Кейс: как мы сняли санкции в Гугле с сайта стоматологии

Моя команда в «Лидере поиска» занимается SEO-продвижением и поддержкой сайта сети стоматологических клиник «Центр Эстетической Стоматологии» уже более 10 лет. За это время сайт impl.ru с нами пережил несколько редизайнов, взлетов и падений по разным причинам: от заражения сайта вирусом до попадания под фильтр Гугла. Наиболее трудной задачей было снятие санкций, которое заняло практически 2 года. Почему так долго и какие работы были проведены рассказываю и показываю далее. Получилось подробное руководство про то, как работать с медицинскими сайтами, чтобы понравиться Гуглу.

Предыстория

Ничего не предвещало беды. На сайте ежемесячно проводились работы, добавлялись новые посадочные страницы, успешно проводилась оптимизация под быстрые ответы и как следствие увеличивался трафик.

В личном кабинете Search Console не было никаких уведомлений о санкциях. Трафик просто стал падать на глазах. За 3 месяца снизился примерно в 3 раза (с 17000 посетителей в месяц до 6000), а потом ушел почти в ноль.

Падение посетителей из Гугла в 2020 году
Падение посетителей из Гугла в 2020 году

В январе 2020 Гугл запустил обновление основного алгоритма (core update), которое больше всего повлияло на YMYL (your money, your life) сайты.

YMYL-сайты — это сайты, которые могут потенциально повлиять на здоровье, безопасность, финансовое благополучие или другие важные аспекты жизни посетителя. Наш ресурс как раз попадает под эти критерии.

Google уделяет особое внимание YMYL-сайтам и предъявляет к ним высокие требования в плане качества и достоверности информации.

Качественный YMYL-сайт должен:

  • содержать достоверную и актуальную информацию;
  • иметь экспертный контент;
  • иметь ссылки на авторитетные источник;.
  • быть хорошо структурированным и удобным для пользователей;
  • иметь хорошую репутацию.

Наш план действий

Так как Гугл не предоставил информации, на что именно было направлено обновление, разбираться пришлось самим.

В 2020 году в русском сегменте большинство сайтов не были готовы к YMYL требованиям, поэтому мы не стали ориентироваться на них. Мы обратились к руководству для асессоров Гугла, исследованиям и зарубежным сайтам, которые выросли во время апдейта.

Сайты, которые увеличили трафик после январского апдейта
Сайты, которые увеличили трафик после январского апдейта

Наши действия:

  • Из руководства для асессоров мы выделили основные направления по оптимизации, чтобы контент мог соответствовать оценке «очень высокое качество».
  • Проанализировали трастовые сайты. Такие как https://www.mayoclinic.org/, https://www.healthline.com/, https://my.clevelandclinic.org/ и другие на предмет подхода к написанию текстов и предоставления контента на страницах.
  • Проанализировали множество кейсов по восстановлению трафика на медицинских сайтах. Выделили самые популярные доработки.

E-E-A-T

E-E-A-T (Experience, Expertise, Authoritativeness, Trust) — это основные критерии Гугла при оценке качества страниц для YMYL-сайтов.

Пройдемся по каждому из них: дадим цитаты из руководства и что мы сделали.

Опыт (Experience)

Подумайте, достаточен ли непосредственный или косвенный опыт создателя контента в данной сфере. Многие страницы заслуживают доверия и хорошо достигают своей цели, если их создают люди с богатым личным опытом. Например, какому отзыву вы бы поверили больше: от человека, который лично пользовался тем или иным продуктом, или от того, кто знает о плюсах и минусах лишь понаслышке?


