Сила в сообществе: как собрать digital-людей, чтобы бесплатно помочь малому бизнесу
Привет! Я Настя Вареникова, комьюнити-менеджер digital-агентства Realweb. Мы в Ереване активно развиваем свое сообщество digital-специалистов и постоянно в рамках него проводим офлайн-активности.
Так силами всех участников мы устроили первый русскоязычный хакатон в Армении, чтобы помочь банному комплексу предпринимателей из России привлечь местную аудиторию.
О том, как мы запарились в прямом и переносном смысле — в этом кейсе.
Баня без алкоголя — как продвигать
Наше комьюнити Make it Real объединяет специалистов из разных компаний и агентств, причем как российских, так и местных. Каждый месяц участники собираются на митапы — делятся опытом и обсуждают всё про маркетинг.
Как-то к нам пришел СЕО Realweb Armenia Сергей Яралян с проектом, который его зацепил: ребята из России привезли в Армению традиционную русскую баню — с правильным парением, березовыми и дубовыми вениками, а главное, без алкоголя.
Но банный комплекс не приживался среди местного населения. Посещали его только русские релоканты, конверсия с рекламы была низкой, бюджет был сильно ограниченным, а армяне не понимали такую концепцию русской бани — с оздоровительным посылом и без спиртных напитков.
Я сам оказался в такой необычной бане на фоне классических видов развлечений в Ереване благодаря нашим коллегам из комьюнити. Если один человек приводит другого, и им обоим нравится, то почему бы не задействовать силу и мощности всего маркетингового комьюнити.
Продвигать ЗОЖ-баню армянам… А что, звучит как вызов. Мы могли бы объединить усилия всех участников и вместе решить задачу со звездочкой.
Осталось придумать, как.
Это же очевидно… Нам нужен банный хакатон!
В ресурсах сообщества Make it Real:
- более 100 digital-специалистов уровня middle+ из таких масштабных компаний, как Тинькофф, Яндекс и Авито
- как русские специалисты, так и местные, которые работают в ИТ-компаниях и крупных армянских банках EasyPay, IDbank, Evocabank
- офис в центре Еревана, где есть 45 рабочих мест
- связи в местных рекламных агентствах и сервисах
Сначала была идея — прямо в чате сообщества накидать варианты продвижения для банного комплекса. Но в Ереване люди не особо любят быть онлайн, им интереснее живое общение. Так что решили перенести мозговой штурм в офлайн и провести мероприятие от комьюнити в формате хакатона.
Классические форматы как лекции и тренинги — это клево. Но формат игрового взаимодействия и совместного решения бизнес задач — самая эффективная форма для комьюнити, чтобы взаимодействие между участниками было более глубоким и взаимно проникающим.
Так все получат желаемое:
— Банный комплекс соберет идеи для продвижения от высококлассных специалистов.
— Участники сообщества покреативят с коллегами в интерактивном формате, тем самым получат новый опыт, нетворкинг и знания, и просто хорошо проведут время.
— Комьюнити получит пиар за счет UGC-контента в соцсетях участников, где они будут делиться эмоциями и победами.
У нас не было опыта организации хакатона, поэтому обратились за помощью к участникам комьюнити. И нашли её в лице Леонида Бугаева, бизнес-тренера и владельца креативного агентства, и Олеси Кострыкиной, комьюнити-менеджера крупной ИТ-компании. Оба специалиста уже организовывали международные хакатоны.
Где проводить? А может прямо в бане?
Представьте, участники в халатах и банных шапках склонились над ноутбуками в поисках идеального решения бизнес-задачи.
Мы бы приложили такие фото в этот кейс, если бы реализовали изначальную идею. Но пришлось перенести локацию хакотона туда, где мы пять дней в неделю потеем и без веников — в офис Realweb, потому что день проведения мероприятия совпадал с самым посещаемым днем в банном комплексе. Мы как маркетологи не посмели мешать бизнесу зарабатывать деньги.
Но от банной тематики не отказались — сохранили ее в подарках и мерче. За призовые места дарили командам сертификаты на комплексную премиальную спа-программу, а каждому участнику — чайный набор и банную карту со скидками. Для мерча мы придумали стикеры с котиком, который «запарился на хакатоне».
С помощью сарафанки, анонсов в местном telegram-канале Marketing in Armenia, группы в LinkedIn нам удалось собрать восемь команд из 35 участников. Причем, только три команды пришли в своем составе, остальные самоорганизовались из тех участников, которые зарегистрировались по одному – вот и обещанный нетворкинг!
Без понимания местного рынка — никак
Получилось так, что в командах российских специалистов было намного больше, чем армянских. Мы опасались, что в некоторых командах не будет ни одного человека, который знает местный рынок. А продвигать банный комплекс всё-таки нужно именно в Армении.
