“Будете шантажировать - испортите карму”: как подрядчик не зарегистрировал бренд и угрожал клиентке судом

Это история предпринимательницы Райсы Ш. из Саранска и ее товарного знака Remisa. Мы познакомились на форуме для селлеров в Казани. Я выступала в числе спикеров, а Райса пришла послушать. После мероприятия предпринимательница подошла ко мне познакомиться и задать пару вопросов.

Как выяснилось, Райса занимается продажей одежды. Она решила зарегистрировать собственный бренд и подала заявку в Роспатент. Бизнес отнимал много времени, поэтому регистрацию девушка доверила небольшой московской фирме с хорошими отзывами. Я не указываю название компании из этических соображений.

Время шло - прошло больше полугода. Решения о регистрации все не было. На вопросы Райсы подрядчик не отвечал, она беспокоилась и попросила меня взглянуть, что с заявкой.

“Будете шантажировать - испортите карму”: как подрядчик не зарегистрировал бренд и угрожал клиентке судом

Что уже было сделано по заявке

Со слов предпринимательницы было понятно следующее:

  • Подрядчик проверил обозначение. На момент подачи заявки знак был свободен, и ничто не мешало его быстрой регистрации.
  • Райсу попросили сделать нотариальную доверенность, так как в организации не было своего патентного поверенного. Оговорюсь, что отсутствие поверенного еще не говорит о низком качестве услуг - так работают многие компании. Но специалисты без особого статуса не могут подавать заявки от лица заявителя без доверенности. Ее получение оплачивается отдельно.
  • Предпринимательница оплатила пошлину за первый этап регистрации - экспертизы. Я видела платежки, и вот что показалось мне странным: плательщиком в них была одна из сотрудниц патентного бюро.

Роспатент принимает платежи от самих заявителей. Посредники тут не нужны. Но по каким-то причинам подрядчик дал Райсе реквизиты своей сотрудницы, и уже она оплачивала пошлину по заявке.

Райса, уверенная, что сделала все необходимое, стала ждать решение ведомства.

Что с заявкой?

Бренд Remisa подали на регистрацию в феврале 2023 года, а встретились мы с Райсой спустя практически восемь месяцев - в сентябре. Из доступных данных было ясно, что знак все это время находился на этапе формальной экспертизы. То есть с момента подачи заявка никуда не продвинулась. Это могло произойти только по одной причине - Роспатент не получил пошлину.

Почему же ведомство не учло поступление? Когда пошлину по заявке оплачивает не заявитель, а другой человек, требуются уточняющие документы:

  • поручение на перевод пошлины - в нем заявитель просит свое доверенное лицо внести деньги в ведомство;
  • ходатайство - в нем доверенное лицо просит Роспатент учесть перевод.

Этих документов не было, и деньги повисли в воздухе.

Заявка была близка к аннулированию, но за несколько недель до него подрядчик направил в Роспатент ходатайство о продлении срока оплаты.

Будете требовать деньги назад - испортите карму

Райса неоднократно пыталась выяснить, как обстоят дела с регистрацией ее товарного знака. Сначала посредник утверждал, что все идет как надо. Со временем тон переписки изменился, а ответы становились все реже.

Предпринимательница пришла в замешательство, когда узнала, что за восемь месяцев по ее заявке не произошло буквально ничего. Получалось, что она заплатила деньги за собственное ожидание.

Знак все еще можно было спасти - штрафной период истек не окончательно. Но продолжать сотрудничество с подрядчиком, который игнорирует клиента, не хотелось.

Мы предложили Райсе подать заявку заново, а старую - отозвать. К тому же, Роспатент так и не начал экспертизу по существу - пошлину за нее можно было перезачесть в пользу новой заявки. Для этого требовался лишь один документ - ходатайство от плательщика. А пошлину, напомню, оплачивала сотрудница бюро.

Мы подготовили для Райсы все необходимое. Она направила ходатайство представителю теперь уже прошлого подрядчика и попросила поставить подпись. Однако подписанным мы его так и не увидели. Сначала не получалось скачать документ, затем он не открывался, затем в нем неожиданно оказались неверные реквизиты. В чем была ошибка - никто не говорил. Наконец, подрядчик сообщил, что уехал за границу и прямо сейчас ничего подписать не может.

Параллельно предпринимательница пыталась вернуть средства за неоказанную услугу. Здесь всплыл интересный факт - все договоренности с компанией были устными. Точнее, прописанными исключительно в мессенджере. Райса перевела деньги до подписания договора и не получила его после оплаты.

Девушка написала в патентное бюро, что будет решать вопрос в претензионном порядке, а после - обратится в суд. В ответ ей пообещали иск за потребительский экстремизм.

Потребительский экстремизм - злоупотребление правами покупателей товаров или услуг в корыстных целях.

Попытки мирно и без эмоций урегулировать конфликт воспринимались как шантаж. Кроме этого, представитель компании написал, что Райса испортит себе карму, если продолжит угрожать и требовать возврат средств. По его мнению, предпринимательница оплатила не оказание услуг по регистрации бренда, а использование некоего сервиса по подаче заявки. А раз заявка была подана, то и вопрос исчерпан.

Регистрация бренда и финал истории

Все то время, пока Райса пыталась получить ходатайство, подрядчик настойчиво просил мой номер для выяснения каких-то важных деталей. В конце концов мы созвонились, не выяснили ничего нового, но представитель бюро пообещал прислать-таки подписанный документ. Не прислал.

Райса устала ждать и в конце октября прошлого года сама оплатила пошлину по новой заявке. Уже в феврале Роспатент прислал решение о регистрации ее товарного знака.

Подрядчик пропал с наших радаров. Пыталась ли пострадавшая предпринимательница снова писать ему - неизвестно.

Возможно я не вспомнила бы об этой ситуации, если бы недавно к нам не обратился еще один клиент той компании. История похожая. На данный момент специалисты “Железно” разбираются в деталях. Возможно, чуть позднее я смогу поделиться и этим опытом.

Вместо заключения

Можно сказать, что предприниматели сами виновны в произошедшем: недостаточно внимательно отнеслись к выбору бюро, не потребовали договор до оплаты и так далее. Но они все равно остаются жертвами чужих противоправных действий.

Доверие между партнерами - это прекрасно. И лучшее ему подтверждение - готовность подписать договор с обоюдными гарантиями и обязательствами. Взаиморасчеты - после. В противном случае одна из сторон может повторить историю Райсы - безрезультатно потратить время, деньги и нервы.

Нужна экспертная консультация по вопросам интеллектуальной собственности? Свяжитесь с нами в WhatsApp по номеру +79229092784 или Telegram @zhelezno_pb.

Больше материалов об интеллектуальной собственности и ее защите читайте в блоге патентного бюро “Железно” и в сообществе ВКонтакте.

3737
5 комментариев

Печальная ситуация, за то наглядно демонстрирует риски, связанные с недобросовестными подрядчиками

2
Ответить

Никто не застрахован от подобного, увы.

Ответить

Своя торговая марка в продажах - как говорится "маст хэв" !
Больше таких историй на сайте VC, чтобы все торговцы оценили свои риски !
Почему господа из компании "Железно" стесняются признаться, что живут и работают в Кирове ?

Ответить

Так сильно стесняемся, что написали на сайте компании.

2
Ответить

Полезная статья, спасибо. Регистрация бренда на мп даёт не только возможность защитить свои права в суде (но это основное и главное), но и возможности для развития, например, когда маракетплейс выкатывает промо список брендов, или новые некие подтверждения - а вас там нет, так как вы не бренд юридически, и всё, продвинуться сложнее.

1
Ответить