В случае некоторых типов страниц уровень опыта и компетентности может быть очевиден из самого ОК. Какие свидетельства вы можете найти, изучив ОК или проанализировав страницу? Например, вы можете понять, что человек является экспертом в укладке волос, если посмотрите видео его работы (укладка волос клиента) и прочитаете комментарии пользователей (комментаторы часто подчеркивают компетентность мастера или ее отсутствие).
«Руководство для асессоров Google», часть 1, глава 3.4 E-E-A-T

Свой опыт на страницах мы подтверждаем различными способами:

  1. Используем триггерные слова в явном виде: «опираясь на наш опыт», «благодаря нашим практическим знаниям», «основываясь на наших наблюдениях», «согласно исследованиям»
  2. Используем фото примеров работ врачей.
  3. Выводим видео с врачами о проводимой услуге, как она проходит, вопросы, которые интересуют пациентов.
  4. В блоке специалистов на страницах услуг показываем фактический опыт врачей в годах.
  5. Регулярно пополняем раздел «Наши работы» с краткими описаниями проведенных процедур.

Компетентность (Expertise)

Если цель страницы на тематику YMYL состоит в том, чтобы предоставить информацию или дать совет, требуется высокий уровень компетентности, чтобы страница считалась заслуживающей доверия.


Подумайте, достаточно ли знаний или навыков у создателя контента в данной сфере. Разные темы требуют разного уровня и типа компетентности, чтобы считаться заслуживающими доверия. Например, чему бы вы поверили больше: совету опытного электрика или совету любителя старинных домов, который ничего не смыслит в электропроводке?
«Руководство для асессоров Google», глава 3.4.1 «Тематика YMYL»

Практически на каждой странице есть вопросы пациентов на которые отвечает компетентный специалист, который разбирается в теме. Если вопрос по гнатологии, то отвечает гнатолог. Если — по хирургии, то отвечает хирург и так далее. Из ответа можно сразу перейти на страницу врача, где есть информация о его образовании, что подтверждает компетентность.

Пример ответа специалиста по гнатологии
Пример ответа специалиста по гнатологии

На некоторых услугах выводим цитаты врачей.

Комментарий главврача на странице «Стоматология-хирургия»
Комментарий главврача на странице «Стоматология-хирургия»

Авторитетность (Authoritativeness)

Подумайте, достаточно ли создатель контента или сайт известен как авторитетный источник информации в данной сфере. В отношении большинства тем нет единого официального/авторитетного сайта или создателя контента, но если таковой имеется, то его можно считать одним из самых надежных и заслуживающих доверия источников. Например, страница местного магазина в социальной сети может быть авторитетным и надежным источником информации о том, какие товары есть наличии. Официальная правительственная страница, посвященная получению паспорта, является уникальным, официальным и авторитетным источником информации о продлении паспорта.
«Руководство для асессоров Google», глава 3.4 «E-E-A-T»

Чтобы заслужить авторитет в глазах поисковых систем было сделано следующее:

  • стали делать актуальный, обновляемый, объективный и экспертный контент — публиковать статьи;
  • стали ссылаться на авторитетные источники информации;
  • более требовательно отнеслись к репутации компании и сайта (об этом далее в соответствующей главе);
  • добавили ссылки с авторитетных сайтов;

Надежность (Trust)

Независимо от способа создания контента, странные утверждения и фактические неточности делают статью ненадежной и, следовательно, страница обладает очень низким уровнем E-E-A-T и очень низким качеством.
«Руководство для асессоров Google», глава 4.7 (первый пример)

Мы пересмотрели все существующие до этого статьи и переписали часть из них, исключили неточности, дополнили примерами работ, видео, ценами, отзывами и прочим полезным релевантным материалом.

Для страниц, требующих высокого уровня надежности, информация о том, кто создал контент и кто несет за него ответственность, имеет решающее значение.
«Руководство для асессоров Google», глава 4.5.1

На каждой странице разместили специальный блок для подтверждения того, что информация проверена экспертом.

Внизу каждой страницы имя, фото и регалии человека, проверившего информацию на странице.
Внизу каждой страницы имя, фото и регалии человека, проверившего информацию на странице.

На странице эксперта максимально подробно представлена информация: актуальные данные по профессиональному образованию, ссылки на научные публикации, отзывы и работы.

