МегаФон перезапустил облачное хранилище МегаДиск

Теперь всем абонентам — бесплатные 100 ГБ на год и трафик.

Привет! Это команда МегаДиска — последний год мы работали над облачным хранилищем от МегаФона. Расскажем, почему решили перезапустить продукт, который не развивался с 2013 года, и что из этого вышло.

Коротко — что получилось в итоге?

МегаДиск — облачное хранилище, реализованное в виде мобильного приложения с поддержкой на десктопе. Абонентам МегаФона сразу доступны бесплатные 100 ГБ памяти и трафик на загрузку файлов. Вход в приложение — по номеру телефона.

Как использовать МегаДиск?

  • Загружать фото, видео, контакты и другие файлы.
  • Синхронизировать телефон с облаком или выгружать только отдельные файлы.
  • Заходить в облако с любого устройства, подключенного к интернету.
  • Обмениваться файлами с друзьями с помощью коротких ссылок и шерить семейный альбом с близкими.

Потестить приложения в Android здесь, для iOS — здесь.

МегаФон перезапустил облачное хранилище МегаДиск

Что происходило с продуктом до прошлого года?

Прежде чем наша команда занялась перезапуском, продукт пролежал на полке 6 лет — можно сказать, ему не повезло. С самого начала для него выбрали не работающую модель монетизации, затем внешние события в разы увеличили затраты на обслуживание, а позже и вовсе заблокировали его работу. Как это было — хронология событий:

2013 — запуск МегаДиска

Первая версия МегаДиска использовала внешнее SaaS-хранилище — это позволило запуститься с небольшим бюджетом с возможностью быстро масштабироваться. Подразумевалось, что МегаДиск будет зарабатывать на мобильном трафике — для этого ограничили скорость при загрузке по WiFi. Гипотеза не подтвердилась — пользователи загружали файлы по WiFi, сталкивались с ограничениями скорости и покидали сервис, не переключаясь на мобильный трафик. Но если с этим еще можно было что-то сделать, то со скорым появлением тарифных планов с безлимитным интернетом — увы, ничего нельзя было сделать. Выбранная модель монетизации моментально устарела.

2014 год — кризис

Рубль упал, и зарубежная SaaS-инфраструктура стала стоить в 2-3 раза больше. Дорого, но, как говорится, можем себе позволить.

2015-2017 — сервис жил своей жизнью

МегаДиск подорожал, но продолжал работать. Его аудитория росла органическим путем — около 500 человек подключались к сервису каждый месяц. Несмотря на то, что продукт не развивался, им продолжали пользоваться десятки тысяч людей.

2018 год — блокировка

В попытках заблокировать Telegram в России, Роскомнадзор стал блокировать амазоновские адреса — под раздачу попали многие сервисы, в том числе и МегаДиск, чья работа остановилась на несколько дней. Стало очевидно, что МегаДиску нужен перезапуск — существовать в изначальном виде он больше не мог.

2019 год — перезапуск

Из-за “пакета Яровой” МегаФону пришлось создать собственную систему хранения данных. Повод спорный, но для МегаДиска однозначно позитивный — теперь он мог слезть с западных серверов, подешеветь и пойти по новому пути развития. В итоге он стал первым коммерческим решением МегаФона, который запустился в зеленых стенах — SaaS-инфраструктуре сотового оператора. Не все удалось с первого раза, но все же сервис удалось запустить и перенести на него все клиентские данные.

Как изменился МегаДиск?

С 2013 много воды утекло. Запустился 5G по всей России — теперь пользователи тратят больше трафика, но платят за него меньше. Самое популярное устройство для пользования — смартфон, с помощью которого люди производят гигабайты контента. Когда МегаДиск оказался в наших руках, мы понимали — переделывать придется все, но что круто — как продукт он не потерял своей актуальности. Облачное хранилище всегда будет востребованным среди пользователей: фотографии из отпуска, гифки с котами, селфи и бесчисленные сторис в Инстаграме — все это надо где-то хранить.

Итак, при перезапуске мы решили сфокусироваться на мобильном приложении. Идея простая — пользователь генерирует контент с телефона и с него же переносит файлы в облако, где они будут лежать, пока не понадобятся. У МегаДиска уже было приложение (осталось с прошлой версии) и мы решили его переделать. Что сделали:
— провели юзабилити тесты текущей версии и выявили ключевые ошибки.
— с помощью глубинных интервью и фокус-групп определили основные сценарии использования облачных хранилищ и на основе полученных данных скорректировали прототипы.
— переработали больше сотни экранов мобильного приложения и перерисовали дизайн в фирменном стиле МегаФона.
— пару месяцев потратили на улучшение макетов
— докрутили пользовательские сценарии, добавили окна и разделы, поменяли местами кнопки и т.д.

Всю аналитику писали в Confluence, чтобы каждый член команды мог иметь ее под рукой.

Было — стало:

Как теперь работает облачное хранилище?

Бесплатный трафик

От платного трафика отказались — теперь он бесплатный для абонентов. Файлы можно загружать как по WiFi или по мобильной сети, не боясь уйти в минус

Бесплатные 100 ГБ для всех и 1 ТБ внутри одного тарифа

Чтобы выделиться на фоне других облаков, мы не стали придумывать сверхъестественные пути и сконцентрировались на главном запросе — объем памяти. Дали всем пользователям 100 ГБ бесплатно на год и 1 ТБ внутри одного из тарифных планов домашнего интернета.

Легкий вход и доступ с любого устройства

Наша аудитория — абоненты МегаФона, поэтому для входа в облако достаточно ввести номер телефона и код из смс для безопасности. Внутри — минимальный, но интуитивно понятный набор слов и кнопок, чтобы не усложнять работу для пользователя. Несмотря на то, что мы сфокусировались на мобильном приложении, вход в облако можно выполнить с любого устройства в десктопной версии, чтобы всегда был доступ к данным.

Автозагрузка и синхронизация

Частая проблема — на телефоне закончилось место, а чистить лень. Чтобы не думать, что сохранить, а что — нет, мы добавили возможность автоматической синхронизации устройства с облаком. Кто не хочет синхронизироваться — можно добавлять файлы поштучно прямо из ленты телефона.

Что дальше?

После перезапуска метрики МегаДиска растут — пользователи начинают потихоньку осваивать приложение, а мы собираем фидбек. Пока нам есть над чем работать. Например, нужно пофиксить скорость загрузки — это главный запрос от пользователей. Поэтому прямо сейчас сфокусировались на прокачке технической реализации МегаДиска.

Напоследок, немного лирики — впервые с 2013 года у продукта появилась возможность конкурировать с другими облачными хранилищами. Очевидно, что пока наша аудитория ограничена — это только абоненты МегаФона. Но если все получится, мы сможем дать доступ к облаку абонентам других сотовых операторов.

Пишите, как вам новый МегаДиск — кнутов не боимся, мотивирует сделать классный продукт для пользователей :)

Если понравилось — голосуйте за следующую статью:
Как запустить продукт внутри корпорации — продуктовый подход
Как сделать удобное и красивое приложение в корпоративном стиле
1010
68 комментариев

неплохо, что поддержка вебдав есть, в таких продуктах ее режут часто

3
Ответить

Какие настройки для вебдав?

Ответить

Описали, как шла разработка Мегадиска в нашем кейсе: https://www.agima.ru/projects/diskmegafon/

3
Ответить

Пользуюсь Мегадиском. Пока всё нормально.

3
Ответить

Что же вы раньше то не сказали? 🤣🤣🤣

1
Ответить

Спасибо, опечатка, там 4G. Правда редактирование уже закрыли :(

Ответить