От бунта к прибыли: как мы избежали катастрофы в отделе продаж и увеличили прибыль на 10%
Задумывались ли вы, почему ваши сотрудники недовольны зарплатой, а продажи не растут? В статье рассказываю историю предпринимателя, столкнувшегося с угрозой ухода сотрудников и падающими продажами. Спойлер, продажи выросли, сотрудники остались. Как? Благодаря грамотной KPIs системе. Время чтения статьи - 4 минуты
Меня зовут Юлия Кузнецова, я маркетолог и главный редактор в компании “Тринити-Консалт”. Наше агентство предоставляет комплексные услуги в сфере HR для команд из отдела продаж: разбор воронки найма, рекрутинг сотрудников, построение и модернизация системы управления и системы мотивации. Кстати, в нашем телеграм-канале мы проводим разборы описания вакансий, после которых целевые отклики появляются на следующий же день. Подпишись.
Введение: От отчаяния к надежде
К нам обратился предприниматель, занимающийся оптовыми продажами свадебных платьев и аксессуаров, в состоянии близком к панике. Его отдел продаж, состоящий из трех менеджеров, предъявил ультиматум: поднимите нам зарплату или мы уходим. Ситуация была критическая. Бизнес показывал отрицательные результаты - минус 30% по сравнению с прошлым годом. Предприниматель был на грани отчаяния и не знал, как поступить.
Проблема: Смена команды или жесткий менеджер?
Предприниматель рассматривал два варианта: полностью сменить команду или нанять руководителя отдела продаж, который станет "цербером" и "драть" за показатели. Однако смена команды могла усугубить ситуацию.
Минимальный срок адаптации нового сотрудника в отделе продаж (это когда он полностью “въехал” в курс дела) составляет 3 месяца. Это значит, что 3 месяца на его участке бизнес будет жестко недозарабатывать. Далее, нанимать нового руководителя - дорогое удовольствие: зарплата начинается от 130 000 рублей в месяц (в Москве - выше), что в год составит минимум 1 560 000 рублей дополнительных затрат на фонд оплаты труда.
Наше решение: Аудит и модернизация системы мотивации
Мы предложили провести аудит рабочего дня сотрудников и условий труда, а затем модернизировать систему мотивации. Никаких сложных вариантов аудита делать не предлагаю, начали с простого и доступного каждому читателю шага.
Интервью с сотрудниками: первые шаги к правде
Для начала мы провели интервью с каждым сотрудником. Клиент переживал, как сотрудники воспримут интервью, представляя себе процесс как самый жесткий допрос в самом суровом полицейском участке. Однако наша команда - профессионалы, и интервью прошло в формате приятной беседы. Мы раскрыли каждого менеджера, вызвав у них доверие и интерес к беседе.
Выявленные проблемы
Оказалось, что ключевой проблемой недовольства сотрудников и их желание “свинтить” на сторону была система оплаты труда и…отсутствие четких целей:
- Система оплаты труда состояла из оклада + 3% от продаж, без каких-либо целей. Логика предпринимателя: продавай больше - зарабатывай больше, в чем проблема? Спойлер, это не стимулировало сотрудников к активной работе (и дальше в статье я расскажу, почему)
- За первую отгрузку новому клиенту сотрудники получали 4%. Однако на практике новые клиенты в первую отгрузку делали самый минимальный из возможного заказ. Конечно же, это не стимулировали менеджеров искать новых клиентов.
Также выяснилось, что в команде есть неформальный лидер, к которому прислушиваются остальные, и сам сотрудник хочет получить шире функционал и выше статус. И его демотивировала ситуация, что возможностей роста в команде не было.
Новая система мотивации
После проведенного аудита мы предложили пересмотреть орг структуру внутри команды и систему распределение обязанностей: решение - перераспределить клиентскую базу между сотрудниками, назначить старшего специалиста, оставив ему только лояльных вип-клиентов.
Помимо орг. структуры, мы предложили новую систему мотивации:
- Оклад и % от продаж с учетом выполнения целей. Цели ставятся в количестве проданных платьев.
- Специальные цели для каждого сотрудника с выплатой бонусов за их достижение. У старшего специалиста специальная цель - контроль за результаты всей группы.
Сомнения клиента и реакция команды
Когда мы представили систему предпринимателю, он сначала обрадовался, но потом засомневался:
"Это нереально, моя команда так работать не захочет, они уволятся. Зря я согласился на все эти KPIs, лучше бы просто нанял руководителя!"
Мы всё же настояли на том, что сами презентуем новую систему KPIs сотрудникам, отработаем все вопросы и возражения
На презентации сотрудники сначала слушали нас настороженно. Но к нашему удивлению, в конце они…аплодировали и благодарили нас (клянусь, за все время нашей практики мы в первый раз увидели такое, что команда продаж хлопает после внедрения новой системы KPIs). Они поняли, что их услышали, что учли пожелания и волнения. А самое главное - обрадовались наличию конкретных целей.
“Мы хоть теперь понимаем, куда бежать!”
Результаты: от скептицизма к успеху
Не в наших правилах врать и преукрашивать, поэтому признаемся честно: первый месяц внедрения команда провали цель: вышли на значение -3% в прошлому году. Но со второго месяца наметилась положительная тенденция - они перекрыли значения прошлого года и вышли в плюс 4%. Третий месяц - плюс 10%. Команда заряжена, замотивирована, предприниматель доволен.
Почему цели важны
Исследования показывают, что наличие четких целей повышает продуктивность сотрудников на 20-25%. Четкие цели дают сотрудникам конкретное понимание того, что от них ожидается. Это помогает устранить неопределенность и позволяет сосредоточиться на конкретных задачах. Когда люди знают, что именно они должны достичь, они могут лучше планировать свои действия и распределять время.
Компания Gallup (компания-лидер по вопросам вовлеченности сотрудников) обнаружила, что работники, имеющие четкие цели, на 30% более вовлечены в свою работу, чем те, у кого их нет Это подтверждает и наш опыт: команда не просто работала лучше, но и стала более сплоченной и мотивированной.
От бунта к бонусам
Какие самые главные выводы вам стоит сделать и взять к себе в работу:
- При возникновении кризиса в отделе продаж не всегда стоит сразу нанимать нового руководителя. Важно выслушать сотрудников и понять корень проблемы. Лучше всего это сделать в формате one-to-one общения. Так каждый член команды будет услышан (а это тоже повышает вовлеченность - проверенные лафйхаки от наших HR’ов. Еще больше лайхаков, а также разборы вакансии - в нашем телеграм-канале)
- Простая система оплаты в виде процента от продаж не работает. Еще раз: НЕ РАБОТАЕТ! Людям нужны четкие цели и динамическая система вознаграждения
Динамическая - это когда за перевыполнение ты можешь получить больше. А если недовыполняешь - то получаешь с понижающим коэффициентом. Метод кнута и пряника в действии
А если вы столкнулись с подобной ситуацией в вашем бизнесе, мы готовы помочь! Проведем бесплатный HR-аудит и подскажем, как улучшить систему работы с сотрудниками. Оставьте заявку на нашем сайте и начнем работать вместе над ростом вашего бизнеса.