Работа с репутацией

В руководстве для асессоров репутации посвящен целый блок (глава 3.3).

Хорошая репутация достигается за счет:

  • наличия наград;
  • положительных отзывов;
  • упоминаний на различных сайтах и рекомендаций от признанных экспертов.

У клиники нет премий или наград, которые можно было бы вывести на сайте. Поэтому был сделан акцент на других направлениях.

Отзывы

Была проведена большая работа с отзывами по всем направлениям.

На страницах врачей вывели формы для сбора откликов и рейтинг с Продокторов. Это позволило получать больше отзывов с их последующей модерацией и размещением на релевантных страницах.

Блок с отзывами на странице стоматолога Пастьяна Андрея Альбертовича
Блок с отзывами на странице стоматолога Пастьяна Андрея Альбертовича

На Главной и страницах каждой клиники разместили рейтинги и ссылки на профили на сторонних площадках.

Первый экран страницы клиники на Проспекте Вернадского
Первый экран страницы клиники на Проспекте Вернадского
Скептически относитесь к тому, что сайты заявляют о себе, особенно когда присутствует явный конфликт интересов. Вместо этого ищите независимые обзоры, упоминания, рекомендации экспертов, новостные статьи и другие источники достоверной информации о сайте. Ищите информацию, источником которой является человек или организация, а не статистику или другие данные, обработанные компьютером.
«Руководство для асессоров Google», глава 3.3.1 «Репутация веб-сайта»

Клиент серьезно отнесся к сбору отзывов: организовал сбор отзывов с пациентов, следит за оценками на внешних площадках, дает обратную связь на отзыв и реагирует на негатив.

284 отзыва с ответом от представителя клиники с общей оценкой 4,8
284 отзыва с ответом от представителя клиники с общей оценкой 4,8

Ссылки

Работа может идти по 2-м направлениям: с внешними ссылками и внутренними.

Наличие хорошего внешнего ссылочного профиля важно в Гугле, чтобы показать авторитетность сайта, однако в медицинской тематике с этим сложно: высокие требования к качеству площадок; сложность размещения; отсутствие роста ссылочной массы у большинства конкурентов из ТОП-10.

Поэтому мы сосредоточились на внутренних ссылках, которые также важны для подтверждения авторитетности.

«Руководство для асессоров Google», глава 5.6 «Примеры страниц низкого качества»
«Руководство для асессоров Google», глава 5.6 «Примеры страниц низкого качества»

В каждом тексте мы ссылаемся на авторитетные ресурсы, которые Гугл считает качественными (можно проверить в Gemini — продукт Гугла, которые предоставляет список авторитетных сайтов).

Ссылки на источники для статьи от 23.04.2024
Ссылки на источники для статьи от 23.04.2024

Помимо этого были проанализированы и отклонены плохие ссылки через Disavow Tool.

Настроены 301 редиректы с удаленных страниц, на которые вели внешние ссылки.

Контент

Ежемесячно мы создавали новые посадочные страницы под услуги, обновляли старые, а также публиковали статьи для подтверждения экспертности. Мы ориентировались на конкуренцию в выдаче и выбирали в первую очередь темы, где высокая вероятность попасть в ТОП-3.

Тексты — это основа контента в нашем случае. Мы серьезно подошли к поиску хорошего копирайтера, который не просто имеет опыт в написании статей на стоматологические темы, но и является практикующим специалистом. После работы с несколькими исполнителями, мы остановились на одном, который полностью соответствует следующим требованиям:

  • имеет опыт в сфере стоматологии;

  • не допускает ошибок в написании текстов, пишет без воды и неточностей;

  • мнение совпадает с большинством экспертов в тематике;

  • компетентен в большинстве стоматологических тем;

  • использует профессиональную литературу и авторитетные сайты для написания текстов.

