«Чёрная дыра, втягивающая кадры»: Forbes — о том, как маркетплейсы и сервисы доставки создали дефицит на рынке труда

Выжимка материала издания.

Фото: «Ура.ру»
Фото: «Ура.ру»
  • Кадровый дефицит в России — одна из «самых острых проблем в российской экономике», регулярно говорят в ЦБ и правительстве.
  • Аналитики РАН подсчитали, что в 2023 году общий дефицит кадров в России составил 4,8 млн человек. В конце 2021-го консалтинговая FinExpertiza подсчитывала, что нехватка кадров в России составляет 2,2 млн человек — значит, за два года дефицит вырос как минимум вдвое.
  • Причинами указывают сокращение демографии и последствия «спецоперации». Собеседники Forbes же предполагают, что есть и другая «чёрная дыра», втягивающая кадровые ресурсы. Речь о e-commerce.

Насколько выросли маркетплейсы и сервисы доставки еды

  • «Новая эра» в их развитии наступила в 2020 году, когда из-за локдауна выросла популярность доставок. По оценке Data Insight, в 2020-м рост e-grocery составил 250%, до 130 млрд рублей, маркетплейсов — 108%, до 721 млрд рублей. По итогам 2023 года Data Insight оценил объём e-grocery уже в 809 млрд рублей, маркетплейсов — в 4,4 трлн рублей. Они выросли в шесть раз.
  • Рост рынка сопровождался развитием инфраструктуры. В 2020-м, по оценке Data Insight, было 46 тысяч пунктов выдачи заказов (ПВЗ), сейчас — 100 тысяч. В «Infoline-Аналитике» называют большее количество — 150 тысяч. По её же данным, в 2020-м у Ozon было 12 тысяч ПВЗ, у Wildberries — 26 тысяч. Сейчас у Ozon 36 тысяч ПВЗ, у Wildberries — 33,7 тысячи.
  • Для работы в ПВЗ нужно от двух до трёх сотрудников, говорят аналитики. Таким образом, количество занятых в этом секторе выросло с 92 тысяч человек в 2020-м до 200-300 тысяч человек, считает Forbes.
  • По такой же логике подсчитали и вероятное количество людей, занятых на складах. В 2020-м Wildberries, Ozon и «Яндекс Маркет» суммарно занимали 900 тысяч м² площадей, в 2023-м — уже 5,1 млн м². На 100 тысяч м² нужно примерно 4000-5000 человек. Тогда с 2020-го количество складских работников выросло с 36 тысяч до 204 тысяч.
  • Самая «человекоёмкая» сфера — курьерская служба. По разным оценкам аналитиков, курьерами работает от 700 тысяч до 1 млн человек. В 2020-м аналитики «СберМаркета» полагали, что в России около 205 тысяч курьеров.
  • По оценкам Forbes, в ПВЗ, на складах и курьерской службе заняты больше 1,4 млн человек. Это количество — «минимальное», так как в нём не учитываются сотрудники специализированных магазинов, продавцов на маркетплейсах (они могли работать в найме и уйти), сотрудников этих продавцов, работников дарксторов и кухонь, ориентированных на доставку (dark kitchen).
  • Сами компании называют разные цифры: Ozon указывает, что у него 100 тысяч сотрудников и партнёров, Wildberries — что их «десятки тысяч».

Почему уходят в e-commerce и доставку

  • По словам представителей других отраслей, чтобы привлечь такое количество сотрудников на «дефицитном» рынке, компании используют «агрессивную стратегию найма», где главную роль играет «гонка зарплат». То есть они попросту предлагают больше денег.
  • В отчёте Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования основной причиной роста зарплат называли доходы участников «спецоперации» — так как на эти выплаты ориентируются и соискатели. Forbes предполагает, что e-commerce сыграл точно такую же роль, и именно с его подачи началась «гонка зарплат». Компании готовы для привлечения сотрудников тратиться на маркетинг, снижать возрастной порог и привлекать людей из регионов.
  • Людей привлекают высокие зарплаты, которые продолжают расти. При этом e-commerce продолжает инвестировать в расширение и «захватывать» доли рынка, они сосредоточены на экспансии в новые регионы, а не финансовом результате. Другие сферы, тот же ритейл или общепит, такие вложения себе позволить не могут.
Уже есть истории, когда директор «Ашана» увольняется и идёт за аналогичную зарплату работать на сортировке в «Яндекс Доставке». Когда его спросили, почему он так поступил, он, не думая, ответил, что ему проще за те же деньги работать в сортировке и отвечать за себя, чем за 200 сотрудников. К сожалению, таких примеров всё больше.
Александр Перемятов, президент Magic Group
  • Больше всего востребованы сотрудники рабочих специальностей и среднего звена, запрос на топ-менеджеров минимальный. А сильнее всего от «агрессивного найма» страдают сегменты логистики и ритейла. Маркетплейсам нужны комплектовщики, кладовщики, операторы складских систем. Из розничных магазинов переманивают линейный персонал, HR- и ИТ-специалистов.
  • «Выхода» же из этой ситуации нет, считают в разных отраслях. Компании пытаются «переигрывать» e-commerce в уровне зарплат, стараются удержать и другими способами — нематериальными. Но в глазах соискателей те не очень привлекательны.
5252
22
реклама
разместить
295 комментариев

Пора Вайлдберризу открывать свой вуз. Кафедра ПВЗ, зачеты по упаковке, диплом по истории Бакальчук — все дела.

100

За пропуски пар будут штрафовать, а на экзаменах раздевать?

20

на практику будут отправлять на склады с заданием подпалить склад и технично всех послать)

14

Кафедра Пятерочки на Физтехе уже есть, если правильно помню

5

Задание на экзамене:
"Заменить Айфон на мыло не вскрывая посылки."

5

Луше начать с преподавания правил дорожного движения курьерам на электромопедах.

4

Начнут с курсов, там и до вуза недалеко.

2