Чтобы все участники понимали особенности местного рекламного рынка, мы пригласили на хакатон Анатолия Дровникова, CEO Evido. Evido сотрудничает со всеми крупнейшими компаниями Армении и рекламными агентствами, поэтому у него на руках много данных по рынку.
Анатолий поделился, например, что Telegram используют только релоканты из России. Эффективно работает сарафанное радио и рекомендации инфлюенсеров в соцсетях. Люди предпочитают покупать в офлайн и не обращают внимание на рекламу на русском и английском языках.
В поисках лучшего решения
Брифинг. Вначале владелец банного комплекса выступил перед участниками с презентацией и познакомил их поближе со своим проектом. После того, как команды начали работу над стратегией, они могли подойти к нему и лично задать уточняющие вопросы.
Это помогло не сбиться с пути. Например, первоначальной гипотезой было, что проекту нужны креативные проекты с местными блогерами, чтобы привлечь больше обычных людей. А в процессе общения с владельцем выяснилось, что самые желанные клиенты для комплекса – это корпораты, ищущие необычные решения для проведения тимбилдингов. А значит, нужны HR, а не блогеры.
Работа команд. Каждая команда должна была за 2 часа разработать коммуникационную стратегию для банного комплекса. Нужно было провести экспресс-анализ рынка, аудит текущего маркетинга, предложить каналы и креативы, предоставить план реализации.
Командам помогали менторы — маркетологи с большим опытом. Они подсказывали, о чем стоит спросить клиента, как лучше анализировать конкурентов, что важно учесть в бизнес-процессах.
Питчинг. В конце все команды представили свои коммуникационные стратегии: от анализа рынка до конкретных рекламных форматов. А кто-то даже успел разработать фирменный стиль и идеи новых продуктов.
«Процесс был приятным и challenging. И мне супер интересно было слушать презы других команд, я как будто месячный курс за час слушала», – написала участница хакатона Александра, маркетолог НКО “Свободная школа”.
Жюри и победители
Помимо владельца банного комплекса, в составе жюри были директор digital-агентства Realweb Armenia Сергей Яралян, СЕО Evido Armenia Анатолий Дровников, президент Ассоциации цифрового маркетинга и электронной коммерции Евгений Мищенко и бизнес-консультант таких компаний как Google, Raiffeisen, МТС – Леонид Бугаев.
Они внимательно изучили все работы и оценили каждый проект по 4 критериям — соответствие ТЗ, попадание в бюджет, реализация в течение года, креативность. Больше всего баллов набрали:
🥇1 место – Евгений Сызранцев (Glider Agency), Владимир Берая, Игорь Калинин, Бухиник Евгений (Permeet).
Команда из Тбилиси обратила внимание, что конкурентами проекта являются не только бани Еревана, но еще велнес-центры и спа-отели всей Армении.
Участники порекомендовали расширить аудиторию и рассмотреть клиентов из ближайшего зарубежья, заинтересованных в выездных корпоративных программах. Они добавили дополнительные услуги — организацию бизнес-игр и встречи с практиками, разработали для них позиционирование, составили список клиентов и расписали календарный план продвижения под имеющийся бюджет.
🥈2 место – Сергей Куражев (DataArt), Илья Котов (Яндекс), Айк Агабекян.
Специалисты сделали упор на повышение рентабельности проекта с текущими ресурсами: переработали тарифную сетку, предложили индивидуальные форматы сотрудничества с туроператорами, банками, автосалонами, а также прописали пошаговый план внедрения комьюнити-эвент-менеджмента для повышения LTV клиентов.
🥉3 место – Игорь Приходько, Вероника Приходько (RTA), Алексей Поляков (Samolet).
Участники этой команды разработали новый фирменный стиль и TOV, прописали CJM от первого касания до постоянного клиента на каждый сегмент аудитории, предложили примеры площадок для продвижения, а также прописали возможные ошибки продаж и способы их исправить.
А после было вино, шампанское и песни под гитару до двух ночи.
В чем плюсы для Make it Real
Банный комплекс забрал с собой самые интересные идеи и воплотил их в реальность. А одна из участниц хакатона устроилась в проект консультантом по маркетингу.
А что это дало нашему комьюнити?
- Про хакатон узнали во всем диджитал-сообществе релокантов Армении и даже Грузии — к нам из соседней страны приехала целая команда, которая и заняла первое место.
- Мы опубликовали пост с результатами в Linkedin, а участники сделали его репост. В итоге получили охват более 2000, его увидели сотрудники крупных компаний.
3. Медиапроект Marketing in Armenia оказал нам информационную поддержку, поэтому о нас узнали и к хакатону присоединились армянские маркетологи.
4. Участники хакатона делились своими эмоциями в LinkedIn, тем самым повысили нашу узнаваемость.
Больше мероприятий от digital-комьюнити Make it Real можно найти в телеграм-канале.