Как бесполезные стратегии убивают бизнес. Как отличить стратега от дилетанта в 2024 году?

Как бесполезные стратегии убивают бизнес. Как отличить стратега от дилетанта в 2024 году?

Меня зовут Андрей Голунов, я бизнес-консультант, 12 лет управленческого опыта. Консультировал 150+ компаний, с выручкой до 1 млрд. Причина написания этой статьи: я в гневе. И у меня есть на это конкретные основания. То, от чего у меня бомбит и от чего мне хочется бросить в некоторых отдельно взятых личностей чем-то тяжелым – это новый опасный тренд в «стратегических» сессиях.

Итак, Вы увидели рекламу, где маркетинговое агентство/специалист из мира performance-маркетинга прызывает к действию:

Записывайтесь скорее на бесплатную стратегическую сессию

- такой оффер сейчас можно часто встретить. Чаще, чем хотелось бы.

И вот Вы записались на «стратегическую» сессию, длится она час-два, по факту являясь просто консультацией, где уже в конце вам пытаются продать продукт. Почему это точно не стратсессия? Потому что стратсессия – это УЖЕ сам по себе продукт, который стоит денег. И это очень сложный продукт. Это энергозатратный мозгоштурм, требующий чудовищных усилий, внимания и энергии как команды, так и самого основателя.

Такая подмена понятий приводит к обесцениванию самого понятия «стратегическая сессия», поэтому многие мои потенциальные клиенты не до конца понимают, чем же всё-таки занимается бизнес консультант, поэтому приходится объяснять на пальцах.

Чтобы сформировать осведомлённость и понимание, что такое настоящая стратегическая сессия, и как отличить стратега от оракула, я запускаю цикл статей на тему стратегии, методологий и инструментов, которые я применяю в своей работе на реальных проектах с выручкой до 1 млрд.

Результаты, которые даёт настоящая стратсессия

В первую очередь, владельцы бизнеса перестают «зашиваться» в рутине и тушении пожаров, освобождаются от состояния «всё на мне». Сессия устраняет хаос в процессах, помогает понять цели и направления роста, а также разработать план масштабирования. Она даёт время на развитие, структурирует быстро растущий бизнес, снижает хаос и текучку, облегчает поиск сотрудников, синхронизирует производство с продажами, повышает вовлечённость команды и самостоятельность сотрудников, устраняет необходимость постоянного контроля и чётко распределяет обязанности.

Мои клиенты достигли впечатляющих результатов: выручка строительной компании выросла с 300 млн до 1 млрд рублей за 2 года; выручка одной компании увеличилась на 40%, процесс документооборота сократился с 35 до 20 дней, был создан второй отдел продаж и открыт офис в Москве. Юридическая компания увеличила прибыль в 5 раз за 3 года, производственная компания снизила количество заказов с нарушением сроков с 30% до 10%, а убыточный ресторанный бизнес с -3 млн руб. ежемесячно вышел в плюс.

Почему все цифры без имён? Потому что NDA. Но если Вы напишите мне в личку или проявите активность в комментариях, то может быть я покажу, как это выглядит изнутри: )

Но главное — это не только мои результаты, это в первую очередь результаты клиентов и их команды, людей которые были готовы к изменениям и следовали моим рекомендациям!

Что такое стратсессия

Прежде чем взбираться по лестнице, убедитесь, что она прислонена к тому зданию, которое вам нужно.

Стивен Кови

Стратсессия – это не про «повеселились, похлопали, потопали, поиграли в какие-то игрушки», как делают бизнес тренеры. И не про рекомендации формата «лендинг + контекстная реклама», т.е. не про инструменты из мира performance-маркетинга. Это ни в коем случае не услуги оракула, т.е. не про попытки заглянуть в будущее с помощью волшебного шара. Стратсессия — это некий вектор направления движения компании, видение, пропущенное сквозь призму инструментов и методологий и подходов.

И первая рекомендация, которую я могу дать, звучит так:

Не упирайтесь в конкретный подход

Я не являюсь приверженцем и евангелистом конкретного подхода. Почему? Потому что если конкретные элементы того или иного метода оценки или системы, управления не ложатся на культуру, которая УЖЕ сложилась в компании, то от стратегической сессии попросту не будет результата. Хочу раскрыть эту мысль на простом примере.

Итак, сегодня у нас в студии нестареющая классика, SWOT-анализ. Впервые был описан дядюшкой Кеннетом Эндрюсом в 1963 году в Гарварде на конференции по проблемам бизнес-политики.

В базовом варианте для оценки стратегии это один из самых распространенных аналитических методов, который позволяет в комплексе оценить сильные и слабые стороны стратегии, а также возможности и угрозы, влияющие на нее.