Список проведенных работ по контенту:

  • Эксперт написал новые тексты и переписал старые.
  • Добавили примеры работ.
  • Заменили видео с ютуба, которые перестали работать, а также добавили новые.
  • Добавили блок вопросов и ответов, а также форму для сбора вопросов, в которую каждый месяц поступает порядка 20 вопросов. В конце месяца мы собираем все вопросы, передаем специалисту и размещаем ответы.
  • Добавили отзывы.
  • Добавили цитаты врачей.
  • Добавили блок для оценки страницы.
  • Указали источники информации.
  • Указали дату обновления статьи.
  • Добавили памятки для пациентов после проведения процедур.
  • Добавили сводные и сравнительные таблицы.
  • Заменили фотографии, содержащие кровь, на более нейтральные.
  • Добавили информацию об используемом в клиниках оборудовании.

  • Дополнительно заполнили страницы специалистов.

Результаты

Нам удалось снять фильтр с сайта, хотя это и потребовало много ресурсов, как наших, так и клиентских, результаты в долгосрок отличные.

Динамика посещаемости сайта из Гугла с октября 2019 по май 2024
Динамика посещаемости сайта из Гугла с октября 2019 по май 2024

В октябре 2019 из Гугла было ~16,5 тысяч посетителей на страницы услуг, в мае 2024 года ~12 тысяч. Страниц со статьями в 19-20х годах не было, в мае 2024 года более 45 тысяч посетителей приходится на раздел статьей.

Почему так долго?

Особенность влияния Google Core Update в том, что переоценка сайта возможна только после очередного апдейта.

Мы внедряем ключевые обновления раз в несколько месяцев. Если в результате этого ваши материалы потеряли свои позиции в результатах поиска Google или в рекомендациях, то ситуация может не измениться вплоть до выхода следующего ключевого обновления (даже если вы доработали контент).
Из справки Гугла developers.google.com

Поэтому после наложения фильтра важно внести изменения в максимально короткие сроки, чтобы успеть к следующему обновлению.

В нашем случае трафик начал возвращаться к прежнем показателям только на 6-м апдейте.

А что Яндекс?

У Яндекса нет практики объявлять об апдейтах заранее. Вебмастера узнают о них по факту, например на конференциях. Наиболее масштабное обновление алгоритмов было в марте 2021 года, когда медицинская выдача сильно изменилась и статейники из ТОПа вытеснили профильные сайты. Следующий глобальный апдейт был в марте 2023, который был направлен на ужесточение требований к YMYL сайтам.

Анонс новых требований для YMYL-сайтов на 11-й вебмастерской
Анонс новых требований для YMYL-сайтов на 11-й вебмастерской

Самые свежие изменения в алгоритмах отметили на 12-й вебмастерской. Корректировки пришлись на январь и февраль 2024 года.

Все наши доработки под Гугл дали потрясающий эффект на позициях в Яндексе.

Желтым показан Гугл, красным цветом Яндекс)
Желтым показан Гугл, красным цветом Яндекс)

Вывод

SEO — это постоянная работа над сайтом и оптимизация под внешние условия, будь-то сезонной спрос или обновление алгоритмов. На примере данного проекты мы в очередной раз убедились, что можно исправить любую ситуацию и получить результат. Главное не унывать, постоянно анализировать и продолжать работу.

Если у вас есть сайт, который попал под фильтр одной из поисковых систем — напишите, мы с командой проанализируем ваш случай и дадим рекомендации. Если вам нужны качественные SEO-услуги и/или техподдержка сайта, пишите, мой аккаунт в телеге @abochkarev.

1818
9 комментариев

Достойно восхищения! 👏

1
Ответить

Колоссальная работа проделана, конечно

1
Ответить

Четко и по делу, такое приветствуется)

1
Ответить

Основательно конечно подошли к процессу, молодцы

1
Ответить

Восстановление трафика после апдейта основного алгоритма Гугла, увы но сложный процесс

Ответить

Столько всего проделано а реально важно было только одно о чем в статье 1 предложение ))

Ответить

Поведайте плз, о каком одном предложении речь, будем знать, что действительно важно)

Ответить