договариваться же, к сожалению, зачастую сводится к умасливанию синдрома вахтера профессора и бартерным отношениям со старшекурсниками (купить лабу, написать за одногруппника курсач). Этот фактор превращает обучение из “обучать профессионалов” в “обучать людей, умеющих получить зачет”.

Представь себе курсы, на которых учат не работать, а сдавать экзамены. А еще "ну материал не очень, зато можно нетворкаться с одногруппниками..."

Время и деньги

4 года для обучения профессии, в которую можно вкатиться за полгода. И ладно бы бесплатно, но ведь люди отдают по 200к за семестр, надеясь, что ВУЗ даст ребенку гарантию успеха в жизни, чего к сожалению не происходит

Рекомендации

У статьи нет цели обесценить полученное читателем высшее образование. Мне просто хочется понять, почему IT сообщество так упорно продолжает привозносить важность высшего образования при отсуствии объективных аргументов в его пользу. Еще больше аргументов против вышки я привел на Youtube. В комментариях можно почитать отзывы об образовании без прикрас от бывалых айтишников.

Больше полезных статей и гайдов по трудоустройству и росту в IT в моем сообществе "Осознанная меркантильность".

Если доводы выше показались убедительными, в подкате смотри рекомендации по высшему образованию. Если же нет, расскажи, чем именно ВУЗ помог тебе как IT специалисту.

  • Если есть другие способы откосить от армии, используй их. Очень неприятно жить в постоянном страхе "Отчислят — служить". Не каждый организм выдержит такой стресс.

  • Только бюджет. Лучше в средненький ВУЗ на бюджет, чем в топовый на платку. Диплом зачастую важен просто номинально, специальность и название ВУЗа неважна.

  • Если вписался в высшее образование, оптимизируй его. Лабы покупай, на тройки соглашайся, лекции прогуливай, экзамены списывай.

  • Нет, "само" оно не сложится. Тебе торжественно выдадут диплом и в этот момент иллюзии рассеются. Ты окажешься на рынке, полном соискателей без опыта работы. Во избежание такого итога как можно раньше интересуйся трудоустройством.

  • Тебе не нужен десяток друзей-студентов. Тебе нужен один наставник, который объяснит как все устроено в IT, и поможет туда попасть. Найти его можно здесь.

  • Не верь в "там база, надо знать". Любую базу при необходимости можно выучить самому по общедоступным материалам. Без экзаменов, ненужных предметов и душных аудиторий.

Считаешь ли ты необходимым высшее образование для работы в современном IT?
Да
Нет
11
4 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

многие решают пойти в айти уже имея другое образование за плечами и возраст 25+ и варианта тратить 4 года жизни нет) Поэтому многие начинают изучать самостоятельно языке после работы и проходя курсы

Ответить

Я думаю да, нужна база, нужны знания , не просто школьные , как минимум язык

Ответить

Тема сверхактуальная, тоже писала об этом статью сегодня. Надо понимать что да, с точки зрения практических навыков и знаний высшее не лучший вариант, но есть еще другие функции образования - воспитательная, интегрирующая, просветительская. Без них будущий специалист не станет тем, кем должен стать

Ответить