Как бесполезные стратегии убивают бизнес. Как отличить стратега от дилетанта в 2024 году?

В чем проблема SWOT-анализа

Увы, но стратегия, пропущенная через SWOT-анализ, изолированный от других инструментов показывает узкую картину мира. Почему узкую? Потому что главный минус SWOT-анализа заключается в том, что он не даёт чётких числовых показателей и инструкций к действию, а лишь отражает ситуацию в моменте, потому как не учитывает изменения в компании или на рынке в динамике. Ко всему прочему, часто в его основе лежат субъективные показатели, которые еще и искажают картину действительности.

Что же делать в таком случае? Об этом ниже?

Объединение методов: SWOT и классификация рисков

После проведения «академического» SWOT-анализа я объединяю его с подходом классификации рисков. Риски оцениваются по их степени влияния на стратегию, которая разработала команда, и по вероятности их наступления. Получается сетка или матрица, где вертикаль отражает вероятность риска (малая, средняя и высокая) , а горизонталь – последствия для бизнеса (минимальные, серьезные и катастрофические) :

Матрица классификации рисков
Матрица классификации рисков

Далее, следует ключевой тэйк: на маловероятные риски, или на те риски, которые вообще не влияют на бизнес попросту незачем тратить ресурсы. Поэтому после того, как стратегия пропускается через классификатор рисков, мы фокусируемся на серьезных и катастрофических последствиях с средней и высокой степени вероятности.

Приоритеты фокусировки
Приоритеты фокусировки

И вот, объединив всего-то два инструмента и пропустив через них стратегию, мы получаем результат, который уже имеет бОльшее отношение к реальной картине мира. А инструментов больше, чем два. Намного больше.

Эти и другие новости у меня в телеграм-канале Голунов наводит порядок. Присоединяйтесь, нас уже почти 7000 :)

Вывод

Упарываться в инструменты нужно в том случае, когда имеется узкоспециализированный запрос, например, посчитать UNIT-экономику или каскадировать воронку продаж. Такие задачи решаются понятным простым инструментом и не нужно пытаться изобретать велосипед. Но если задача более высокоуровневая, более сложная, а стратегия не может быть низкоуровневой задачей, то нужно компилировать различные инструменты, опыт, знания, насмотренность, при этом учитывая культуру компании и личность руководителя.

77
32 комментария

Правильно понял, что ответ на вопрос в заголовке "как отличить стратега от дилетанта?" – дилетанты не проводят стратсессию бесплатно и не возводят в абсолют какие-то конкретные инструменты и методы?

На счет первого по-моему сомнительно, если у кого-то стратсессия является "входом" в многомесячное сотрудничество - почему бы и нет?)

1
Ответить

Дилетанты как раз позиционируют обычную диагностическую (продающую) встречу как страт сессию. Это в корне не верно и обесценивает инструмент.
На счёт бесплатно, ну такое) Полноценная страт сессия проводится два полных дня с собственником и ключевой командой. Не знаю таких людей кто готов был бы делать это бесплатно)

2
Ответить

какие гарантии вы даёте? какую ответственность вы несете, если в результате вашей работы выбранный вектор приводит компанию к ещё большим убыкам, отсутствию положительной динамики.

Ответить

Предпринимательская деятельность — осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от владения имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Гарантии Сбербанк даëт))

Я не придумываю за команду стратегию. Моя задача это фасилитация, сопровождение и поддержание групповой динамики. И в целом фокусировка команды на цели и декомпозиция шагов для еë достижения

Ответить

Вы не очень понимаете,что вы продаете?Вы думаете,что вы продаете стратегию.Нет вы продаете отсутствие головной боли.Я сейчас объясню.Взять например человек который шьёт костюмы 10 000 штук в месяц.Он может быть хорошим портным, разбираться в тканях.Но он ничего не понимает в продажах.И когда он начинает заниматься продажами у него начинает болеть голова.Поэтому таким"бизнесменам"я советую первое составить план работы на 6 месяцев.И не делать больше положенного.Главная ошибка таких "бизнесменов"то что они начинают делать больше положенного.Мозг должен отдыхать,а он не отдыхает и тогда у него начинает болеть голова.Сложность в том,что 99,99999% процентов "бизнесменов"в это не верят.99,99999% процентов "бизнесменов"это уверенные в себе идиоты.В результате они получают головные боли и разрушенную личную жизнь.

1
Ответить

На счёт "уверенных в себе идиотов", не согласен. Мои клиенты это очень осознанные, успешные и крутые люди. У которых я тоже многому учусь.
А с тем, что им нужна помощь в построении системы продаж, менеджмента и HR-блоке это да)

Ответить

Это всё, чтобы сломать голову?)

1
Ответить